Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Ожил первый энергоблок

Н.Бакланов, А.Пральников. Чернобыль

Ожил первый энергоблок

Специальные корреспонденты «Известий» передают с площадки Чернобыльской АЭС

Чернобыльская АЭС вновь дала промышленный ток! Вспомним: 26 сентября 1977 года первый энергоблок станции был впервые поставлен под нагрузку. После аварии на четвертом блоке все ее реакторы были экстренно заторможены. Более пяти месяцев шла напряженная работа, в которой участвовала вся страна. И вот 1 октября, 16 часов 45 минут.

– Первый энергоблок – в сети! – сообщил заместитель директора Чернобыльской АЭС А.Миргородский.

Весь предыдущий день мы провели на станции. Открывая дверь помещения центрального щита управления, где сосредоточен контроль главной электрической схемы, руководитель одного из подразделений И.Ракитин предупредил корреспондентов:

– Не обижайтесь, но постарайтесь не мешать. Сложное, ответственное сейчас время.

А внешне на станции все было спокойно. Начальник смены электроцеха Николай Андреевич Закаблук говорил о том, что работа идет нормально: трансформатор прошел положенный контроль, проверены системы защиты. По электрической части оборудование готово к включению в сеть.

Шадрин, как он сам выразился, в это время лицом официальным еще не был. Ему, начальнику смены, только предстояло принять вахту. Александр Георгиевич сидел, примостившись у края пульта и листал журнал оперативных записей.

– Думаю, станцию, точнее, первый блок предстоит пускать нашей смене, – сказал он (забегая вперед, так и получилось), – а сейчас смотрю записи дежурных. Нужно хорошо представить себе все, что происходит на блоке. Вахта у нас до сих пор была двухнедельной, вот и приходится накануне начала работы штудировать хронику событий.

Правда, теперь, начиная с нынешней смены, переходим на новый график: пять дней вахты, шесть дней отдыхаем. Будет проще входить в суть дела, когда возвращаешься на станцию. Ну и, надеемся, жизнь в вахтовом поселке наладится. Сейчас начинают заселять домики базового лагеря «Зеленый мыс». Условия там обещают быть получше. Временные трудности в «Белом пароходе» – так назвали энергетики свое плавучее пристанище – не очень-то удобное. Достаточно сказать, что, когда прибывает новый отряд, а заканчивающий работу еще не вывезли, нас оказывается по два «хозяина» на одну койку.

– Чем отличается сегодняшняя ваша работа от повседневной?

– Тем, что мы не просто принимаем и сдаем очередную смену: все системы проверяются, обкатываются так, как это делается на станции, которую впервые готовят к пуску. Составляется технический акт на каждый этап предпусковой готовности. Кроме того, весь персонал прошел переаттестацию…

И такая подготовительная работа вполне оправдана.

Ведь дело не только в том, что вновь вступает в строй атомная электростанция. Под промышленную нагрузку становится Чернобыльская АЭС. Тут – внимание особое, особая ответственность.

Накануне пуска произошел такой эпизод. При подготовке первого энергоблока были внесены некоторые изменения в системы загрузки реактора и цепь защитной блокировки. Одно из звеньев защиты оказалось ложным: когда она заработала, реактор, вышедший уже на минимально контролируемый уровень, снова потерял мощность. Само отключение цепочки – дело десяти минут, но на согласование операции по «ремонту» потребовалось около двух дней. Такова сегодня ответственность за каждый предпринимаемый шаг.

– Что же, штатная ситуация, – говорит главный инженер станции Николай Александрович Штейнберг. – Действительно, ответственность большая, сложностей – много. Извините, сейчас необходимо в реакторный – последний контроль перед пуском…

…Пожалуй, лишь профессионалы отдают себе отчет в том, насколько сложна система энергоблоков АЭС. Все в порядке, но контроль, исчерпывающая информация, уверенность в безотказности всех систем – только в этом гарантия нормальной работы.

В кабинете главного инженера Чернобыльской АЭС мы встретились с начальником цеха дезактивации В.Карповым.

– Не мы, – сказал Виктор Михайлович, – даем энергию, не мы пускаем генератор. Но без нашей работы это событие было немыслимо. Сейчас помещения первого блока по санитарному состоянию, уровню безопасности не отличаются от остальных станций. Проведено обеззараживание всех помещений. Готов, в плане радиационной безопасности, к пуску и второй блок. Сейчас приступаем к развернутым работам на третьем…

В том, как отлажена санитарно-пропускная система, вы сами убедились: все обеспечены специальной одеждой, работают душевые. Территория перед первым блоком, административно-хозяйственным комплексом приведена в порядок, дезактивирована, площадки покрыты свежим бетоном, панели выстланы моющимся пластиком. И, уверен, к весне сможем вернуть на привычное место перед входом в корпус голубые ели, пересаженные на время, когда шли работы по ликвидации последствий аварии.

Первый блок включен. Пошла энергия в системы, которые обеспечивались пять месяцев за счет повышенной нагрузки тепловых электростанций.

Чернобыльская АЭС начинает готовиться к зиме. На очереди – пуск второго блока.

Известия, 1986 г., 3.10, № 276 (21718).