1. Начальное и среднее общее образование
На Украине до конца XVIII в. народное образование полностью находилось в руках духовенства. При церквах существовали школы, дававшие ученикам ограниченные знания – преимущественно начала церковнославянской грамоты. В начале XIX в. в России в интересах дворянства была проведена школьная реформа. Главное внимание обращалось не на начальную школу, а на гимназию и университет, то есть на те участки школьной системы, которые обслуживали дворянство. Созданное в 1802 г. министерство просвещения подготовило «Устав университетов» и «Устав учебных заведений, подведомственных университетам», начавшие действовать с 1804 г.
Со временем гимназии были полностью отделены от уездных и приходских училищ, срок обучения в них увеличился до семи лет. Несмотря на классовую направленность, реформа до некоторой степени способствовала распространению просвещения среди народных масс через уездные и приходские училища, количество которых постепенно увеличивалось.
В Киеве первое уездное училище (Киево-Подольское) создано в 1807 г., а еще через два года здесь были открыты четыре приходских училища: Киево-Печерские (мужское и женское) и Киево-Подольские (мужское и женское). По данным, в 1817 г. в городе насчитывалось 13 церковных и 4 приходских училища [«СИРИО», т. XXIII, СПб., 1880, стр. 523-528]. Кроме того, для детей обедневших дворян и чиновников существовали три пансиона, уездное училище и воспитательный дом.
Чтобы сократить расходы на содержание начальных школ, царское правительство поддержало введение в школах так называемого метода «взаимного обучения» английского педагога Ланкастера, начавшего распространяться в России в 30-х годах XIX в. Сущность его заключалась в том, что учитель начальной школы готовил помощников из числа учеников, которые уже овладели чтением и письмом.
В 1820 г. в Киеве уже существовали две ланкастерские школы: военного ведомства и для сирот военных чинов [«Памятная книжка Киевской губернии на 1858 год», К., 1858, стр. 346]. Обучение по методу Ланкастера было введено и в некоторых приходских школах, в частности в Киево-Печерской мужской школе. Интересно отметить, что даже в конце [18]50-х годов эта школа еще называлась ланкастерской [Там же].
После поражения восстания декабристов усилились нападки на начальные школы со стороны самых реакционных представителей господствующей верхушки, видевших в просвещении народа источник вольнодумства и «крамолы». Особенно рьяно выступали они против ланкастерских школ, посколько там учились дети «нижних чинов» [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 246-247].
По сведениям, относящимся к 1835 г., в Киеве существовали такие учебные заведения: уездное училище (162 ученика), четыре приходских училища (186 учеников, из них 94 девушки), пять частных пансионов (один для мальчиков на 20 учеников и четыре женских – на 40 учениц каждый) [Там же]. Данных о количестве церковных школ нет. Как видим, в 1835 г. начальных школ в Киеве было почти столько же, сколько в 1817 г. К тому же в так называемых народных школах, в частности в приходских, число учащихся было небольшим. При этом необходимо учитывать, что в уездном училище, предназначенном для детей дворян, а также в частных пансионах учились не только дети жителей города, но и периферии.
Несколько лучше обстояло дело со средними школами, в которых учились преимущественно дети господствующих классов. Первая гимназия в городе была открыта 30 января 1812 г. на базе главного народного училища, которое существовало с 1789 г. Визитатор Виленского учебного округа, в состав которого входил Киев, Т.Чацкий добивался перевода гимназии с Подола в Липки, где в то время проживали в основном польские дворяне. Для этого польские дворяне собрали и внесли в банк в пользу гимназии 450 тыс. руб. Граф Чацкий, как и польские помещики, стремился к тому, чтобы гимназия стала центром воспитания молодежи в духе идеологии польских магнатов, мечтавших о восстановлении магнатско-шляхетской Польши и включении в ее состав Правобережной Украины.
По указу царя 1-я Киевская гимназия была отнесена к высшей категории. Ей позволялось расширять программу курса наук, а выпускники приравнивались в правах к студентам университета. Учебная программа гимназии состояла из таких предметов: латинского, греческого, французского, немецкого, русского и польского языков, высшей математики, химии, физики, технологии, архитектуры, естественного права, политической экономии, коммерции, статистики, естественной истории, сельского хозяйства, общей литературы, русской и польской литератур, моральной философии, логики, психологии и эстетики. В программу входили также танцы, фехтование, музыка и рисование. В угоду польским помещикам Чацкий добился включения в программу гимназии польского языка и литературы, а также преподавания на польском языке. Сначала курс обучения был четырёхгодичный и только через несколько лет был создан подготовительный класс. Число учеников в гимназии в первые годы было невелико: в 1812 г. – 48, 1815 г. – 63, 1818 г. – 98, 1824 г. – 112, 1828 г. – 119. Состав учащихся был таким: дети дворян – 44, чиновников – 39, купцов – 8, почётных граждан – 4, мещан – 18, казаков – 1, иностранцев – 1, вольноотпущенников – 2, кантонистов – 2 [А. Андрияшев, Историко-статистическое обозрение 50-летия существования Киевской первой гимназии (1812 – 1862), К., 1862, стр. 8]
С 1828 г. начался новый период в развитии среднего образования в России. Специально созданный царским правительством «Комитет устройства учебных заведений» выработал новый устав гимназий, который был утвержден 8 декабря 1828 г. Соответственно с уставом изменялась сама система гимназий, управление ими и распределение уроков. Усилилось классическое направление обучения. Согласно новому уставу гимназии состояли уже из семи классов. В первых классах во всех гимназиях были одинаковые предметы и объем их преподавания. Начиная с четвертого класса гимназии делились на гимназии с греческим языком и гимназии без греческого языка.
1-я Киевская гимназия уже не могла вместить даже детей тех помещиков и чиновников, которые жили в Киеве. Нужда в расширении сети средних школ стала особенно острой после поражения польского восстания 1831 г., когда по приказу правительства закрылись училища при католических монастырях. Кроме того, стало очевидным, что система воспитания в школах, созданных на Правобережной Украине, еще до включения ее в состав России, направлена на пропаганду польско-шляхетских шовинистических идей. В связи с этим правительство решило увеличить здесь количество гимназий, которые бы воспитывали молодежь в духе преданности царизму. В январе 1836 г. открылась 2-я Киевская гимназия. Проект организации ее разработал директор 1-й гимназии А.Петров.
Во вновь созданной гимназии, курс обучения в которой согласно с уставом 1828 г. был рассчитан на семь лет, должны были преподавать закон божий, русскую грамматику, логику, словесность, латинский язык, математику, историю, статистику, географию, физику, чистописание, рисование, черчение, французский, немецкий и греческий языки.
С первых же дней существования 2-й Киевской гимназии польские магнаты старались подчинить ее программу своим интересам. Попечитель Киевского учебного округа Брадке поддерживал требование польских помещиков ввести польский язык в число учебных предметов. Он также хотел изменить соотношение предметов, которые следовало изучать согласно уставу 1828 г., в пользу изучения польского, немецкого и французского языков. Против этого возражал директор 1-й гимназии А.Петров. Мнение последнего соответствовало политике министра просвещения графа Уварова, не удовлетворившего прошения Брадке.
2-я Киевская гимназия с первых дней существования стала губернской, потому что ее директору поручалось заведовать всеми училищами губернии, как уездными, так и приходскими. Устав 1828 г. действовал до 1849 г., когда в систему образования снова были внесены изменения, вызванные прежде всего революционными событиями в Западной Европе. Вооруженные выступления трудящихся во Франции, Германии, Австрии, Венгрии и других европейских странах убедили царизм в том, что революционные идеи находят все большее распространение среди угнетенных масс. Стремясь помешать проникновению этих идей в Россию, правительство решило реорганизовать систему образования, искоренить то, что могло порождать в умах молодежи оппозиционные настроения.
В учебных заведениях России начались гонения на философию. Объявленная «язвой вольнодумства», она была исключена из числа университетских наук и заменена педагогикой. Царизм решил также изменить параграфы устава 1828 г., дававшие право всем выпускникам гимназии поступать в университет. Все делалось для того, чтобы высшее и среднее образование было привилегией господствующих классов. В докладной записке министра образования, в которой обосновывалась необходимость изменения устава, указывалось: «Полезно… оградить гимназии… от молодых людей, рожденных в низших слоях общества» [Н.С.Тумасов, История Киевской второй гимназии, «Киевская старина», 1902, № 2, стр. 189].
Следствием этих реакционных мер было то, что киевские гимназии превратились исключительно в сословные учебные заведения. Так, 1-я гимназия, размещавшаяся в то время в Кловском дворце, в начале 50-х годов стала закрытым сословным учебным заведением. В двух интернатах гимназии, в 1-м и 2-м «благородных пансионах», воспитывались дети дворян. В эти годы в гимназии было всего четыре ученика из детей почетных граждан и купцов первой гильдии. Большинство учащихся в интернатах принадлежало к богатым семьям, среди них преобладали дети польских и украинских помещиков. Детей именитых сановников в гимназии насчитывалось 15 [В.Беренштам, Из школьных лет А. С. Лашкевича, «Киевская старина», 1899, № 11, стр. 249].
В киевских гимназиях долго действовали разработанные до мельчайших деталей правила, введенные в 1832 г. попечителем Киевского учебного округа Брадке. Эти правила предусматривали ряд предупредительных полицейских мер. Глаз надзора был повсюду: в классе, на улице, дома.
Установленных Брадке «правил» придерживались и его преемники, в частности князь Давыдов, являвшийся попечителем с 1838 по 1845 г.
Гневно критикуя николаевскую школу, которая всячески унижала человеческое достоинство, А.И.Герцен писал, что простой язык, простое движение считались такой же дерзостью, как раскрытая шея, расстегнутый ворот.
«Отраженный в каждом инспекторе, директоре, ректоре, дядьке, стоял Николай перед мальчиком на улице, в церкви, в, родительском доме, стоял и смотрел на него оловянными глазами без любви, и душа ребенка ныла, сохла и боялась, не заметят ли эти глаза [Николая I. – Ред.] какого-нибудь ростка свободной мысли, какого-нибудь человеческого чувства».
Правительство, говорил Герцен, подстерегало ребенка с первых шагов в жизни и развращало кадета-ребенка, гимназиста-отрока, студента-юношу. Беспощадно, систематически вытравляло оно у них человеческие черты, отвращало их, как от тяжелого бремени, от всех человеческих чувств, кроме покорности.
Кроме гимназий, в Киеве с 1851 г. существовал Владимирский кадетский корпус. Вопрос о его создании был решен царем Николаем I еще в 1847 г. Однако только 10 декабря 1851 г. в корпус начали принимать кадетов. Официальное открытие «Неранжированного Владимирского кадетского корпуса» произошло 1 января 1852 г. Для этого было построено специальное помещение, на сооружение которого, кроме государственных средств, были использованы 200 тыс. руб. взносов дворянства Киевской, Подольской, Волынской, Херсонской и Таврической губерний. В 1865 г. корпус был переименован в военную гимназию. Из почти специального военного заведения он превратился в общеобразовательное, главной задачей которого было воспитание кадетов в духе преданности самодержавию.
Что касается женского образования, то к концу 30-х годов в Киеве насчитывалось лишь несколько частных женских пансионов. После подавления польского восстания 1831 г. царское правительство начало активно проводить русификаторскую политику на Правобережной Украине с целью ослабления политических позиций польского дворянства. Одним из первых проводников этой политики был киевский генерал-губернатор граф Левашев, который в 1833 г. добился разрешения открыть в Киеве Институт благородных девиц. По его проекту, целью этого закрытого заведения было «внутреннее образование» девушек, «не оставляя без внимания и наружного их образования». Поэтому преподавание истории ограничивалось наиболее важными или наиболее поразительными в моральном отношении фактами, а преподаватели физики и естественной истории сообщали воспитанницам только наиболее интересное и то, что могло пригодиться им в жизни и быту. Проект институтского устава, составленный в 1834 г., предусматривал, что руководство будет сосредоточено в руках высших представителей местной администрации и дворянства, учебная часть – в ведении попечителя учебного округа, хозяйственная – члена совета, воспитательная – начальницы [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 260].
5 ноября 1834 г. устав был утвержден, а 22 августа 1838 г. произошло открытие института. Вначале, из-за отсутствия специального помещения, он временно помещался в губернаторском доме, поэтому в первые годы воспитанниц в нем было немного. С переходом института в 1843 г. в собственное помещение и открытием новых классов количество учениц постепенно увеличилось до 200. В 1852 г. было разрешено принимать в институт дочерей почетных граждан и купцов первой гильдии.
До начала [18]60-х годов учителя института получали незначительную заработную плату – 114-200 руб. в год. Несмотря на это, в первый период существования института в составе преподавателей преобладали профессора университета, среди которых встречаем Н.И.Костомарова.
В [18]50-х годах в Киеве кроме института также имелись частное училище графини Левашевой и два частных пансиона – Залесской и Ганф, находившиеся под надзором директора 1-й гимназии.
Главными предметами в пансионах считались французский язык, музыка и танцы, поэтому образование, которое получали здесь девушки, было на очень низком уровне.
Развитию школьного образования в Киеве в конце [18]50-х годов способствовало назначение в 1858 г. попечителем Киевского учебного округа выдающегося русского ученого Н.И.Пирогова, поставившего своей задачей вывести воспитательные заведения из разряда дисциплинарных учреждений. При его активном участии в учебных заведениях вводилась более прогрессивная система обучения и воспитания: введение наглядности в обучении, повышение роли педагогических советов и т.д.
Однако Пирогов-педагог не всегда был последовательным. Так, в циркуляре «О поступках и наказании учеников гимназий Киевского учебного округа» (1859 г.) он отошел от своих гуманных принципов, позволив применение телесных наказаний в учебных заведениях. Стараясь смягчить впечатление от этого, он оговаривал, что применять розги в гимназиях следует ограниченно, назначать с «крайней осторожностью» и не на усмотрение отдельных учителей, а только по решению педагогических советов. Как указывал В.И.Ленин, «Пирогов в 1860-х годах соглашается, что надо сечь, но требовал, чтобы секли не безучастно, не бездушно» [В.И.Ленин, Соч., т. 18, стр. 538] [Не один тільки В.І.Ленін, але й ми читали статтю М.О.Добролюбова “Всероссийские иллюзии, разрушаемые розгами”, яка була джерелом цих даних].
В конце [18]50-х годов большую популярность приобрели воскресные школы, как назывались тогда школы разного типа для взрослых и подростков. Взрослые и дети обучались в них вместе, но все они за редким исключением делились на мужские и женские. В фондах попечителя Киевского учебного округа сохранилось ходатайство студентов университета на имя Н.И.Пирогова, датированное 14 сентября 1859 г. [ЦГИА УССР, ф. Канцелярии попечителя Киевского учебного округа 1859, 1-й стол, д. 352] В нем указывалось, что студенты хотят дать мальчикам киевского «ремесленного класса» (то есть детям рабочих) возможность бесплатно получить начальное образование и просят разрешения открыть воскресную школу. Разрешение было дано, и 11 октября 1859 г. на Подоле, в здании Киево-Подольского дворянского уездного училища, начала свою деятельность первая в Киеве и вообще в России воскресная школа.
16 октября 1859 г. профессор Киевского университета П.В.Павлов подал Пирогову заявление группы студентов с ходатайством о разрешении на открытие подобной школы при уездном училище; вскоре и в другой воскресной школе начались занятия.
Подавая Пирогову заявление студентов, Павлов, со своей стороны, просил попечителя округа разрешить ему помогать студентам «в деле бесплатного обучения детей неимущих классов в обеих школах».
Общее руководство воскресными школами было возложено на проф. П.В.Павлова. Обязанности бесплатных учителей взяли на себя студенты университета. В первый же день в Подольскую школу пришло 50 учеников, а через несколько дней их стало 110. В день открытия Новостроевской школы в ней насчитывалось 34 ученика, а за короткое время число их увеличилось до 148. В первом отчете этой школы сообщались данные о составе учеников: здесь обучалось 35 столяров, 31 портной, 10 кузнецов, 6 сапожников, 9 резальщиков [? такого фаху не бувало; напевно, різників, тобто “мясников”; але для істориків України знання української мови ніколи не було обов’язковим, правда ж? – М. Ж., 2002 р.], 3 каретника, 7 переплетчиков, 4 обойщика, 2 золотых дел мастера, 3 ламповщика, 2 меховщика, 22 лакея и без занятий – 14 человек. По возрасту ученики распределялись так: от 8 до 15 лет – 56; от 15 до 20 лет – 63, от 20 до 30 лет – 29. Состав учеников говорит о том, что в воскресных школах учились трудящиеся [С. X. Чавдаров, Педагогічні ідеї Т. Г. Шевченка, К., 1953, стр. 153].
Поскольку в эти школы приходили и ученики, уже умевшие читать, было организовано два класса: низший и высший. Низший в свою очередь делился на первое отделение, которое включало совсем неграмотных, и второе, где обучались лица, знавшие буквы и умевшие немного читать. Учеников первого отделения обучали только лишь грамоте, а второго – также основам арифметики. Занятия происходили каждое воскресенье и в праздничные дни, с десяти часов утра до двух часов дня.
Из воспоминаний о первых воскресных школах в Киеве видно, что студенческая молодежь, среди которой было немало и революционно настроенных, с воодушевлением отдавалась делу их создания. Среди тех, кто содействовал этому, следует отметить Н.И.Пирогова, П.В.Павлова, И.И.Слепушкина, М.К.Чалого, Я.Бекмана, М.Муравского [Б.П-ский [Познанський Б.С. ?], Воспоминание из недалекого прошлого (О школе и грамотности в Киевской губернии), «Киевская старина», 1885, № 2, стр. 241-267].
Кроме названных школ, в феврале 1860 г. при 2-й гимназии открылась женская воскресная школа. Такие же школы были созданы при 1-й мужской гимназии, где за это дело взялись гимназисты старших классов под руководством учителя Должникова, а также при приходских училищах на Печерске. Студенты университета в 1861 г. организовали еще одну бесплатную воскресную школу, которая размещалась в помещении университета. В воскресных школах преподавали студенты, преподаватели гимназий и профессора университета. Уроки велись на украинском и русском языках. В воскресных, как и в других школах учебного округа, широко применялось обучение по методу Золотова (звуко-наглядному), помогавшему лучше усваивать уроки.
Среди преподавателей воскресных школ были революционные демократы. Они знакомили учеников с произведениями Т.Г.Шевченко, Марко Вовчок и других прогрессивных писателей. Большое значение развитию воскресных школ придавал Т.Г.Шевченко, который написал и издал для них «Букварь южнорусский».
Отчеты и сообщения о деятельности воскресных школ в Киеве свидетельствуют о большом стремлении простого народа к обучению своих детей. Все более широкий размах приобретало движение за образование для взрослых.
В 1862 г. в России насчитывалось 316 воскресных школ, в том числе 67 на Украине, из них 9 школ в Киеве. Для воскресных школ издавались буквари и учебники на украинском языке. Эти школы содержались почти исключительно на средства, поступавшие от частных лиц. Иногда незначительные суммы на их содержание отпускали также городские и ремесленные управы. Так, в 1860 г. городская управа Киева ассигновала на все воскресные школы 160 руб. [С.X.Чавдаров, Педагогічні ідеї Т.Г.Шевченка, стр. 155]
Дворянство и реакционная профессура к воскресным школам относились враждебно. Классовые интересы объединяли реакционеров всех мастей – польские, украинские, русские и другие эксплуататоры в просвещении трудящегося народа видели подрыв «нерушимых» основ политического, экономического и духовного господства. Враждебную позицию по отношению к воскресным школам заняло и духовенство, которое также боялось просвещения народа.
Воскресные школы просуществовали недолго. Тайная полиция обнаружила, что в двух петербургских школах во время уроков и на квартирах учителей читали и обсуждали прокламацию «Молодая Россия», газету «Колокол» и другие революционные издания. Обеспокоенное этим царское правительство 12 июня 1862 г. запретило воскресные школы.
Изложенные факты свидетельствуют о том, что в первой половине XIX в. развитие образования в России, в частности в Киеве, происходило очень медленно. Особенно слабо развивалась начальная школа. В конце [18]50-х годов в городе насчитывалось около 60 тыс. жителей. В это же время в городе насчитывалось шесть приходских школ, два уездных училища (одно из них дворянское), девять частных учебных заведений, две мужские гимназии, Институт благородных девиц, училище графини Левашевой, училища военного и духовного ведомств (кадетский корпус и духовная семинария). Лишь в этих учебных заведениях можно было получить начальное или среднее образование. Приобрести знания самостоятельно не было возможности, потому что общедоступных библиотек не существовало. На весь Киев было два книжных магазина. Издавалась лишь одна официальная газета – «Губернские ведомости». В 1859 г. начала выходить другая газета – «Киевский телеграф» [Л.Струнина, Первые воскресные школы в Киеве, «Киевская старина», 1898, № 5, стр. 290].
Жестокая политическая реакция, казарменный режим внутренней жизни страны наложили свой отпечаток и на систему образования. В школах господствовала рутина с ее мертвыми формами воспитания, которое держалось на палочной дисциплине. Издевательство над детьми было типичным явлением школы николаевской эпохи как в духовных училищах, так и во всех низших и средних учебных заведениях гражданского и военного ведомств.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 284 – 292.