Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1321 г.

Берлинский М. Ф.

Привлекаемы благосклонностью литовского князя великое множество поляков поселялось в Литве и приняло его службу, тогда же и в Киев немалое их количество перешло. Для сих иноверцев определен был первый католицкий епископ в Киеве Генрих прозванием Рутка из монахов Доминиканского ордина, который из Авиньона [мається на увазі так званий Авіньйонський полон пап], где тогда пребывал папский престол прибыл в Киев, но в свещенноначальниках православного исповедания нашел здесь себе великое сопротивоборство, почему и принужден был скоро удалиться [еще упоминает сочинитель польской короны, езуит Несецкий в 1232 году о некотором бискупе киевском Герарде, который тогда же ревнителями благочестия был из Киева прогнан].

Хотя в последующее время епископы католицкие и имели свое жительство в Киеве [сие последовало со времен уже князя Свидригайла с половины ХV-го века, когда нынешний архиерейский Кудрявский дворец составлял Бискупский замок], но никогда не могли основать кафедральной церкви и отправляли свое богослужение в единственном костеле Доминиканском, о котором вышеупомянуто; больше до начала семнадцатого века никакой и приходской церкви [находился, кажется, еще католицкий костел св.Иякова на Подоле против местного валу и башты малой, как в Киевоподольской городовой архиве под 1637 годом апреля 30 дня по делу упоминается. Открываемые иногда на Подоле при Доброниколаевской церкви в земле старинные гробы, лежащие по обычаю католицкому к востоку головою, доказывают на ее месте существование римского костела. Впрочем, существование Доброниколаевской церкви еще в 1577 году упоминается. В том же архиве под 1644 годом № 572 упоминается об основании какой-то Николаевской доминиканами церкви. Из метрики вл. княжества Литовского от 1652 года 6 дня февраля по рапорту тогдашнему замкового городничего явствует, что в старом Киеве были и кляшторы и ктиторы католицкие] католического закона в Киеве не бывало, даже в Волынии, Галиции, Подолии и других землях русских не более как семь церквей католических щиталось [звичайно, костьолів на Україні було набагато більше (лише в Кам'янці-Подільському їх було не менш як чотири; у Львові – напевно більше). У Києві крім Домініканського існував ще Кафедральний костьол св.Марії, розібраний на цеглу в 1649 р.], кроме что в Житомире киевскими бискупами учреждена с XVI-го века кафедральная католическая церковь во имя Софии [Известие о бискупах и костелах взято из польской книги под заглавием «Corona Polska przy zlotoy volności», содержащей истории польских гербов, сочиненной езуитом Каспром Несецким и в 1728 году во Львове напечатанной], по примеру Киево-софийской митрополии.

Ревность несходных исповеданий от часу усугубляла негодование единоплеменных наций, наипаче же духовенство обоих подлежало взаимным их распрям. По поводу сих обстоятельств учинил неблагонамерен[с. 83]ный поступок управлявший тогда [1331] Киевом в отсутствии Миндовга внук Гедимина Феодор Кориятович, учинивший на пути насилие новопоставленному в Новгород архиепископу, против чего последовала укорительная манифестация для сего князя в Киеве и во всех православных Литовского княжения землях, наданная от Феогиоста, митрополита российского, который все время своего пастырства с 1328 года пребывал в Москве.

По завоеванию Волынии и Киева галицкие земли со Львовом и другими городами оставались [1339] без всякого союзника и защищения, почему и не умедлили сильному соседу Казимиру II [Казимир III, прозваний Великим. При ньому розпочався активний процес збирання польських земель під владою Кракова. Здійснювалося інтенсивне муроване будівництво], польскому королю, покориться [Кромер, книга XII, лист 263], получивши от сей новой власти свободу обычаев и прежнего исповедания веры.

Хотя от опасности татарского нашествия Киев и был свободен, но поселившиеся издавна татаре на Подоле и имея всякое с земляками, жившими в заращенном Крыму, сообщение, навели на Киев [1346] другого роду нещастие – моровую язву, от которой тогда почти весь город опустел [жахлива чума в середині XIV ст. завдала страхітливих спустошень європейським країнам (описана, між іншим, в “Декамероне” Дж.Бокаччо)].

Между тем как свет християнской веры от римскокатолических проповедников распространялся в областях литовского язычества и киевские митрополиты, пребывая в Москве, довольствовались собираемыми чрез своих коадьюторов из киевской паствы принадлежащими святому престолу пошлинами, прибыл на киевскую митрополию [1349] посвященный от болгарского терновского патриярха некоторый преосвященный Феодорит, но ни о времени его пастырства, ни о смерти ничего летописцы, впрочем, не упоминают [начало его пастырства иные полагают в 1352 году].