Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

6. Изобразительное искусство

Углубление капиталистических отношений оказало влияние на направление дальнейшего развития украинской культуры, в частности изобразительного искусства. На смену церковно-феодальному искусству пришло новое, светское искусство, в котором под влиянием условий жизни того времени все более укреплялись элементы реализма и народности и возникли новые жанры – исторический, пейзажный, бытовой. В этом же направлении развивалось и изобразительное искусство Киева, превратившегося в первой половине XIX в. в крупнейший культурный центр Украины.

Широкое строительство, развернувшееся в это время в городе, открытие университета и других учебных заведений содействовало дальнейшему развитию изобразительного искусства и художественного образования. В университете открылся специальный рисовальный класс, а в гимназии рисование было введено в учебную программу как обязательный предмет [Н.И.Мурашко, Десятилетие Киевской рисовальной школы, К., 1885]. Преподавателями рисования были приглашены квалифицированные художники – Ф.Беляев, К.Павлов, Г.Васько, А.Агин, И.Сошенко и др.

Преподавателем рисования в Киевском университете имел намерение стать Т.Г.Шевченко, получивший художественное образование в Петербургской академии художеств, где он учился у выдающегося русского художника К.Брюллова. Шевченко участвовал в конкурсе 1846 г. на замещение этой должности и вышел победителем.

Однако арест за революционно-демократическую деятельность лишил его возможности преподавать в университете [«Искусство в Южной России», 1914, № 1-2, стр. 50].

Активное участие в художественной жизни города принимали в те годы петербургские живописцы М.Сажин и Н.Буяльский. Последний сыграл заметную роль в развитии художественного образования в Киеве. В 1850 г. он сделал попытку организовать в городе художественную школу, открыв у себя на дому рисовальный класс. Этот класс просуществовал несколько лет, но из-за отсутствия средств был закрыт.

Творческая деятельность художников, работавших в Киеве в первой половине XIX в., знаменовала собой начало нового этапа в развитии украинского изобразительного искусства. Они выступали носителями и пропагандистами реалистических, демократических тенденций и в своих произведениях уделяли большое внимание отображению жизни и быта народа, природы Украины.

Особенно ярко эти мотивы отразились в творчестве Т.Г.Шевченко – основоположника реалистического, демократического искусства на Украине.

Т.Шевченко. Выдубицкий монастырь. 1844…

Т.Шевченко. Выдубицкий монастырь. 1844 г. [с. 320]

В.Штернберг. Вид Подола в Киеве. 1838…

В.Штернберг. Вид Подола в Киеве. 1838 г. [с. 321]

В серии офортов «Живописная Украина» (1844 г.) и других произведениях, выполненных им в это время, художник с искренней теплотой и глубоким знанием крестьянского быта, а также истории родного края отобразил жизнь украинского народа, создал реалистические пейзажи Украины, в частности Киева. Находясь в Киеве, он исполнил несколько рисунков и акварелей («Гора Щекавица в Киеве», «Дорога в Киев», «Вид Подола», «Костел в Киеве» и др.), а также рисунки к офортам («В Киеве» и «Выдубицкий монастырь») [«Искусство в Южной России», 1914 № 1 – 2, стр. 45 – 46].

Несколько видов Киева и изображений внутреннего вида выдающихся архитектурных памятников города исполнил в [18]40-х – в начале 50-х годов художник М.Сажин. Среди них особенно выделяется рисунок «Рынок на Контрактовой площади на Подоле» (1846 – 1849 гг.), акварель «Андреевский спуск» (1846 – 1849 гг.) и картина масляными красками «Внутренний вид Киево-Софийского собора», за которую ему в 1855 г. было присвоено звание академика [ЦГИАЛ СССР, ф. Академии художеств, оп. 14, д. 149-с, л. 20].

Труд, быт и жизнь широких слоев украинского населения начинают все больше интересовать художников.

И.Сошенко. Продажа сена

И.Сошенко. Продажа сена. [с. 319]

Произведения киевских мастеров этого периода отображают сценки из повседневной жизни крестьян, мещан, ремесленников и т.д., которые трактуются художниками вполне реалистически на основе собственных наблюдений и со знанием народного быта. Появление таких произведений, как «Плотник» К.Павлова, «Продажа сена», «Мальчики-рыболовы» И.Сошенко и др., знаменовало собой успешное утверждение в изобразительном искусстве Киева бытового жанра, в котором с наибольшей силой проявились реалистические, демократические тенденции украинского изобразительного искусства. Упомянутые произведения отличаются и мастерством исполнения.

На новую ступень поднялось в первой половине XIX в. в Киеве искусство портретной живописи. В это время было выполнено значительное количество реалистических портретов, среди которых в первую очередь следует отметить: «Портрет мальчика из семьи Томары» Г.Васько, «Портрет дочери художника» К.Павлова, «Портрет бабушки Чалого» И.Сошенко. От несколько скованных и напряженно застывших образов парсунных портретов XVIII в. они отличались не только более современной живописной техникой, выразительностью и богатством колорита, непринужденностью жестов и поз, но и более глубокой психологической трактовкой образов. Преимущественно это изображения не представителей господствующей верхушки, что типично для «парсуны», а мещан, интеллигенции и крестьян.

Художники Киева установили еще более тесные связи с русскими мастерами. Это творческое содружество росло и укреплялось с каждым годом, благотворно влияя на дальнейшее развитие изобразительного искусства на Украине, в частности в Киеве, помогая художникам в их борьбе за развитие национального демократического искусства в тяжелых условиях преследования и притеснения украинской национальной культуры со стороны царского самодержавия.

Ярким примером тесных взаимосвязей между мастерами Киева и русскими художниками может быть активное участие в художественной жизни Киева известных деятелей русского изобразительного искусства В.Григоровича и О.Оленина, выступавших с проектом организации в Киеве высшей художественной школы скульптора П.Клодта, пейзажиста В.Штернберга и др.

Укрепляя и развивая эти взаимосвязи, художники Киева заложили основы будущего бурного развития реалистического демократического искусства в Киеве во второй половине XIX в.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 318 – 322.