Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

7. Архитектура и градостроительство

Историческое своеобразие планировки Киева заключается в том, что он вследствие очень пересеченного рельефа вытянулся вдоль Днепра в виде как бы трех поселений. Эти части города развивались в какой-то степени самостоятельно и существовали обособленно почти до конца XVIII в. Писатель Измайлов, посетивший Киев в 1799 г., писал, что «сообщение между тремя частями города чрезвычайно затруднительно. Кажется, что вы видите три разных селения» [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 80].

Слияние отдельных частей города в единое целое в конце XVIII -начале XIX в. являлось основной задачей застройки города, которая могла быть успешно осуществлена только после упорядочения внутригородских путей сообщения. Этим, в частности, и объясняется тесная связь деятельности первого архитектора Киева А.И.Меленского со строительством дорог на территории города. За старательную работу в этой области его даже наградили бриллиантовым перстнем [КОГА, ф. Киевского губернского правления, оп. 295, д. 11 644, л. 2]. В Киеве в конце XVIII в. мощеных мостовых не было, лишь кое-где имелись деревянные. В городе не хватало воды, ночное освещение улиц было введено только с 1796 г.

Жилые дома мещан, преимущественно одноэтажные, за редким исключением размерами и внешним видом не отличались от крестьянских хат. По свидетельству одного из современников, на Подоле были «убогие избы, выстроенные по украинскому способу из плетня, снаружи и изнутри облепленные глиной» [«Русская старина», 1893, т. 79, стр. 9].

Полную противоположность жилым домам мещан представляли храмы и монастыри, имевшие величественный вид. Один из придворных Екатерины II, сопровождавший ее во время поездки в Крым, писал: «Когда вы приближаетесь к Киеву, то город этот представляет собой ландшафт редкой красоты, особенное впечатление производят церкви с зелеными или даже позолоченными куполами, которые находятся на высоких горах».

Большие изменения в экономике и административном положении Киева, происшедшие в конце XVIII в., вызвали необходимость улучшения городского хозяйства и упорядочения планировки и застройки города.

В 1787 г. Екатерина II утвердила перспективный план застройки города, составленный под руководством генерала артиллерии И.Меллера и графа А.Шувалова. Согласно плану, новое строительство предусматривалось главным образом на Печерске, строения на Подоле, затоплявшиеся во время наводнений водами Днепра, подлежали сносу. В 1797 г. указом Павла I было отменено решение о ликвидации Подола и приказано расширить здесь строительство каменных зданий.

Эти частные изменения не отменяли в целом генеральный план Киева, и он продолжал оставаться основным проектом застройки города в конце XVIII – начале XIX в. Согласно этому проекту, в частности, были проложены основные улицы в Липках, существующие и теперь (нынешние улицы Октябрьской революции, К.Либкнехта, Розы Люксембург и др.).

Темпы роста Киева в начале XIX в. характеризуют такие данные. В 1797 г. в Киеве, не считая церковных и монастырских строений, было 3672 деревянных и 27 каменных зданий. Наиболее заселенной частью города в это время был Подол, где находилось 2092 здания, в то время как на Печерске – только 1101 и в Старом Киеве – 506 зданий. При этом на Подоле находилось 24 каменных строения, а на Печерске только 3 [Н.Закревский, Описание Киева, т. I, стр. 115].

Такое соотношение в застройке сохранялось до 1811 г., когда в городе произошло несколько пожаров, среди которых наиболее страшным был пожар на Подоле 9 июля. Этот пожар уничтожил почти все деревянные строения этой части Киева до самой Глубочицы. В 1812 г. был утвержден новый план застройки Подола, составленный архитектором В.Гесте. Он предусматривал прокладку широких прямых улиц и создание Контрактовой площади, где на месте бывшего магистрата намечалось соорудить новый Контрактовый дом. В результате новой планировки Подола с широкими улицами и площадями, количество участков под жилую застройку здесь очень сократилось. Многим жителям были отведены усадьбы в других частях города.

О ходе застройки Киева после пожара 1811 г. свидетельствуют официальные отчеты губернатора за несколько лет [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 5, д. 2751, 2756, 3081, 3480, 3775]. На протяжении 1812-1818 гг. в разных частях города под строительство было роздано 650 участков, в частности на Печерске – 167, в Верхнем городе (Софийская часть) – 63, на Подоле – 340 и в Плоской слободе (за Глубочицей) – 80. Приведенные данные свидетельствуют о том, что хотя Подол застраивался медленно, однако в целом город продолжал расти. Поэтому вопросы регулирования застройки занимали большое место в деятельности городской и губернской администрации.

На архитектуру Киева в начале XIX в. большое влияние оказывали общегосударственные строительные мероприятия, вводившие в городах империи единый стиль застройки площадей и улиц.

Классицизм как архитектурный стиль пришел на смену барокко во второй половине XVIII в. Он отличался строгостью форм, в основе которых лежали принципы античной архитектуры. В композиции фасадов большую роль играли колонны, фронтоны и гладкие без лишних украшений стены, которые на первых этажах часто расчленялись глубокими горизонтальными швами (имитация кладки из крупных блоков). Классицизм распространился вначале в Петербурге и Москве, а затем и во всех городах империи. Особенно содействовало этому строительство в губернских и уездных городах различных казенных и культовых сооружений по типовым проектам. В 1803 г. были утверждены проекты губернских и уездных Присутственных мест, домов генерал-губернаторов, магазинов и др., исполненных в стиле классицизма. Эти проекты разработал выдающийся русский архитектор А.Захаров. Они отличались строгостью пропорций и простотой классических форм.

Первым значительным сооружением в стиле классицизма в Киеве был построенный по проекту И.Меллера старый «Арсенал» (1784-1801 гг.) против лавры с его простой, лаконичной композицией и с мастерской проработкой карнизов и порталов. В начале XIX в. классицизм окончательно стал господствующим стилем архитектуры Киева, что нашло отражение не только в новых сооружениях, но и в перестройке некоторых памятников архитектуры. Когда в 1807 г. верхнюю часть Софийской колокольни разбила молния, ее заменили высоким, характерным для классицизма шпилем.

Наряду с этим вводился единый стиль и в частное жилое строительство. В 1809-1812 гг. были утверждены типовые проекты фасадов, составленные видными петербургскими архитекторами, для «партикулярного строительства» в городах России. Главная цель правительственных органов сводилась к застройке городов единообразными домами, заборами и воротами.

Киевские городские архитекторы и полиция строго следили за тем, чтобы при строительстве не было отступлений от утвержденных типовых проектов. Для застройки города были утверждены также правила, согласно которым устанавливались определенные зоны в зависимости от зажиточности домовладельца.

Дома по типовым проектам делились на три номера: первый характеризовался длиной фасада вдоль улицы от 24 до 45 аршин, второй – от 15 до 24 аршин и третий – от 9 до 12 аршин. Соответственно с размерами домов определялся участок, отводившийся под застройку: для первого номера – 1000, второго – 600 и третьего – 300 кв. саженей. По закону на центральных улицах и площадях усадьбы отводились для наиболее зажиточных людей, строивших дома по первому и второму типам [«ПСЗ», т. XXIX, № 2223].

Типовые проекты сыграли значительную роль во внедрении в массовое строительство классической архитектурной композиции, в широком использовании стандартных деталей и форм, что содействовало повышению общей строительной культуры и формированию единого архитектурного стиля в стране.

В застройке Киева первой трети XIX в. большую роль сыграл главный архитектор города А.И.Меленский. Одним из первых творений Меленского в Киеве является памятник магдебургского права (так называемый Нижний памятник Владимиру, или памятник крещения Руси), построенный в 1802 г., на берегу Днепра в конце Крещатой долины. По замыслу это одно из наиболее интересных сооружений Меленского, в котором чувствуется чистота форм, присущая этому мастеру. Памятник представляет собой колонну на пьедестале с четвертными арками, подпирающими его с двух сторон, что создает памятнику оригинальное основание. Пьедестал представлял собой часовню с фонтаном. Колонна хорошо выделяется на фоне зелени и замыкает глубокую балку, являющуюся продолжением Крещатой долины.

В 1799 г. началось строительство первого Контрактового дома на Покровской улице (теперь ул.Зелинского) за счет сумм, поступавших от винного откупа. С 1801 г. контракты происходили в этом доме. Он был двухэтажным, первый этаж – каменный, а второй – деревянный. В 1819 г. Контрактовый дом, от которого после пожара в 1811 г. остались лишь стены, был отстроен по проекту А.И.Меленского для цеховой управы, а в 1835 г. в нем намечалось разместить городскую думу. Позже, в 1871 г., здание было отдано под женскую гимназию. В 1878 г. оно было значительно перестроено [теперь в этом здании помещается средняя школа № 100].

Из общественных сооружений начала XIX в. наиболее значительным в застройке Подола был гостиный двор. 21 ноября 1808 г. на Подоле во время пожара сгорело около 300 деревянных лавок. В связи с чем купцы Подола обратились к гражданскому губернатору с просьбой разрешить им построить каменные торговые ряды и выдать для этого из Государственного банка ссуду в размере 150 тыс. руб. 4 января 1809 г. губернатору Панкратьеву были представлены планы площади, на одном из которых были изображены все строения гостиного двора «и других торговых лавок» [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 3, 1809, д. 1919. л. 23-25, 28].

Из докладных записок Меленского видно, что задуман гостиный двор как архитектурный центр Подола. Однако строительство его одержалось из-за недостатка средств. Во время пожара 1811 г. строительство гостиного двора не очень пострадало, и через некоторое время работы возобновились. В 1812 г. магистрат докладывал гражданскому губернатору о том что для окончательной достройки гостиного двора необходимо сделать крышу по подсчетам городского архитектора, стоившую 30 тыс. руб. [Там же, л. 117] Эта сумма была собрана среди купцов, и все 82 лавки были закончены и розданы им.

Строения гостиного двора решены в форме прямоугольника с большим внутренним замкнутым двором. Со стороны Братского монастыря размещался «ряд железный», со стороны Контрактовой площади – «ряд меховой и полотняный», далее шли ряды «овощной», «шелковый и суконный».

Строительство гостиного двора внесло определенный архитектурный порядок в застройку торговой площади, которая раньше была занята многими деревянными лавками и имела неприглядный вид.

Гостиный двор сохранился до наших дней, однако в сильно измененном виде. В результате реконструкции исчезла аркада, окружавшая его раньше, во многих местах пробиты новые окна, которые прорезали пилястры и карнизы.

Фасад здания Присутственных мест на…

Фасад здания Присутственных мест на Печерске. [с. 325]

Аскольдова могила. [с. 327]

Аскольдова могила. [с. 327]

В 1804 г. на Печерске было решено построить новый корпус губернских Присутственных мест напротив Царского дворца [приблизительно там, где теперь расположен фонтан в Советском парке]. Вначале предполагалось использовать утвержденный царем проект Захарова, по которому в то время сооружались подобные строения. Гражданский губернатор Панкратьев решительно возражал против типового проекта, мотивируя это тем, «что сей город сколько по его древности и знаменитости перед прочими губернскими городами, столько и по самому его положению и по памятникам, через многие веки здесь охраняемые, требует некоторого отличия» [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, д. 1225, л. 49].

Меленский, учитывая конкретное архитектурное и природное окружение, разработал новый проект Присутственных мест. Здание губернских Присутственных мест было наиболее значительным сооружением Меленского в Киеве. Оно имело центральный торжественный шестиколонный портик, подчеркивавший главный вход, к которому симметрично примыкали два крыла. В боковых корпусах были размещены различные учреждения, а в центральной части находился зал.

Большинство сооружений служебного характера, строившихся в Киеве в начале XIX в., имело довольно примитивные, упрощенные формы. Показательна в этом отношении застройка Делового артиллерийского двора, что отражено на чертеже, относящемся к 1805 г. [ЦГИА УССР, ф. Киевской инженерной команды, д. 5]

Еще до пожара 1811 г. в Киеве началось строительство ряда церквей. Меленский проектировал их в характерном для его времени стиле классицизма.

В 1800-1807 гг. на Покровской улице, являвшейся в то время одной из центральных улиц Подола, была сооружена церковь Николая Доброго. На западном фасаде ее был стильный четырехколонный портик с треугольным фронтоном и две круглые башни-колокольни с полусферическими куполами. В середине находился иконостас, выполненный в строгих классических формах.

В 1805 г. встал вопрос о строительстве каменной церкви Рождества на Подоле. Проект ее, подписанный Меленским, сохранился до нашего времени. Церковь сооружалась шесть лет, с 1808 по 1814 г.

Композиция плана ее определялась в некоторой степени пропорциями участка, почти квадратного, в связи с чем и построенная церковь по своим размерам приближалась к квадрату (33:36 саженей). По плану она завершалась большим восьмиугольным куполом. На боковых сторонах были сделаны четырехколонные портики, а с запада, где находился главный вход, была построена цилиндрическая колокольня со шпилем.

В 1808 г. было возбуждено ходатайство о строительстве новой церкви на Аскольдовой могиле [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, д. 2404, л. 94]. В связи с задержкой ответа из Петербурга, духовенство уговорило купца Мещерякова пожертвовать для этой цели 8 тыс. руб. На эти деньги и была построена в 1810 г. церковь.

Меленский удачно использовал тему круглого паркового павильона, очень распространенного в эпоху классицизма. Полусферический купол создает прекрасное завершение композиции строения.

Во время восстановления церквей и гражданских сооружений Меленский обычно не стремился к сохранению их первоначального вида. Он выступал как носитель новых эстетических принципов, утвердившихся в то время в архитектуре. Вне классицизма он не представлял своего творчества и даже при незначительных переделках сооружений уничтожал надоевшие барочные украшения, придавая сооружениям характерные черты классицизма. Только в некоторых случаях, когда ему приходилось иметь дело с уникальными памятниками архитектуры минувших веков, он сохранял их первоначальный вид, как это было, например, при восстановлении Богоявленской церкви Братского монастыря. Проект восстановления, разработанный на основе произведенных обмеров, повторял первоначальные формы сооружения в стиле барокко. В 1829 г. в монастыре была построена новая ограда «на старом фундаменте» и обновлена колокольня, сооруженная в 1756 г. С.Ковниром. Колокольня приобрела при этом типичные для классицизма формы с характерным шпилем, завершающим ее.

А.И.Меленский осуществил также капитальную перестройку здания бурсы, сооруженного И.Барским, надстроив второй этаж и сделав в центре здания двухэтажный классический портик [Строение, к сожалению, изуродовано последующими реконструкциями. Представление о нем дают чертежи А.И.Меленского, опубликованные в кн. Ф.I.Титов, Стара вища освіта на Україні XVI – поч. XIX ст., стр. 192].

Наиболее значительные реконструктивные работы после 1811 г. осуществлены им во Фроловском монастыре, где он не только реставрировал старые строения, но и соорудил новые. В 1821 г. он отстроил колокольню монастыря, а в 1824 г. Воскресенскую церковь с выступающей полукруглой колоннадой, к которой ведут две красивые лестницы. По своему характеру это сооружение напоминает скорее гражданское, чем церковное сооружение. Выступающая полуротонда подчеркивается ордерами строгих пропорций высотой в два этажа.

Своеобразно решен одноэтажный дом игуменьи, в композиции которого проявились черты новаторства Меленского. Он стоит к югу от главной церкви и замыкает небольшую внутреннюю монастырскую площадь. На главном фасаде здания имеется широкий выступ, перекрытый треугольным фронтоном. Переход от центрального выступа к боковым, западающим крыльям, осуществлен симметрично расположенными оригинальными ионическими портиками, которые размещены по четверти круга и перекрыты куполами.

В Киеве в первой половине XIX в. кроме Меленского работали архитекторы Кедрин, Дубровский, Карлони, Станзани и ряд инженеров Киевской военной инженерной команды. Инженерная команда постоянно занималась застройкой Печерской крепости. Строители из состава этой команды работали также в лавре, в частности, ими построены крытые галереи, ведущие к Ближним и Дальним пещерам.

После пожара 1811 г. в центре Контрактовой площади решено было разобрать остатки стен магистрата и возвести новое величественное сооружение, которое объединило бы магистрат, Контрактовый дом и почту. Был принят проект В.Гесте [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 5, д. 3085, л. 27], решавший весь комплекс сооружения в виде симметрической композиции с магистратом в центре. Отдельные корпуса предполагалось объединить магазинами с галереями. Из всего комплекса в 1817 г. была сооружена только правая часть – Контрактовый дом. Строительством руководил Меленский, внесший некоторые изменения в проект внутреннего оформления сооружения.

На территории Старого Киева наиболее значительные строительные работы в начале XIX в. были связаны с сооружением по проекту известного петербургского архитектора В.П.Стасова Десятинной церкви на месте старой Десятинной церкви, построенной в 996 г. князем Владимиром Святославичем и разрушенной в 1240 г. татаро-монголами.

Десятинную церковь Стасов запроектировал в древнерусском стиле, в результате чего она выделялась из общего характера застройки города того времени. На фоне классической унификации стилевых особенностей архитектуры в России в начале XIX в. предложение Стасова о создании новой Десятинной церкви в древнерусском стиле, безусловно, заслуживало внимания [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 9, д. 5060, л. 11, 25], так как этим отдавалась дань историческим традициям, приобретавшим большое значение в Киеве – «матери городов русских». Характерно, что сам Стасов, носитель довольно строгих форм классицизма, своим проектом заложил основу нового направления в архитектуре, распространившегося в конце XIX в.

Несмотря на положительное значение идеи использования национальных традиций архитектуры в практике строительства того времени, конкретное решение ее в проекте Стасова имело формальный характер. Он никогда глубоко не изучал древнерусскую архитектуру, а потому представлял ее себе только как вариант византийской архитектуры. Это, в частности, сказалось на трактовке композиции форм и деталей сооружения. Создавая проект Десятинной церкви, Стасов не приезжал в Киев, а потому не знал ни архитектурного окружения, ни природных условий города. В незнании конкретных условий и крылась основная ошибка этого проекта. Именно поэтому церковь получилась тяжелой и выпала из общего ансамбля города. Ее художественный образ В.П.Стасову явно не удалось найти, и можно согласиться с Закревским в том, что «затраты на строительство этого храма не принесли никакой пользы для искусства».

Вторым после Десятинной церкви большим сооружением на территории Старого Киева в этот период был костел. Его сооружение началось в 1817 г., но из-за отсутствия денег внезапно приостановилось почти на 19 лет. Костел был закончен под руководством В.И.Беретти в 1837-1839 гг. по переделанному Строительным комитетом в Петербурге проекту [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 1, 1836, д. 6531, л. 1, 5, 7, 18, 29].

Католический костел. Рисунок…

Католический костел. Рисунок Т.Шевченко. [с. 330]

Вид на Институт благородных девиц. С…

Вид на Институт благородных девиц. С гравюры середины XIX в. [с. 332]

Большое значение для дальнейшего развития города имела застройка Крещатой долины, которая привела к слиянию Софийской части, Печерска и Подола в единый город. Это место оказалось удобной резервной территорией для сооружения жилых домов, поэтому уже в плане 1803 г. здесь намечались участки под строительство.

Несмотря на то, что Крещатик находился в центральной части города, вначале он застраивался довольно медленно. Это объяснялось неудобными условиями планировки усадеб, так как долина в то время была не упорядочена и с двух сторон была сжата обрывами, непригодными для строительства и разведения садов. Многие участки здесь долгое время считались «пустопорожними местами», т.к. жители брали их неохотно. В архивах сохранились просьбы жителей, соглашавшихся селиться на Крещатике при условии увеличения площади отведенных для них участков за счет присоединения более удобных соседних территорий.

Наиболее значительным сооружением на Крещатике в начале XIX в. было здание киевского театра – первое общественное сооружение на этой магистрали. В распоряжении генерал-губернатора городскому архитектору от 26 августа 1804 г. о строительстве театра приказывалось отвести для постройки место у подножия «горы, примыкающей к Старому Киеву в смежной площади, которая зовется Конной, по левой стороне дороги, ведущей с Печерска на Подол» [ЦГИА УССР, ф. Киевского, подольского и волынского генерал-губернатора, оп. 788, д. 923, л. 2].

Место для строительства театра было выбрано очень удачно, так как находилось приблизительно на одинаковом расстоянии от всех трех частей города. Кроме того, оно располагалось на новой магистрали – Крещатике, которая должна была стать центральной улицей города.

На сооружение театра в течение 1804-1805 гг. израсходовано 17 690 руб. Строение сдали в аренду владельцу театральной труппы Д.Н.Шираю с большими недоделками. В магистратском рапорте губернатору от 4 декабря 1806 г. говорится,, что при подписании контракта с Шираем «положено заплатить употребленных им собственных его за переделку декораций 1500 руб., да за внутреннюю работу лож и подмуровку дома…» [КОГА, ф. Киевской комиссии по доходам и расходам, оп. 4, 1806, д. 6, л. 3].

Ширай был заинтересован в самом быстром окончании строительства. Истраченные на достройку театра деньги он позже удержал из арендной платы, установленной по условиям контракта. Строительство театра было закончено в 1806 г.

В основе своей театр был прямоугольный и главным фасадом повернут в сторону площади. Акустика зала была хорошей. Сцена имела специальные приспособления для театральных эффектов.

Для дальнейшей застройки Крещатика сооружение театра имело важное значение. Большое для того времени по своим размерам здание театра внесло в композицию улицы известный масштаб, определивший характер строительства жилых и общественных зданий на Крещатике.

В первой четверти XIX в. Крещатик застраивался преимущественно жилыми домами и ничем не отличался от других улиц города. В 1816 г. во время решения вопроса о строительстве нового здания тюрьмы сенатор Болотников предложил соорудить его на Крещатике там, где теперь площадь Калинина. Свое предложение он мотивировал тем, что построенный на этом месте замок тюрьмы «доставит немалое украшение городу, да и оное место, соединяя почти три части города и находясь, так сказать, у всех жителей на виду, может много содействовать к добровольному в пользу арестантов подаянию, в чем они большую нужду имеют по малому количеству отпускаемых из казны кормовых денег» [КОГА, Канцелярия киевского губернатора, оп. 5, 1816, д. 2902, л. 106]. Это предложение не было принято лишь потому, что духовенство заявило о намерении построить на этом месте церковь.

Некоторые детали, дающие представления об облике Крещатика в 1824 г., находим в сообщении начальника почтового департамента от 27 ноября 1824 г. о покупке дома для почтовой конторы.

«Хотя по собранным сведениям Крещатик, – пишет он, – место самое центральное и удобнейшее для почтовой конторы, но на небольшом урочище сем весьма немного домов, соответствующих потребностям конторы, да и те деревянные, притом и пустопорожнего места для выстройки почтового дома вовсе нет» [КОГА, ф. Канцелярии киевского губернатора, оп. 8, д. 4752, л. 1].

Значительным событием в жизни Киева первой половины XIX в. явилось строительство новой Печерской крепости по проекту, утвержденному в 1830 г. Строения крепости – стены, башни, капониры, новый «Арсенал» и казармы – имели сугубо фортификационное значение. В связи с сооружением крепости зона эспланады значительно расширилась, что вызвало необходимость сноса старых жилых кварталов. Для составления нового плана города был создан специальный комитет в составе инженер-полковника Савича, городского архитектора Дубровского, архитектора «Арсенала» – Богданова и волынского губернского архитектора Станзани.

План был представлен в конце 1832 г., а в январе 1833 г. утвержден и, таким образом, приобрел законодательную [тобто законну] силу. Строительство по этому плану совпало с началом большого государственного строительства в Киеве – сооружением университета, новых Присутственных мест и т.д. Для прокладки новых улиц и разбивки площадей стали расчищать древние валы укреплений в Старом Киеве, разбирать строения против Софийского собора.

С этого времени интерес к Крещатику, как центральной городской улице, очень возрос. Многие купцы стремились не только поселиться на Крещатике, но и построить здесь свои магазины.

Одновременно началась застройка Лыбедской части города (Нового Строения), в результате чего образовалась Большая Васильковская улица (теперь Красноармейская) как продолжение Крещатика.

Черты позднего классицизма в архитектуре Киева наиболее полно проявились в творчестве архитектора В.И.Беретти, прибывшего в Киев в связи со строительством нового здания университета. Беретти, происходивший, как сказано в формулярном списке, «из уроженцев итальянской нации», родился в 1784 г. Архитектурное образование он получил в Академии художеств, где учился у выдающегося русского архитектора А.Захарова. В 1834 г. Беретти участвовал в конкурсе на лучший проект здания Киевского университета, объявленном Академией художеств, в котором участвовали также профессора А.Мельников, А.Брюллов, К.Тон. Проекты были представлены на конкурс в январе 1835 г., лучшим из них был признан проект Беретти.

Руководил работами созданный при генерал-губернаторе распорядительный орган – Строительный комитет по сооружению здания университета св. Владимира в Киеве. Главным архитектором назначили Беретти, приехавшего в Киев на постоянное место жительства вместе со своим учеником и помощником П.Спарро.

Проект Беретти дает возможность судить о первоначальном замысле архитектора, который трактовал здание университета в виде величественного сооружения с внутренним замкнутым двором. Композиция сооружения подчинена принципу строгой симметрии с восьмиколонным ионическим портиком в центре, подчеркивающим парадный вход. Удачная компоновка сооружения и лаконизм форм придают ему монументальность. Центральный портик предусматривалось завершить отлитым из чугуна двуглавым орлом с распростертыми крыльями.

В строительстве университета широко применялись архитектурные формы и детали из металла. Металлические капители и базы колонн, модульоны и плиты карниза должны были создавать прекрасный контраст со штукатуркой здания, что являлось дополнительным средством архитектурной выразительности всего сооружения. Главный фасад здания выходил на только что проложенную Университетскую улицу (теперь Владимирскую), перед зданием университета была разбита большая площадь.

Группировка внутренних помещений, разных по величине и назначению, подчинена оси симметрии. Парадные залы и дворцового типа анфилады придавали торжественность внутренней части университета.

Беретти уделял особое внимание вопросам цветного оформления интерьеров. Парадные помещения предполагалось украсить художественной росписью, скульптурами и лепным орнаментом. Все это должно было придать строению торжественный характер, в связи с чем более одной пятой части из ассигнованных на строительство средств приходилось на декоративные работы. Такая чрезмерно помпезная трактовка сооружения не вызывалась практической необходимостью и в ходе строительства была упрощена.

По приказу Николая I в 1843 г. университет был покрашен «в тот цвет, которым выкрашен Зимний дворец в Петербурге», то есть под дикий камень. Это мотивировалось тем, что «этот цвет, уничтожая всякую пестроту, является самым приличным для большого сооружения». Однако в [18]50-60-х годах университет был перекрашен в темно-красный цвет [«Київ. Провідник за редакцією Федора Ернста», К., 1930, стр. 253].

По проекту Беретти почти одновременно с университетом велось строительство Института благородных девиц. Место для него было выбрано на горе, возвышающейся над Крещатиком. Здание, расположенное в глубине усадьбы, в окружении парка, ориентировано главным фасадом на Ивановскую улицу, позже названную Институтской (теперь ул. Октябрьской революции). Институт был закрытым учебным заведением для детей привилегированных классов.

Здание института было рассчитано не только на обучение, но и на круглосуточное пребывание в нем воспитанниц, что передано и приемами внешнего архитектурного решения. В.И.Беретти, отказываясь от подчеркнутой монументальности, стремился передать в архитектуре здания некоторые черты интимности. На фасадах появились более мелкие членения, прекрасно прорисованные формы балконов, наличники на окнах третьего этажа, замки над окнами подвала и т.п. Центральный полукруглый выступ разбит на два яруса, первый из которых представляет собой как бы мощный цоколь, а второй окружен колоннами [здание было разрушено немецко-фашистскими захватчиками, после войны восстановлено и реконструировано (Октябрьский Дворец культуры)].

В.И.Беретти соорудил в Киеве еще одно здание, относящееся к университету,- астрономическую обсерваторию на Кудрявце (теперь ул.О6серваторная), законченную в 1845 г.

Сооружение университета положило начало застройке Университетской (позже Владимирской) улицы, Бибиковского бульвара (теперь бульвар Т.Шевченко) и окружающих кварталов.

В 1836 г. генерал-губернатор Гурьев поручил городскому архитектору Станзани разработать типовой проект фасада жилых домов для строительства вокруг площади перед университетом. Из пояснительной записки Станзани к проекту известно, что прилегающие кварталы отдавались под застройку только «обывателям среднего и высшего состояния», которым разрешалось строить значительные дома с фасадами от трех до одиннадцати окон в ширину и более [Б.С.Бутник-Сіверський, Архітектор В.І.Беретті в Києві, К., 1947, стр. 26]. Он разработал проект нового типа городского жилья, на нижнем этаже которого «можно помещать магазины и для входа иметь наружную дверь или вместо оной ворота под галерею». В это время здесь появилась сплошная застройка фронтом, как то было в Петербурге и Москве. Новая система застройки вытесняла старую, при которой на улицу выходили отдельные жилые дома, разрывы между которыми закрывались заборами.

В застройке прилегающих к университету кварталов принял участие А.В.Беретти (сын В.И.Беретти), соорудивший здание пансиона Левашевой по Владимирской улице, а по Бибиковскому бульвару здание 1-й гимназии (теперь бульвар Т.Шевченко, 14).

В общем архитектурном облике Киева XIX в. большую роль играли сплошные зеленые массивы: березовая роща, площадью свыше 200 гектаров, и большая липовая роща. От липовой рощи на Печерске происходит название этой части города – Липки.

Практика застройки города привела к большим отступлениям от плана 1833 г. и заставила разработать новый, уточненный план. Над составлением его работал городской землемер Л.Шмегельский при участии архитекторов В.Беретти и Л.Станзани, занявшего в 1832 г. должность городского архитектора. Этот план, утвержденный в 1837 г., подвел итоги предшествующего развития города и наметил перспективу дальнейшего его развития на длительный период.

В 1836-1837 гг. после сноса небольших частных домов перед Софийским собором и Михайловским монастырем была разбита большая площадь (теперь площадь Богдана Хмельницкого), разделившая Житомирскую улицу на две улицы – Большую Житомирскую и Малую Житомирскую.

На этой площади в 1854-1857 гг. сооружено новое большое здание Присутственных мест. Старое здание Присутственных мест на Печерске в связи со строительством там крепости было снесено, и административный центр решено было перенести на территорию Старого Киева.

В проектировании здания принимали участие архитекторы К.Скаржинский, М.Иконников и И.Штром. Архитектура сооружения представляет собой типичный образец казенного строительства того времени. Рядом с этим зданием тогда же было сооружено пожарное депо с каланчой. До наших дней оба здания сохранились с некоторыми изменениями, внесенными во время реконструкции в 1914 и 1924 гг.

Застройка города в середине XIX в. приобрела довольно быстрые темпы. Не только в центре, но и на окраинах застраивались улицы, намеченные генеральным планом. При этом художественная сторона строительства отодвигалась на второй план. В 1851 г. в Киеве было разрешено строить жилые дома по образцу казенных крепостных построек без наружной штукатурки.

Конкретные задачи строительства требовали определенных мест для новых крупных сооружений, не предусмотренных планом 1837 г. Большие споры, в частности, вызвал выбор места для здания нового театра, которое намечалось соорудить на месте старого, за ветхостью шедшего на слом. Первоначальными вариантами были места около Царского сада, где теперь находятся Петровская аллея и вход на стадион «Динамо», а также на Крещатикской площади (теперь площадь Калинина), где предполагалось поставить здание по линии застройки Крещатика, либо в глубине площади.

Николай I отверг эти предложения и распорядился поставить здание театра на пересечении улиц Владимирской и Кадетской (теперь ул.Ленина) [ЦГИАЛ СССР, ф. 218, оп. 4, № 2060].

В 1856 г. на этом месте по проекту архитектора И.В.Штрома был построен театр, просуществовавший 40 лет, до 1896 г., когда он был уничтожен пожаром,

В 1838-1849 гг. в связи с частыми смещениями киевских гор были проведены значительные инженерные работы по укреплению склонов Старокиевской горы. Тогда же была расширена и выравнена дорога с Печерска на Подол (теперь Владимирский спуск и ул.Кирова).

В результате пересмотра ранее разработанных проектов значительным изменениям подвергся Бибиковский бульвар, первоначально доходивший только до района современной площади Победы. В связи с окончанием строительства Брест-Литовского шоссе было решено объединить его с бульваром, в результате чего образовалась одна из основных магистралей города, не потерявшая своего значения и в наше время.

В [18]40-50-х годах на территории Киева намного расширились зеленые насаждения пирамидальных тополей, придавших городу характерное своеобразие.

Для учебных и научных нужд в 1841 г. при университете основан Ботанический сад (теперь им.акад.А.В.Фомина), площадью свыше 20 гектаров. До этого времени парк считается одним из лучших зеленых массивов в центре города. Он расположен среди живописных и густо покрытых зеленью склонов и насчитывает свыше двух тысяч видов растений со всех частей земного шара.

Памятник князю Владимиру. 1853 г.

Памятник князю Владимиру. 1853 г. Авторы В.Демут-Малиновский и А.Тон. Выполнил П.Клодт. [с. 335]

Большое значение для благоустройства города имело упорядочение и планировка склонов Владимирской горки, где вскоре возник большой парк. В 1853 г. на Владимирской горке был открыт памятник Владимиру Святославичу. На проект памятника в Петербурге объявлялся конкурс, в котором приняли участие известные скульпторы и архитекторы. По капризу Николая I фигура Владимира была взята из проекта выдающегося русского скульптора В.И.Демут-Малиновского, а пьедестал из проекта А.Тона. Исполнение памятника поручили П.Клодту.

Фигура Владимира, отдельные детали и барельеф на пьедестале на тему крещения киевлян выполнены из бронзы, а пьедестал облицован чугунными плитами. Памятник Владимиру очень удачно сочетается с природным окружением, рельефом и растительностью.

В 1845 г. во время большого наводнения на Подоле и в Плоской слободе было снесено 77 домов и несколько сот повреждено. Это принудило власти переселить жителей оттуда в верхнюю часть города, в результате чего началось заселение Львовской улицы (теперь ул.Артема) и Лукьяновки.

Здание Присутственных мест. 1854– 1857…

Здание Присутственных мест. 1854– 1857 гг. Архитекторы Скаржинский, Иконников, Штром. Фото последней четверти XIX в. [с. 333]

Цепной мост через Днепр. 1847– 1853…

Цепной мост через Днепр. 1847– 1853 гг. Построен по проекту Виньеля. [с. 335]

В 1847-1853 гг. по проекту инженера Виньеля был построен Цепной мост – первый постоянный мост через Днепр. До этого мосты были деревянные, разборные и понтонные.

В 1852-1855 гг. велись работы по упорядочению набережной дороги с Подола. В 1852 г. началась прокладка дороги с Печерска к Цепному мосту – Панкратьевского спуска.

В результате застройки Киева по плану 1837 г. город приобрел в основном те внешние контуры, в рамках которых он развивался до Великой Октябрьской социалистической революции.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 322 – 337.