Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Купеческий сад

Шероцкий К.В.

С Царской площади прежде всего попадаем в Купеческий сад, находящийся в ведении купеческого собрания, помещающегося здесь же против Андреевской горы, где кончается Александровский спуск. Слева от него ход к летнему театру Купеческого сада и еще ниже спуск с Крещатицкому источнику (под портиком). Направо на фоне зелени и цветов между двумя сходящимися вверху под углом дорогами – памятник императору Александру II, поставленный в 1911 г. в память освобождения крестьян по проекту скульптора Ксименеса. На каменном постаменте представлена фигура царя, к которой стремится с обеих сторон группа крестьян – детей и взрослых – и монах; барельеф на постаменте изображает аллегорические женские фигуры и стоящего перед ними мальчика и коленопреклоненного старца. Памятник шаблонный; он мало чем разнится от других памятников, раскиданных везде по России, но выигривает от зелени сада и вообще от удачно выбраннаго места,

Старый город со стороны Купеческого сада Вид на Подол с Купеческаго сада
Старый город со стороны Купеческого сада [с. 312-313] Вид на Подол с Купеческаго сада [с. 312-313]

Поднявшись от памятника в сад, при желании можем чувствовать себя, находясь в центре города, в полном уединении и тишине. С главной цветочной аллеи и площади с курзалом и эстрадой для оркестра (по вечерам даются здесь симфонические концерты) видны памятник Крещения, барочное здание электрической станции, заведение минеральных вод, днепровские дали и Подол, сияющий по вечерам тысячами огней; на реке мелькают огненные точки пароходов, видна Владимирская гора, оцепленная огнями словно ожерельем; с неё на Днепр и на город посылает свое благословение убранный огнями [с.219] крест. Именно здесь поэты (Козлов, Гребенка, Шевченко, Хомяков, Гоголь, Фет, Рылеев, Тютчев, Апухтин) устремляли свои взоры к Днепру и Киеву… Вокруг движется нарядная толпа; она поглощена мыслью об удовольствиях и нарядах. Демократическаго элемента здесь нет; его можно видеть ниже, спустившись к купеческому клубу и к летнему театру, где играет украинская труппа. В XVIII в. в том месте протекал к памятнику крещения ручеек и сад над этим «священным Гелионом» оглашался шумом учащихся студентов академии. В провальях ручья можно было набрести на кувшин с древними монетами (Тимковский).