Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Даже беда не научила

М.Гусев. (Внештатн.корр.«Труда»). Саратовская область.

Руководитель и коллектив / [І тут, і всюди – скрізь погано]

Тот апрельский день ничем не отличался от предыдущих. Как и три десятка лет подряд, станочник вагонного депо станции Анисовка Приволжской железной дороги Николай Савинов привычно отправился поутру на работу. Так же привычно, знакомой дорогой пришла на станцию и крановщица Людмила Щеглова. Их дороги сошлись возле лесосклада, откуда Н.Савинов вместе со своим напарником В.Болычевым решили взять нужные для работы доски. Болычев залез на крышу и с помощью крана снял щиты, которые служили одновременно и кровлей, и открывали доступ в склад. Потом вместе с Савиновым они зашли в помещение, зацепили связку досок и просигналили: «Вира!..»

Отступление первое. Инструкция по технике безопасности предписывала крановщице Щегловой проверить удостоверения у стропальщиков, исправность и наличие бирок, надежность строп. Во время работы она должна была убедиться, что люди внизу находятся в безопасной зоне, а груз не встретит препятствий на своем пути. Самим же стропальщикам инструкция велит выйти из опасной зоны (вспомним табличку «Не стой под грузом!») и продублировать все действия крановщицы. Но это – в теории. А на практике?

Начнем с того, что станочник Савинов и слесарь Болычев стропальщиками никогда не были и аттестацию не проходили. Но… «Стропили мы не впервой – раньше, правда, с мастером вместе», – скажет мне потом Болычев. И стропы не были маркированы, и щиты они не сняли на землю, а оставили их на крыше, потому что и раньше работали именно так.

…Груз медленно пополз вверх, через тот самый разобранный проем в крыше. Один небрежно положенный щит явно выступал за габариты отверстия.

Отступление второе. Склад был построен методом «самостроя», без проекта. Фермы покрытия не имели горизонтальных связей, а щиты крыши – жесткого крепления в местах, где они опирались на фермы. Одна балка была давным-давно оторвана… Но и на эти «мелочи» никто не обращал внимания – к ним уже пригляделись. А уж о таком пустяке, как каска, здесь никто всерьез и не думал – даже штатные стропальщики постоянно работали без них. Савинов и Болычев, естественно, тоже. Сколько мелких и крупных нарушений вы уже насчитали?

…Один небрежно положенный щит явно выступал за габариты отверстия. Когда груз был поднят на высоту крыши, трос зацепил этот выступающий угол, сдвинул щиты с места и те рухнули вниз. Каждый – несколько сот килограммов… Когда на крики крановщицы сбежались люди, то первым подняли щит, под который попал Болычев. Его спасло, без преувеличения, чудо – он упал в промежуток между штабелями досок. У Савинова же этого последнего чудесного шанса не оказалось… Было около 10 часов утра.

Вскоре возле склада собралось все начальство. Увезли не подававшего признаков жизни Савинова, хромающего Болычева. Тут же и начали судить, кто виноват. Судят до сих пор, каждый толкая вину от себя. И почти все твердят: «Роковая случайность!»

Отступление третье. За несколько месяцев до этой аварии на пункте промывки вагонов два бригадира – А.Захаров и А.Диденко с мойщиками В.Тивановым и В.Шуваловым закрывали дверь товарного вагона, а она – никак: вагон стоял, наклонившись под большим углом. Рабочим бы попросить переставить его, как положено, на другой путь, ан нет – они привыкли работать и так. Начали закрывать дверь ломом. Кончилось все тем, что та сорвалась с роликов. В результате у Захарова – перелом… Но никаких выводов из этого не сделали: ЧП посчитали случайностью.

А вот еще случай. Водитель В.Балута решил самостоятельно выгрузить лебедку. «Переквалифицировался» на ходу в стропальщика и… лебедка сорвалась. К счастью, никто тогда не пострадал. Но в назидание родился грозный приказ: мастерам, бригадирам, крановщикам не допускать к строповке посторонних. Как он был исполнен – вы уже знаете…

Бумагой можно, конечно, отвести от себя неприятности, прикрыться от ответственности. Но вот защитить, уберечь человека «бумажной крышей» невозможно.

Руководство депо охотно все нарушения объясняет высшими государственными интересами. Ради плана, мол, на что только не пойдешь. Но ведь план этот делал и тот же Савинов!

Вот что произошло уже после известной нам трагедии.

У Щегловой сломался кран. Работу она, наученная горьким опытом, тут же прекратила, сделав соответствующую запись в журнале. Решил человек поступать по правилам – хорошо. Но мастер К.Мишуков велел работу продолжать! Даже гибель человека не научила его ничему.

Крановщица все же настояла на своем: ей не хотелось больше никаких «случайностей». Но вот в один из очередных субботников к крану пришла смена. Смена как смена, только стропальщиков в ней не было. Тем не менее рабочие бойко взялись подцеплять груз. Щеглова – к А.Боцу, исполнявшему тогда обязанности начальника депо. Он должен был принять незамедлительные меры. Ведь по сути дела повторялась точь-в-точь история с аварией. Боц «меры принял»: посоветовал крановщице меньше разговаривать и идти работать.

Какой же урок нужно преподать руководителям депо, чтобы они поняли всю безнравственность своих действий?

Приведем в заключение еще приказ, изданный начальником дороги Н.Овсяником в связи с обрушившимися щитами. Там есть такой пункт: «Руководитель отдела вагонного хозяйства Саратовского отделения дороги Деревянкин Н.И. заслуживает строгого наказания, но так как он уже имеет несколько взысканий, ограничиться предупреждением».

Вот ведь как получается – чем больше грехов, тем мягче наказание…

Труд, 1986 г., 3.12, № 280 (20027).