3. Литературная жизнь
Литературная жизнь Киева в первой половине XIX в. достигла высокого развития. Большой интерес к художественному изображению истории города был проявлен в произведениях различных жанров. В центре внимания авторов – древний Киев и его прекрасные виды. Об этом читаем в книгах В.Измайлова, Л.Шаликова, И.Долгорукова, А.Левшина и других, описывавших свое путешествие по Украине и пребывание в Киеве. Е.Гребенка в одном из рассказов («Мачеха и панночка», 1838 г.) обращается к Киеву с такими словами: «Как ты красив, мой родной Киев! Добрый город, старый город ! Как красив, как ты светел, мой седой старик !» [Е.Гребенка, Полное собрание сочинений, т. I, СПб., 1902, стр. 89] Древний Киев был темой сюжетов ряда исторических повестей, например, «Аскольдовой могилы» М.Загоскина (1833 г.), «Пира Святослава» Н.Полевого (1835 г.) и др. Красота города отображена во многих поэтических произведениях, в частности в стихах В.Бенедиктова. Делались также попытки жанровых зарисовок, например, в поэме И.Вдовиченко «Киев» (1827 г.).
В 1821 г. в Киев приезжал А.Пушкин, в мае – июне 1825 г. здесь находился А.Грибоедов.
«Владимир и Изяслав, – писал Грибоедов в письме к Одоевскому, – совершенно овладели моим воображением… Природа великолепная, зелень, тополи, виноградники, чего нет у нас. Прибавь к этому святость развалин, мрак пещер. Как трепетно вступать в темноту лавры или Софийского собора» [В.С.Иконников, Киев в 1654-1855 гг., стр. 131 – 132].
После подавления восстания декабристов в Киеве, как и в других городах России, наступила реакция. Были провозглашены известные принципы николаевского правительства – «самодержавие, православие, народность».
Значительное оживление литературной жизни в Киеве вызвало основание университета. Назначенный ректором университета М.Максимович был известен не только как выдающийся ученый-ботаник, но и как составитель сборника украинских песен. Высокую оценку этой книге дал А.Пушкин, лично знавший Максимовича. Известен также его перевод «Слова о полку Игореве». Максимович явился инициатором издания двух сборников «Киевлянин» (1840, 1841 гг.). В предисловии к первому из них он писал, что теперь необходимы «исследования и публикация всего, что касается бытия Киева и всей южной Руси – Киевской, Галицкой». В статье «О стихах червонорусских», опубликованной в «Киевлянине», Максимович знакомил читателей с известным западноукраинским альманахом «Русалка Днестровая» (1837 г.), издание которого было значительным событием в развитии украинской литературы.
В сборниках «Киевлянин» печатались также интересные исторические и литературные произведения и материалы. В рецензии на это издание В.Белинский писал (1840 г.), что статьи и публикации сборников важны для тех, кто изучает отечественную историю [В.Г.Белинский, Полное собрание сочинений, т. IV, М., 1954, стр. 154].
Деятельность М.Максимовича сыграла видную роль в истории литературной жизни Киева. Дом Максимовича посещали русские ученые и писатели, не раз останавливался здесь и великий русский писатель Н.В.Гоголь.
По воспоминаниям Максимовича, Гоголь любовался пейзажами города. Ему особенно нравились живописные виды Подола, Днепра и Заднепровья.
В Киеве писатель слушал кобзарей, лирников, восхищался народными песнями. Богатство украинского устного народного творчества Гоголь широко использовал в своих произведениях. Красочные описания Киева содержат повести «Вий», «Страшная месть», «Тарас Бульба». Гоголь мечтал жить в Киеве, занять кафедру истории в Киевском университете и закончить написание истории Украины и России.
Однако царское правительство помешало осуществлению этих планов.
Произведения великого русского писателя пользовались широкой популярностью. Шевченко, любивший и почитавший Гоголя, в повести «» писал:
«Несмотря однако ж на блюстителей нравственности и блюстительницу русского слова, «Мертвые души» разлетелись быстрее птиц небесных по широкому царству русскому. Прилетело несколько экземпляров и в древний Киев и дебютировали, разумеется, в университете» [Т.Г.Шевченко, Повне зібрання творів, т. IV, К., 1949, стр. 59].
С общественной, литературной и научной жизнью Киева тесно была связана и деятельность Т.Г.Шевченко. Впервые поэт побывал в городе проездом в 1828 г.
После освобождения из крепостной неволи Шевченко на короткое время приезжал в Киев в 1843 г.
На Украине были хорошо известны его «Кобзарь» и «». В Киеве и других городах и селах распространялись в рукописях неопубликованные произведения поэта, в которых он выступал против феодально-крепостнического строя, против царизма, призывал народные массы к восстанию.
Сравнительно долго жил Шевченко в Киеве в 1846 г. В это время он служил сотрудником киевской археографической комиссии. Восхищенный прекрасными киевскими видами, Шевченко много времени посвятил зарисовкам города и его окрестностей. О своих киевских рисунках поэт упоминал позже в письме к А.Лизогубу от 22 октября 1847 г. В русских повестях и во многих стихах великого поэта нарисовано немало ярких картин жизни города.
Еще до приезда в Киев Шевченко задумал написать произведение из истории освободительной борьбы чешского народа. Находясь в Киеве, он собирал у живших здесь чехов материалы.
На основании этих и других материалов Шевченко в 1845 г. написал в Марьянском, на Полтавщине, поэму «» (Иван Гус) с посвящением известному чешскому ученому, славяноведу П.И.Шафарику. Поэт отстаивал идею братского единения всех славянских народов.
В сборнике «Киевлянин» Шевченко прочитал стихотворение Хомякова «Киев». В нем, как и в других («Орел»), поэт-славянофил восхвалял царизм («северный орел»). Автор не признавал существования украинского народа, воссоединение украинских земель, по его мнению, было только присоединением исконных русских земель к «северному орлу». Шевченко в поэме «Еретик» выступил против этих реакционных взглядов. Он резко осуждал монархические стремления славянофилов к захвату славянских земель.
Революционные произведения Шевченко «», «», «» распространялись в рукописях. Ими особенно зачитывалась молодежь, студенты, о чем свидетельствуют показания О.Тулуба и Г.Андрузского во время следствия по делу «Кирилло-Мефодиевского общества». Характеризуя значение Шевченко для Киева, П.Грабовский писал:
«Чем в 1845 г. был Шевченко для Киева, тем в еще большей мере он стал в [18]60-х гг. для Львова и всей австрийской Руси. Его имя стало кличем, под которым начало собираться все, что пробудилось и мыслило».
В июле-августе 1846 г. Шевченко написал баллады «» и «», в которых решительно выступил против помещиков-крепостников.
Во второй половине 1846 г. Шевченко выезжал из Киева для изучения памятников старины на Подолии и Волыни. Возвратившись из командировки, он возбудил ходатайство о назначении его на вакантную должность учителя рисования в Киевском университете. В это время Шевченко продолжал принимать участие в деятельности «Кирилло-Мефодиевского общества». Позже через члена этого общества Н.Савича, который выезжал за границу, поэт передал великому польскому поэту А.Мицкевичу рукопись своей поэмы «Кавказ». В этом произведении Шевченко выражал протест против колониальной политики царизма и провозгласил великую идею дружбы и братства народов.
В начале 1847 г. Шевченко был на Черниговщине, жил в Седневе, где готовил новое издание «Кобзаря». В марте ему разрешили занять в университете должность учителя рисования «в виде опыта на один год».
Вскоре после расправы с участниками «Кирилло-Мефодиевского общества» генерал-губернатор Д.Бибиков отдал приказ о запрещении произведений Шевченко.
Находясь в ссылке, Шевченко в своих произведениях не раз вспоминал о Киеве. В письме к А.Лизогубу от 16 июля 1852 г. : «Хоть перед смертью взглянуть разочек на вас, добрых моих друзей, на Днепр, на Киев, на Украину». Узнав о своем освобождении в 1857 г., поэт намеревался возвращаться из ссылки через Крым, Харьков, Полтаву, Киев, Минск, а затем и в Петербург.
Несмотря на тяжелые условия ссылки, Шевченко следил за литературой, читал журнал «Современник» и другие издания. В письме к М.Лазаревскому от 30 июня 1857 г. он просил прислать «Народные малороссийские песни» А.Метлинского, напечатанные в 1854 г. в Киеве.
Поэт решительно выступал против бездарных произведений. Ознакомившись с книгой Карпенко «Ландыши киевской Украины», Шевченко в письме к Бр. Залесскому от 10 июня 1855 г.:
«А между прочим, скажи ты мне, ради всех святых, откуда ты взял эти вялые, лишенные малейшего аромата, киевские ландыши? Бедные земляки мои думают, что на своем чудном народном наречии они имеют полное право не только что писать всякую чепуху, но даже печатать! Бедные! И больше ничего. Мне даже совестно благодарить тебя за эту, во всех отношениях тощую, книжонку» [Т. Г. Шевченко, Повне зібрання творів, т. VI, стр. 103].
Из поэзии того времени следует отметить произведения А.Подолинского и И.Козлова. Последний являлся переводчиком на русский язык произведений Байрона, Бернса, Шенье, Мицкевича и др. [В.С.Иконников. Киев в 1654-1855 гг., стр. 312-314]
В Киеве печатались стихи В.Красова и Н.Тепловой («Киевлянин», 1840 г.). В.Белинский высоко оценил художественные достоинства стихотворения «Весть»: «Но истинный перл… это «известие», стихотворение на Красовского, все проникнутое мысли и отличающееся художественною отделкою формы» [В.Г.Белинский, Полное собрание сочинений, т. IV, стр. 154 – 155]. Впоследствии стихи этих поэтов вышли отдельными сборниками в Москве. Однако они были исключительным явлением среди множества бездарных стихов киевских графоманов.
Во второй половине [18]40-х и первой половине 50-х годов в связи с экономическим развитием страны в жизни Киева произошли изменения. Город застраивался, расширялась торговля. И.Нечуй-Левицкий, приехавший в Киев в 1852 г., писал в своей «Автобиографии»:
«Темные, старые церкви с темными закалубками и притворами с гробницами навели на меня грусть. Меня очень поразил город с его домами и величественный Днепр с зелеными берегами» [«Сьвіт», 1884, № 8-9, стр. 155].
Великий французский писатель Оноре де Бальзак, находившийся в Киеве в 1847, 1849 и 1850 гг., писал: «…Даже если бы у меня не было бы друзей, живущих возле Киева, я все же поехал бы в Киев в интересах литературы и этнографии». Когда он был на Украине, царское правительство установило за ним тайный надзор [«Литературное наследство», т. 31-32, М., 1937, стр. 250].
В 1853-1855 гг. в Киеве жила писательница Марко Вовчок, в то время особенно интересовавшаяся фольклором. Записанные ею песни опубликованы в сборнике песен А.Метлинского. Марко Вовчок встречалась с Тулубом, участником «Кирилло-Мефодиевского общества», познакомилась с М.Чалым, Н.Лесковым.
Исключительно ярко описал Киев 50-х годов XIX в. выдающийся русский писатель Н.Лесков. Он приехал в Киев в 1849 г., поселился у своего дяди профессора Алферьева (ул. Малая Житомирская, 20) и жил здесь 10 лет. Писатель полюбил украинскую речь, знал произведения Шевченко, Котляревского и Квитки-Основьяненко. Впоследствии биограф Лескова писал: «Лесков стал настоящим киевлянином, преданным сыном Киева, а в будущем и таким его хроникером и бытописателем, каких мало в нашей литературе». Действительно, в произведениях «Печерские антики», «Запечатленный ангел» находим немало картин жизни старого Киева.
В произведении «Запечатленный ангел» нарисованы пейзажи города.
«Пришли мы для больших работ под большой город, на большой текучей воде, на Днепре-реке, чтобы тут большой и ныне весьма славный каменный мост строить. Город стоит на правом, крутом берегу, а мы стали на левом, на луговом, на отложистом, и объявился пред нами весь чудный пейзаж: древние храмы;… сады густые и дерева таковые, как по старым книгам в заставках пишутся, то есть островерхие тополи. Глядишь на все это, а самого за сердце словно кто щипать станет, так прекрасно. Знайте, конечно, мы люди простые, но преизящество богозданной природы все же ощущаем».
Писатель подробно рассказывает о строительстве моста через Днепр, раскрывает творческие способности простых людей.
В произведениях Лескова находим образы николаевских деятелей, например, генерал-губернатора Бибикова, от которого «отдавало каким-то бесцеремонным и грубым самовластием» и др. В «Печерских антиках» читатели знакомятся с реакционером В.Аскоченским, человеком «с замечательными способностями, из которых он сделал едва ли не самое худшее употребление, какое только мог бы ему выбрать его злейший враг».
Ярко описал художник деятельность газеты «Киевский телеграф». Вспоминая о ее редакторе Альфреде фон Юнге, Н.Лесков писал в «Печерских антиках»:
«Невозможно тоже не вспомнить об этом добрейшем парне, совершенно безграмотном и лишенном малейшей тени дарования, но имевшем, неодолимую и весьма разорительную страсть к литературе. И он, мне кажется, достоин благодарного воспоминания от киевлян, если не как поэт, то как самоотверженнейший пионер – периодического издательства в Киеве. До Юнга в Киеве не было газеты, и предпринять ее тогда значило наверное разориться. Юнга это не остановило… По правде сказать, «Телеграф» юнговского издания представлял собою немало смешного, но все-таки он есть дедушкой киевских газет. Денег у Юнга на издание долго не было, и, чтобы начать газету, он прежде пошел (во время Крымской войны) «командовать волами», то есть погонщиком. Тут сделал какие-то сбережения и потом все это самоотверженно поверг и сожег на алтаре литературы».
Газета «Киевский телеграф» «прославилась» типографскими ошибками (например, напечатано «пуговица» вместо «богородица» и др.). Цензор Лазов счел полезным запретить газету «за невозможные опечатки». Однако несмотря на провинциальные особенности этой газеты, так метко подмеченные Лесковым, в ней иногда печатались материалы большого общественного значения (например, по вопросу об освобождении из крепостной неволи родственников Т.Г.Шевченко). В Киеве в [18]40-х годах проектировалось издание «Славянского журнала», но арест членов «Кирилло-Мефодиевского общества» не дал возможности осуществить этот план.
По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 298 – 304.