Жители
Берлинский М. Ф.
Природные киевоподольские жители суть по большей части происхождения малороссийского и частию польского, почему во нравах, обычаях, поведении и одежде сходствуют с сими нациями. Наречие их хотя есть украинское, однак не так грубо и чище оного. И как они все суть разновременные пришельцы, то едва ли есть дом, который бы мог помнить далее ста лет свой корень. Мущины одеваются в малороссийские длинные кафтаны, из коих верхние бывают или долгорукавые и широкополые киреи, или обыкновенные узкие бекеши, или с прорезными рукавами черкески, поверху коих опоясываются, и знатнейшие из них носят при поясах сабли; головы либо бри-ют в кружок, либо зачесывают назад и обыкновенные употребляют круглые шапки или шляпы. Женщины также сверх корсетов и юпок носят длинные суконные или шелковые, шитые по стану кунтуши или легкие длинные халаты; головы завязывают либо платками, или, как замужние, вздевают опушные с завернутыми вверх ушами капелюхи, но с недавнего времени многие из них стали перенимать вкус немецкий и одеваются по большей части в короткое платье. Жители верхних частей города, как по большей части суть разночинческие, иногородные или недавно поселившиеся, то в ношениях и обычаях всегда от подольских различествуют.
Начертав таким образом описание Киева, можно наконец приметить, что большая часть жителей оного в рассуждении положения самого города, в рассуждении множайших выгод, могущих происходить от коммерческих способов, полезнейших учреждений и климатических произведений, при благоразумных распоряжениях правительства и счастливых своих склонностях, уклоняяся немного от стародавних обычаев и соде-лався притом умереннее в расходах, прилежнее в предначинаниях и расторопнее в делах, могут быть и просвещеннее и достаточнее, а потому и счастливее своих предков. [с. 263]
На с. 264 – 279 розміщено примітки М.Берлінського і М.Брайчевського до другої частини праці.