Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Музыка

В музыкальной жизни украинских городов и прежде всего Киева в первой половине XIX в. большую роль играли лучшие творческие и исполнительские силы России. В свою очередь украинские музыканты и певцы, актеры и композиторы продолжали обогащать сокровищницу отечественного искусства, нередко становясь гордостью страны. Все более крепли музыкальные связи Украины с Россией. Украину все чаще посещали выдающиеся представители русской музыкальной культуры.

С.С.Гулак-Артемовский

С.С.Гулак-Артемовский. [с. 306]

В 1838 г. в Киев приехал М.И.Глинка, отбиравший по поручению дирекции петербургской придворной капеллы мальчиков-певцов для хора. Композитор прожил в Киеве с 10 по 20 июня, и эти дни решили судьбу Гулака-Артемовского, тогда солиста митрополичьего хора. Увлеченный красотой голоса и музыкальными способностями Артемовского, Глинка добился от духовной консистории документа, свидетельствовавшего, что «ученик среднего отделения Киевской духовной семинарии, певчий хора преосвященного викария митрополии киевской… по выбору капельмейстра придворной певчей капеллы, отправляется теперь ко двору его императорского величества». Глинка воспитал Гулака-Артемовского как певца и сыграл огромную роль в художественном формировании автора оперы «Запорожец за Дунаем».

В музыкальной культуре легко проследить то влияние, которое оказала на украинскую профессиональную музыку русская передовая литература, поэзия Шевченко, творчество Котляревского и Квитки-Основьяненко.

В 1803 г. на углу Крещатика и нынешней улицы Кирова (теперь Крещатик, 2) открылся деревянный театр, построенный архитектором А.Меленским на средства города. Городские власти и в последующее время поддерживали «с похвальной энергией и щедростью» театр [«Живописная Россия», т. V, ч. 1, СПб.-М., 1897, стр. 229], просуществовавший до 1851 г., когда он был снесен «за ветхостью» [Н.И.Николаев, Драматический театр в г. Киеве, К., 1898, стр. 30].

Значительное оживление музыкально-театральной жизни в Киеве началось с [18]20-х годов.

Здесь в первой четверти XIX в. работало много антрепренеров, наиболее длительное время – О.Ленкавский ([18]20-е годы). В репертуаре его труппы, состоявшей из польских и русских актеров, находим трагедии, комедии, водевили, оперетты, мелодрамы, пантомимы, интермедии и балеты.

Следует отметить, что в те времена оперой нередко называли драматический спекталь с музыкой, пением и танцами. И поскольку национальных оперных артистов на Украине тогда еще не было, такие спектакли осуществлялись силами драматических актеров, имевших хорошие голоса. Во второй половине XIX в. в практике украинского драматического театра такой тип спектакля необыкновенно распространился и стал одним из важнейших источников формирования своеобразного жанра национальной украинской оперы, образцом которой является «Утопленница» Н.Лысенко.

Труппа Ленкавского ставила «Мельника» Соколовского и Фомина, «Ям» А.Титова, «Лесту, Днепровскую русалку» С.Давыдова и Ф.Кауера, а также украинскую «транскрипцию» «Лесты» – «Украинки, или волшебный замок», именовавшуюся в афишах как «новая опера на малорусском наречии, в двух действиях со многими явлениями». Фамилия автора, а также ноты этой оперы, к сожалению, не сохранились. Труппа ставила также «Севильского цирюльника» Д.Россини и «Иосифа в Египте» Э.Мегюля.

В [18]30-40-х годах в Киеве работали антрепренеры И.Штейн, Л.Млотковский, Т.Рыкановский, выступали иностранные труппы: в 1843 г. – балетная труппа мадридского королевского двора, в 1846 г. – польская оперная труппа Шмитгофа, в 1848 г. – итальянская оперная труппа.

Особенно интересной была антреприза И.Ф.Штейна, с именем которого связаны сведения о постоянном театре в Киеве. Деятельность его труппы началась в 1834 г., когда он приехал сюда из Харькова.

Труппа Штейна почти полностью состояла из русских и украинцев. Дирижировал спектаклями киевлянин И.Л.Петрушин. В ведении постоянного театра был городской оркестр (бывшая «капелия») под руководством капельмейстра Ковалевского. Из 19 музыкантов семь были украинцами [ЦГИА УССР, ф. Дирекции постоянного театра, 1835, д. 40, л. 9].

В театральной библиотеке насчитывалось 48 опер и 73 водевиля, в том числе произведения Верстовского, Алябьева, Давыдова, Пашкевича, Фомина, Титова, Керубини, Мегюля, Моцарта, Россини и Вебера. Такое большое количество сложных опер свидетельствует о довольно широком репертуаре труппы и высоком профессиональном уровне ее исполнительского состава. Кроме того, это показывает рост интереса киевского зрителя к музыкально-драматическому жанру, с чем антреприза не могла не считаться.

Кроме представлений в помещении театра, Штейн практиковал спектакли в летнем театре, в котором был партер, нижние и верхние ложи, и даже галерея; но, очевидно, театр был открытым, так как в случае дождя спектакли отменялись. Здесь часто ставили «Наталку Полтавку» и «Казака-стихотворца».

В [18]50-х годах, когда деревянный театр был снесен, спектакли происходили в доме пересыльной тюрьмы на Подоле и в частных залах. Нередко антрепренерами трупп в это время становились различные дельцы, предпочитавшие развлекательные бессодержательные представления.

Передовая часть интеллигенции пыталась противопоставить такого типа спектаклям и водевилям настоящее искусство. Этим благородным делом занимались, в частности, студенты университета, организовавшие любительский кружок и на небольшой сцене актового зала, а впоследствии и в городском театре ставившие классические русские пьесы. Большим успехом пользовались украинские спектакли «Сватанье на Гончаровке» и «Наталка Полтавка».

Студенческие представления отличались старательной работой исполнителей над ролями, хорошим чувством ансамбля. С деятельностью этого кружка связаны первые шаги артистический карьеры Н.Лысенко.

В 1853 г. был создан специальный комитет по строительству каменного театра. Для этого из средств генерал-губернатора было выделено свыше 11 тыс. руб. серебром. Подрядчиком и поставщиком материалов был купец Чернышев, исполнителем работ – инженер Бенземан, архитектором – академик Штром. Место для театра выбрали на углу Владимирской и Фундуклеевской (теперь ул. Ленина) улиц, то есть там, где и теперь стоит оперный театр. В 1856 г. здесь было сооружено двухэтажное здание театра, архитектура которого, по свидетельству старожилов, не отличалась ни красотой ни импозантностью [«Киевские губернские ведомости», 1858, № 11922]. Оно имело 22 сажени в длину и 12 в высоту; высота стен равнялась 5,9 саженей (около 14 м). Зрительный зал имел около тысячи мест. Перед театром был разбит небольшой скверик с фонтаном. Строительство стоило 130 тыс. руб.

Директором театра с 1858 по 1863 г. был Теофил Борковский, две труппы которого (русская и польская) ставили преимущественно драматические спектакли. Первым спектаклем, которым открылся театр 29 октября 1856 г., была опера неизвестного автора под названием «Украинцы». Есть основания полагать, что это была пьеса украинского автора Тугого Короля, известная в указателе М.Комарова как «Сватанье на вечерницах».

Такого же характера было, очевидно, еще одно музыкальное представление – опера-водевиль «Невеста реки» [В.Д.Бублик, Путеводитель по Киеву, К., 1897, стр. 145].

С 1863 г. в зимние месяцы здесь гастролировала итальянская оперная труппа (антрепренер Ф.Бергер), а с 1867 г. открылась постоянная русская опера. В 1896 г. здание театра сгорело от пожара.

Наряду с профессиональными труппами на сцене городского театра играли любители и в первую очередь упомянутый уже кружок, в декабре 1859 г. поставивший здесь «Наталку Полтавку».

Концертная жизнь Киева в [18]30-40-х годах развивалась очень интенсивно. В 1833 г. возник проект организации музыкального общества типа филармонии с целью пропаганды музыкального искусства среди населения города, а затем и с музыкально-образовательными целями. Инициатором этого явился известный меценат и энтузиаст музыкального искусства граф А.Ильинский. В поданной на имя генерал-губернатора от 30 сентября 1833 г. докладной записке детально изложен проект организации будущего концертного учреждения, где предполагалось три цикла ежегодных концертов: осенние, зимние и весенние.

Концерты делились на два «класса»: большой (симфонические) и малый (камерные). Кроме того, предусматривались «чрезвычайные» – внеочередные, юбилейные, гастрольные, праздничные концерты. Предполагалось также ежегодно давать четыре благотворительных концерта, выручку от которых отдавать в пользу инвалидов, вдов и сирот музыкантов и на поддержку музыкального общества. Ильинский предъявлял высокие требования к обществу и считал, что его дирекция не должна допускать к участию в концертах неквалифицированных исполнителей. «Каждый иностранный или местный артист, – писал он, – желающий дать концерт, должен взять разрешение дирекции и перед нею в пробном концерте показать свою способность» [ЦГИА УССР, ф. Киевского, подольского и волынского генерал-губернатора (полицейская часть), 1833, д. 154, л. 1, 2].

Однако губернатор Левашев не нашел нужным разрешить Ильинскому осуществить его проект и написал на докладной записке: «Оставить впредь до времени».

В то же время, все возрастающая тяга населения к музыкальной культуре требовала более организованных форм концертной жизни. Как и в других украинских городах, в Киеве в [18]40-50-х годах начали возникать различные музыкальные кружки – Гороновича, Острянского и Ригельмана.

Популярностью у публики пользовался струнный квартет в составе любителей: Данилевского, Витковского, Зубковича и Стороженко.

В конце 50-х годов группа молодых драматических и эстрадных артистов [среди них был впоследствии известный куплетист И. И. Монахов], певцов, учителей музыки и рядовых любителей-музыкантов организовала Филармоническое общество. Вначале его деятельность ограничилась драматическими спектаклями, впоследствии возникло музыкальное отделение, в концертах которого принимали участие Н.Лысенко и дирижер В.Белинский.

В первой половине XIX в. для концертов использовались актовый зал университета и залы Контрактового дома, где в разное время выступали итальянские певцы Анжелика Каталани, Джиордани и Феррари, знаменитые польские скрипачи и композиторы Кароль Липинский и Генрих Венявский, виолончелисты А.Серве и К.Ромберг, пианисты С.Тальберг, А.Дрейшек. Из отечественных исполнителей следует назвать скрипача Н.Дмитриева-Свечина, композитора, скрипача и гитариста Г.А.Рачинского [«Москвитянин», 1851, кн. 8, стр. 330-332].

В течение первой половины XIX в. на киевских ярмарках часто выступали различные крепостные труппы и оркестры: полковника Б.Будлянского, полковника К.Л.Р., сенатора А.Ильинского и др. [«Северная почта», 1812, № 10; М.Чайковский (Садык-паша), Записки, «Киевская старина», 1891, № 3, стр. 470] Кроме вечерних концертов, здесь эпизодически происходили «музыкальные утренники» – утренние концерты крепостного оркестра полтавского помещика Г.Галагана. Присутствовавший на них известный впоследствии библиофил С.Пономарев, отмечал, что «прекрасный набор капитальных пьес и необычайная четкость исполнения характеризуют эти концерты» [Ф.Ернст, Кріпацькі капели на Україні, «Музика», 1924, № 1-3, стр. 38].

В январе-феврале 1847 г в Киеве дал три концерта выдающийся венгерский композитор и пианист Ф.Лист. Концерты его, состоявшиеся в зале Контрактового дома и в актовом зале университета, прошли с неслыханным успехом.

В 1857 г. в Киеве вышел сборник «Южнорусские песни» (50 песен для голоса с фортепьяно). Издал сборник Г.Галаган, использовав материалы М.Маркевича, однако фамилии автора он не указал. Важной чертой сборника является попытка дать классификацию песен по их социальному бытованию. В отдельные группы выделены думы, песни о женской судьбе, танцевальные, а также песни о социальной несправедливости.

В 1862 г. в Киеве вышел сборник «Пісні, думки і шумки руського народу на Поділлі, Україні і Малоросії, списані і переложені на музику Антоном Коціпінським» (100 песен). А.Коципинский, композитор, этнограф и педагог, распределил песни в сборнике своеобразно: в одноголосном изложении без сопровождения и в трех- или четырехголосном изложении с аккомпанементом фортепьяно. Первый тип – для тех, кто не умеет играть двумя руками по нотам, но по слуху может подобрать сопровождение на инструменте; второй – для любителей хорового пения. Своим сборником он старался удовлетворить разнообразные запросы широких кругов – любительских и профессиональных, создать репертуар из любимых народных песен для домашнего музицирования и концертного исполнения. Второе издание сборника Коципинского содержало песни в одноголосном изложении с довольно развитым фортепьянным сопровождением. Оно и теперь очень популярно.

Значительную роль в развитии музыкальной культуры Киева сыграло открытое в 1859 г. нотное издательство. Собственник его, Л.Идзиковский, издал большое количество различных нот: классической музыки для концертного исполнения, популярных произведений украинских композиторов, обработок украинских народных песен и т.д.


По изданию: История Киева. – К.: Издательство АН УССР, 1963 р., т. 1, с. 304 – 309.