Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Рядом с четвертым блоком

Бригада «Правды» на Чернобыльской АЭС: В.Губарев, О.Гусев, О.Игнатьев, Н.Ларионова, М.Одинец, И.Тихомиров

Чернобыльская АЭС: хроника событий

Сейчас с вертолета четвертый блок выглядит совсем иначе, чем пять месяцев назад. Тогда – зияющая рана, выбрасывавшая в небо столь опасную для всего живого радиоактивность. Сейчас вертолет проходит рядом, а стрелка дозиметра уже не рвется вправо, как раньше… Впрочем, не будем предаваться иллюзиям – ситуация рядом с аварийным блоком сложная. А потому внимание к тем, кто сегодня сооружает саркофаг и ликвидирует последние очаги радиоактивности, особое. Каждый их шаг на виду. Ведь начинается перекрытие жерла реактора, и через несколько дней – пуск первого энергоблока.

Председатель правительственной комиссии, заместитель Председателя Совета Министров СССР Б.Е.Щербина в беседе с вашими корреспондентами образно охарактеризовал ситуацию:

– Мы надеваем на поврежденный реактор оболочку. Будто коронку на больной зуб. Саркофаг – сложное инженерное сооружение с вентиляцией, охлаждением, системой контроля… Но по сути – коронка… В общем, мы вступили в завершающую фазу ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС.

В Доме культуры Чернобыля состоялось собрание партийно-хозяйственного актива управления строительства № 605. И доклад, и выступления были предельно краткими – собрание длилось сорок минут и рассмотрело всего один и главнейший сегодня вопрос о подготовке к завершению работ по захоронению четвертого энергоблока. Затем участники собрания постановили: всему коллективу отработать один день с тем, чтобы заработанные средства передать на счет № 904 – в «фонд Чернобыля» [1].

Давно привычную формулу «ученье и труд все перетрут» сейчас часто вспоминают и в Чернобыле, и в Припяти, в общем, на каждом «поле боя» за возрождение станции. И в тридцатикилометровой зоне, и рядом с ней сегодняшние жизнь и работа измеряются главными мерками – отвоеванными у коварного врага пядями земли, уложенными километрами асфальта и бетона, сданными под ключ меблированными домами для эвакуированных и даже запасенными для них картошкой и соленьями. А время требует еще большего ускорения работ на станции и вокруг нее.

По нескольку вылетов в день совершает…

По нескольку вылетов в день совершает в зону аварийного блока командир вертолета майор В.Бабин.

Как и положено в генеральном наступлении, штаб находится рядом с местом главных событий. За стеной – поврежденный реактор. А здесь над картами и схемами, уже кое-где обтрепавшимися на углах, – люди в одинаковых защитных костюмах. Сработанность чувствуется и в лаконичных вопросах, и в той быстроте, с какой прямо на глазах принимаются подчас весьма сложные решения.

– Это и понятно: дух наступательности, – рассказывает заместитель начальника строительства С.Корчагин, – быстро выявляет истинных знатоков, аккумуляция же их опыта помогает оперативно развить успех и рождает порой простые, но весьма оригинальные подходы к решению ранее не возникавших задач.

Назовем несколько фамилий: А.Бевза, А.Демидов, К.Тыдыков, А.Приказчиков, А.Беченов… Перечень можно продолжать и продолжать – нет сегодня на 4-м блоке людей, которые не заслуживали бы упоминания. Мужество и мастерство присущи всем, без этих качеств характера делать здесь, нечего…

Реакторщики снимают фильм об оставшихся еще зараженными участках. Нет, не для широкого экрана. Здесь же, рядом с аварийным блоком, есть необычный «кинотеатр». Специалисты и рабочие внимательно изучают каждый кадр ленты, зарисовывают фрагменты увиденного в блокноты, запоминают тропки и переходы к опасным очагам радиации, чтобы ликвидировать их. Кадры киноленты служат своеобразным компасом, помогают точнее прокладывать подходы для мощной строительной техники.

и борттехник капитан В.Шалагин

и борттехник капитан В.Шалагин.

На экране появляются очертания необычного сооружения: мощная бетонная стена, уходящая в глубь земли. Это сооружение предохраняет воду реки Припяти от загрязнений. Гидрозащиту создали специалисты Всесоюзного объединения «Гидроспецстрой». Подземная плотина необходима для того, чтобы с началом осенних дождей ни капли воды не попало с территории АЭС в реку.

На следующих кадрах фильма зафиксировано мастерство летчиков, в частности экипажей вертолетов во главе с Николаем Николаевичем Мельником.

Когда на станции говорят, что обстановка на четвертом энергоблоке полностью контролируется, мы вспоминаем еще одну встречу под ее сводами – в непосредственной близости от реактора. Там мы побывали в отсеке, где трудились представители нескольких институтов.

– Моя задача,- уточнил сотрудник Института атомной энергии имени И.В.Курчатова С.Боголюбский, – следить за «самочувствием» четвертого энергоблока. Хотя смена каждого сотрудника здесь короче обычной, успеваем снять все показатели. Свидетельствуют они о том, что поврежденный реактор ведет себя спокойно. Установленные приборы контроля регулярно передают данные, объективно свидетельствующие о том, что воздух ни над реактором, ни около него опасности не представляет, специальная система вентиляции, которая монтируется в ходе строительства саркофага четвертого блока АЭС, предназначена поддерживать в нем безопасный режим.

…Поднимаясь на самые разные уровни здания четвертого энергоблока – от первых этажей, где ступеньки покрыты легко моющейся пленкой, до последних, где сполохи электросварки высвечивают работающих людей, заметно, как споро, сосредоточенно трудится здесь каждый.

– Члены 18 временных партийных групп, организованных в каждом подразделении стройки, заботятся как о широкой гласности при определении особо отличившихся, так и о критике отстающих, – замечает парторг В.Хапренко.

…Над стенами саркофага высятся стрелы мощных кранов. С их помощью строители уложат плиты перекрытия. Но как долог был путь вверх!

– Каждый наш работник, – заметил главный инженер управления Л.Бочаров, – стремится внести такой личный вклад, чтобы его товарищу было идти вперед и вверх не только сподручнее, но и быстрее. Каждая конструкция монтируется с высокой гарантией надежности. О том, насколько они сложны и громоздки, дает представление хотя бы такая деталь – масса отдельных блоков, из которых монтировался саркофаг для четвертого блока, достигает многих сотен тонн.

Лев Леонидович Бочаров, принимавший участие в разработке основных проектных решений, связанных с ликвидацией последствий аварии, считает, что в ускорении всей этой работы сыграла роль не только совершенная техника, которую в кратчайшие сроки страна направляет в Чернобыль, но прежде всего люди. А.Горонихин особо отличился среди тех, кто в июне монтировал под реактором защитную плиту. После отпуска он вновь попросился на станцию. Он и сегодня в числе передовиков. Великолепно работают бригады В.Андриянова, И.Павлова, С.Зуева, коллективы, где прорабом А.Фисун, начальниками участков А.Карташов, В.Блохин.

Так выглядел четвертый блок 20 сентября

Так выглядел четвертый блок 20 сентября.

Те, кто выдержал испытание на мужество, делом доказал, на что способен, тот, кто научился точно ориентироваться в радиационной ситуации на станции, – все они охотно делятся своим опытом. Об этом позаботилась партийная организация. Учатся, например, у плотника-бетонщика В.Вороткова, электросварщика Н.Константинова, монтажников В.Гнедого, П.Кима, А.Макарова, А.Шевченко.

Почти все инженерные решения здесь, на четвертом блоке, рождаются впервые в мировой практике. К примеру много хлопот доставляло бетонирование одного из участков блока, так как раствор сквозь обломки уходил из опалубки. Рабочими предложено оригинальное решение, и оно в кратчайшие сроки было реализовано. Завод, поставляющий необходимые материалы, в считанные часы был перепрофилирован на выпуск продукции, заказанной монтажниками. В кратчайшие сроки выполнялись сложнейшие проектные работы, на которые обычно уходили годы. В течение одного месяца были созданы высокопроизводительные механизмы с дистанционным управлением, которые помогают убирать зараженные обломки [2].

Новые принципы работы буквально на каждом участке со всей наглядностью убеждают: многое из опыта, полученного в Чернобыле ценой огромных усилий, нуждается в изучении, закреплении и широком распространении.

Люди, вооруженные современной техникой, конечно же, сила. Но люди, выстоявшие в единоборстве с бедой на первых его этапах и вновь вернувшиеся на АЭС для завершения трудового подвига, сильнее во сто крат. Об этом хочется сказать именно сейчас, когда аварийный реактор замуровывается навсегда. Слава о людях, покоряющих вышедший из повиновения атом, только начинает приумножаться…

Фото А.Назаренко.

Правда, 1986 г., 26.09, № 269 (24891).

[1] Щоб начальникам було звідки красти. Але крадійства з 904-го рахунку вийшли наяв значно пізніше…

[2] Ясна річ, що раніше їх не було: на випадок ядерної війни їх все одно не напасешся, а інакше вони непотрібні…