Приложение. 16. Лавров Д. Хорошо, что парикмахеры умели стрелять
Парникоза И.Ю.
Согласно реестру 1790 года в Киеве насчитывалось 13 цехов, в которых было 428 сапожников, 225 мелких торговцев, 220 столяров, 218 портных, 114 хлебопеков, 138 кузнецов, 113 рыболовов, 284 мясника, 83 ткача, 54 гончара, 85 иконописцев, 27 музыкантов, 31 цирюльник. Последние среди ремесленников занимали особое место: с 1767 года в обязанность брадобреев входила стрельба из магистратских пушек во время городских праздников и торжеств, хоть в основном членам цирюльного цеха предписывалось: «Брить, пускать кровь жильную и зашкурную, гоить раны рубленные, выправлять вывихи, вырывать зубы, лечить шелудивую болезнь и переломы».
В «Уставе цирюльников» 1767 года также значилось: «Каждый брата своего унижать, а себя возвышать, не должен. Но еще одно -- почитать и старейшему себе честь отдавать должен».
Сохранилась печать киевского братства ремесленников: в круге, разделенном двумя линиями на четыре части, размещены символические изображения орудий производства, объединенные орнаментом, поверх которого латинскими буквами подтверждалось, что эта печать действительно принадлежит киевскому братству. Каждый цех не только имел свой герб (сапожный -- большой башмак в окружении маленьких женских сапожек и туфель, портяжный – ножницы, кузнечный цех -- щипцы и молот), но и церемониальную одежду, а иногда и оружие. В назначенный день собирались «братчики» в большом доме, который назывался светлицей. Стены ее были украшены иконами, в углу стоял цеховой стяг (хоругвь), а на стол ставилась главная реликвия -- цеховой ларец, в котором хранились грамоты и документы ремесленников. Рядом стояло трехгранное «зерцало» с выдержками из ремесленного устава. На почетном месте за столом восседал сам цехмистер. Перед ним располагались ножницы, печать, чернильница и песочница. Когда цехмистер открывал ларец, это означало, что собрание началось. Каждый опоздавший обязан был внести в цеховую казну штраф.
19 января (на Крещение) и 14 августа (на Маковея) в городе проходили торжественные парады. Местом действия неизменно была площадь перед магистратом (ныне Контрактовая). С утра вдоль Гостинного двора выстраивались ряды ремесленников, а чуть поодаль -- всадники из почетного подразделения «Золотая Корогва», куда входили уважаемые граждане города, богатые мещане, купцы, аристократия. Пока в церквях совершалась литургия, войско готовилось к намеченному церемониалу. Каждую зиму из Богоявленского собора к Днепру совершался крестный ход для освещения воды. Летом воду святили в чаше фонтана «Самсон» и крестный ход уже следовал от ворот церкви Успения Пресвятой Богородицы (Пирогощи). Когда богослужение в храмах заканчивалось, наступал «звездный час» членов киевского братства. Торжественным маршем они проходили мимо здания магистрата. Звучали фанфары, гремели литавры, со стороны Братского монастыря палили из пушек. «Отцы города» приветствовали собравшихся пламенными речами, в небо взлетали ракеты, а в подольских храмах звонили колокола.
Не только во время праздников киевские «братчики» отмечались своей организованностью. Происходило это и в скорбные дни. Документально известно, что в 1813 году на похоронах городского войта в траурной процессии участвовали и представители ремесленных цехов. Причем от каждого цеха в знак уважения к покойному были представлены специально изготовленные «кенотафы» -- своеобразные имитации гробов. Вот как описывал печальный эскорт очевидец: «Перед гробом ехало около сотни горожан в парадных одеждах, на наилучших конях, в богатых малороссийских уборах. Впереди всей процессии несли двенадцать гробов, покрытых дорогими тканями, расшитыми серебром и золотом…»
Кстати, следуя православным обычаям, каждый цех ремесленников объединялся вокруг прихода какой-либо киевской церкви. Еще во времена Киевской Руси на средства купцов, торгующих хлебом, на Подоле была построена церковь Богородицы Пирогощи (»пира» -- рожь, «гоща» -- гость, купец). Но чаще всего ремесленники примыкали к храмам, возведенным в честь святого, имя которого более соответствовало роду их профессий. Плотники почитали святого Иосифа, рыбаки -- апостола Андрея Первозванного и святителя Николая Чудотворца, сапожники -- святых Кузьму и Демьяна, кузнецы -- святого князя Владимира, а цирюльники -- Архистратига Михаила, покровителя города.
Выпуск газета Сегодня №15 (767) за 20.01.2001 г.