Миражи и виражи
А.Малюгин – инспектор Комитета народного контроля СССР, Н.Остапенко – заместитель начальника железнодорожной станции Неданчичи Киевского отделения Юго-Западной железной дороги, А.Кобзев – бригадир СМУ треста «Курскрудстрой», П.Левченко – черниговский транспортный прокурор, И.Глянько – корреспондент «Правды Украины».
или Быль о транспортных неурядицах на промбазе треста «Славутичатомэнергострой» / Ускорить оборот вагонов
Этот «ход конем» составителя управления производственно-технической комплектации (УПТК) треста «Славутичатомэнергострой» В.А.Коваленко можно сравнить разве что с детективным. 28 марта ровно в десять он, В.А.Коваленко, позвонил в товарную контору железнодорожной станции Неданчичи:
– Подвижной состав из 26 вагонов разгружен честь по чести и подан на выставочный путь. Забирайте порожняк!
Не теряя ни минуты, на место вызова направили станционный локомотив. А когда он возвратился в Неданчичи, работники дороги растерянно спросили у своего составителя Ю.Н.Савченко, почему же он не пригнал вагоны.
– Простоял там целый час. Но ни порожняка, ни самого Коваленко не обнаружил, – вздохнул Юрий Николаевич.
Спустя четыре с половиной часа в товарной конторе раздался телефонный звонок. Все тот же Коваленко поинтересовался:
– Почему не убираете порожняк? Вы что, хотите побольше приписать нам часов простоя? Не выйдет!
– Но вы же не поставили эти 26 вагонов, – возразили железнодорожники.
– Уже поставили. Забирайте! – заверил В.А.Коваленко.
Однако и на сей раз станционный тепловоз вернулся в Неданчичи без порожняка. Повторное уведомление, как и первое, оказалось ложным.
– С подобными маневрами мы сталкиваемся не в первый раз, – сообщила нам работница товарной конторы станции Неданчичи О.А.Рудая. И познакомила нас не с одной сотней уведомлений, накладных, других документов, характеризующих истинное положение с выгрузкой вагонов на промбазе, отправкой порожняка на выставочный путь.
Картина, прямо скажем, неприглядная. Судите сами. Строители Славутича только за январь-март передержали почти 1600 вагонов. Общий сверхнормативный простой подвижного состава составил более 2.7 тысячи часов, за что начислен штраф на сумму 67 тысяч рублей. Не слишком ли попустительствуют тем, кто допускает такие потери?
Едем на промбазу «Славутичатомэнергостроя». Она занимает территорию 40 гектаров, на которых проложено 14 железнодорожных веток. Согласно проекту здесь должно быть и 25 козловых кранов. На поверку оказалось всего 5. Да и те пока монтируются, отлаживаются. Ни у одного из путей нет разгрузочной площадки. Поэтому железобетонные изделия и конструкции буквально заняли все свободные места. Многие из этих дорогостоящих асбестоцементных труб и металлоконструкций свалены друг на друга, к тому же сильно повреждены при разгрузке, складировании. Из-за вот такого хаоса, отсутствия козловых кранов, нераспорядительности руководителей УПТК под разгрузочными операциями сутками простаивает по 100 и более вагонов. И это при дефиците железнодорожных транспортных средств!
Во многих местах промбазы рельсовые пути, стрелочные переводы установлены с явным отступлением от проекта. Прямой бедой грозят уширение веток, «порезы» стрелок. Выгрузка вагонов ведется без закрепления колес тормозными башмаками. В результате пять полувагонов и платформ самопроизвольно пришли в движение и от столкновения с другим составом сошли с рельсов. В течение трех месяцев они лежали на боку. Один из пострадавших вагонов вовсе не подлежит никакому ремонту. На ремонт остальных требуется минимум 20 тысяч рублей. И вы думаете, руководители генподрядного треста выявили виновных, привлекли их к строгой ответственности? Ничего подобного!
Есть еще одна проблема, которую нельзя обойти стороной. Это поставка щебня, потребность стройки в котором огромная. К сожалению, его доставляют с карьеров на промбазу только арендованными у МПС «вертушками». Казалось, что этим «вертушкам» будет дана «зеленая улица». Так нет же, и в первый, и во второй, и в третий дни нашего пребывания один и тот же подвижной состав стоял «на приколе». И вроде бы никому нет до этого дела – ни руководителям генподрядного треста, ни народным контролерам, ни комсомольским прожектористам, ни членам оперативной группы Киевского обкома партии. Кому, как не им, следовало бы установить контроль за выполнением норм выгрузки вагонов, соблюденем правил производства маневровых работ, ведением учета задержания и повреждения подвижного состава на путях?
Наша рейдовая бригада столкнулась и с таким фактом. Рядом с промбазой Славутича имеется до 30 щебеночных карьеров и заводов. Тем не менее Минэнерго занарядило поставку щебня и из карьера станции Левобережная, расположенного, как говорится, за тридевять земель от стройки. Только в первом квартале из этого карьера предстояло подвезти к Славутичу 20 тысяч кубометров мелкого камня. Марафонские пробеги «вертушек» обернулись замедлением оборота вагонов в три раза.
На 14-м железнодорожном пути наша рейдовая бригада поинтересовалась у рабочих, почему медленно разгружаются вагоны.
– Третьи сутки возимся с этим составом, – вытирая пот с лица, сказал бригадир С.Н.Приходько. – А ведь на его разгрузку отведена норма 8-10 часов. Больше трудимся с руки, по команде: «Раз-два, взяли!». Почему? Козловых кранов, как видите, у нас нет, а выделенные гусеничные и автомобильные чаще ломаются, чем работают. Мы согласны разгружать вагоны не столько в дневное время, но и в вечерние и в ночные часы. Было бы освещение на промбазе. А еще – заинтересованность людей. Пора уже отказаться от повременщины и установить сдельно-премиальную оплату.
Верно говорит бригадир. На стройке есть и составители, и стропальщики, и путейные рабочие, и свои трестовские машинисты тепловозов. Но они числятся в штате разных строительных организаций. Поэтому трудятся вразнобой. Давно настала пора объединить этих людей в комплексные бригады с круглосуточным графиком работы на промбазе, перевести их на коллективный подряд с КТУ.
Сделай это, и мы бы превратили промбазу в цех высокой культуры производства, не допускали бы ни единого случая перестоя подвижного состава, – так заявили наши собеседники.
Эти мысли мы передали заместителю начальника главного производственно-распорядительного управления Минэнерго СССР А.И.Заикину. Он пообещал воплотить их и жизнь.
Пройдет совсем немного времени и на промбазе прибавится еще 15 путей. Это позволит ежесуточно принимать и ставить под выгрузку в два-три раза больше подвижного состава. Чтобы такой массированный грузопоток не застал врасплох работников, надо немедля создавать для ускоренной разгрузки вагонов комплексные бригады с круглосуточным режимом работы. Тогда вряд ли трестовский составитель В.А.Коваленко позволит себе делать шахматные ходы, чтобы скрыть факты перепростоя вагонов.
Правда Украины, 1987 г., 3.04, № 77 (13654).