IV. Остатки Киева XI—XIII века
Лукомский Г.К.
В совершенно цельном, вполне сохранившемся виде, в Киеве не осталось ни одного сооружения первой эпохи строительства на Руси.
Все они позже были или достроены, перестроены, или просто разрушались и видоизменялись. Сохранились, однако, крупные части – в некоторых случаях с украшениями внутренними (мозаики, фрески), или наружными (доски порфирные с изображением всадников на стенах Михайловского собора).
Наиболее значительными частями следует считать, конечно, Нерушимую стену собора святой Софии, ее апсиды, с уцелевшими арочками (как декоративный орнамент; не следует думать, что это были окна, позже заделанные); барабаны куполов (к сожалению при уснащении «барочных» деталей и самых главок потерявшие свой абрис); своды и арки, покоящиеся на столбах, и, наконец, лестницы в двух башнях западного фасада с уцелевшими (хотя сильно переписанными) фресками светского сюжета.
В общем в святой Софии много древнего, доступного осмотру, видного глазом. Но много есть в ней и скрытых (под землей) остатков: пять рядов полов, разноцветные плитки из разных материалов. Кладка наружных стен оштукатурена – была осуществлена попытка освободить ее из-под этой скорлупы, но данных о том, что всюду сохранилась кладка «греческая», т.е. слоями (кирпич – камень) нет и, судя по гравюрам, изображающим руины XVI века (работы Мейерберга) не всюду теперь стены были бы «полосатыми». Исследование еще не произведено.
Вот и все остатки собора XI века.
Позднейшая эпоха оставила нам еще прекрасный памятник – крещальню, пристроенную к собору, и тоже в былое время пребывавшую в состоянии руин: она была даже, как видно на гравюре, открытой. Фрески на ее стене и в апсиде стены сравнительно хорошо сохранились, но слой штукатурки, на котором они писаны, отстал от стены и при каждом малейшем сотрясении воздуха отваливался громадными кусками.
Внутри собора на стенах фрески все погублены, но в боковых простенках сохранились кусочки фресок XI века.
Особенно интересны, конечно, мозаики собора, столь известные и в европейской науке.
Михайловский собор сохранил тоже стены (апсиды) и части мозаик (изображение древней Евхаристии в алтаре) на них и фресок на столбах алтарной арки (еще не исследованных). При наружном, поверхностном обзоре, впрочем, труднее охватить физиономию древнего «памятника», так как он был застроен в последние годы XVIII века всякими контрфорсами; лишь со стороны апсиды можно почувствовать древний силуэт.
Трехсвятительская церковь, недалеко от Михайловского монастыря, сохранила совсем небольшой кусок тоже апсидальной стены и барабан купола. Колонки, слегка переделанные, вертикальные тяги (столь типичные, например, в Пятницкой церкви Чернигова) – остаток декорировки, почти всегда встречаемый в армянских церквах.
Кирилловская церковь – замечательна сохранившимся барабаном купола (овальным в горизонтальном сечении) и всеми сводами, а также апсидальными стенами, очень красивыми, хотя и попорченными в своей чистоте стиля позднейшими, правда небольшими украшениями над окнами. В Кирилловской же церкви имеются и древние фрески 1140 г., открытые в 1880 г.
В Выдубицком монастыре сохранилась сравнительно хорошо почти во всем объеме – если не считать поздний барабан с куполом – Михайловская церковь. Стены (не апсиды) восточная и двух фасадов (С. и Ю.), к сожалению, закрытые позднейшей штукатуркой, вполне передают характер постройки XII века. Типичны арочки. Внутри много переделанного, но можно без труда выделить линию первого периода строительства. Кладка, повидимому, всюду старинная, т. е. полосами. Приисследовании мы отбивали большие куски штукатурки и получался прелестный рисунок кирпичных чередований стены.
Как ни странно, но в наиболее популярной, после Софии, Десятинной церкви кроме, собственно, фундаментов, ничего не сохранилось. Излишняя известность этой церкви была причиной сплошной «реставрационной» перестройки в 1850 г. – в эпоху начала возродившейся любви к русской старине.
Спас на Берестове тоже уцелел в части почти всей высоты трех стен (одна апсидная). Кладка вскрыта при обмерах, очищена от штукатурки с побелкой и теперь рисуется полосатыми рядами своими очень красиво.
Вот и все, видимые ныне, архитектурные детали соборов и церквей Киева, с их украшениями, уцелевшие от XI и XII века. Не так много, но и эти «остатки» ценны и черезвычайно мало известны в европейской науке.