21.11.1987 Трагедия за дымовой завесой
Ю.Сагайдак. (Наш соб. корр.)
На проводе – Лондон / [А у самих що робиться]
Клубы ядовитого дыма в несколько мгновений заполнили верхнюю часть туннеля. Пассажиры, находившиеся на последних ступеньках эскалатора, в панике бросились вниз, сбивая с ног тех, кто, не подозревая о смертельной опасности, продолжал свой путь к выходу со станции метро «Кингс Кросс». Беснующиеся языки пламени вырвались из машинного отделения эскалатора, запрыгали по полу, стенам, потолку. Вспыхнул отделочный пластик, и дым повалил вниз по туннелю. А поезда продолжали прибывать на станцию, где пересекаются пять линий лондонской подземки.
Вчера стали известны окончательные последствия пожара: 30 человек погибли, более 20 находятся в критическом состоянии в результате страшных ожогов. Итог мог бы быть намного более печальным, случись пожар чуть раньше, в час пик. Что же привело к несчастью, которое произошло вечером 18 ноября на станции «Кингс кросс»?
На месте катастрофы побывала сама премьер-министр М.Тэтчер [1]. Высказав соболезнования по поводу случившегося, она порассуждала об эффективности пожарных служб, храбрости и умелости тех, кто бросился в огонь спасать оказавшихся в подземной ловушке людей. Потом твердым голосом заверила, что причины пожара будут тщательно расследованы.
Пока эксперты выдвигают различные версии, от чего могло произойти возгорание, среди лондонцев крепнет уверенность, что несчастья могло и не быть, что главная причина случившегося – правительственная политика в социальной области, которая привела к урезанию ассигнований на развитие городского транспорта. Ну вот, воскликнет читатель, опять обвиняем правительство консерваторов! При чем здесь социальная политика и пожар на «Кингс кросс»?
А связь между этими двумя явлениями самая непосредственная! Еще в 1985 году, сразу после пожара на станции «Оксфорд серкус», специалисты настойчиво предупреждали, что система противопожарной безопасности в лондонском метро, первая линия которого была пущена еще в 1863 году, находится в плачевном состоянии, что требуются экстренные меры, чтобы не допустить трагедии. Однако власти отмахнулись от этих неприятных выводов. И вместо того, чтобы оборудовать станции противопожарной сигнализацией, огнетушителями, заменить легковоспламеняющуюся и сверхтоксичную при возгорании отделочную пластмассу на более безопасную, пошли… на сокращение штатов технического персонала станций [2]. В целях «повышения эффективности» работы подземки – так был объяснен этот шаг. Но может быть, лондонское метро требует каких-то астрономических ассигнований из государственной казны, чтобы соблюдались элементарные правила безопасности? Давайте посчитаем…
Проезд в подземке, или «трубе», как ее называют лондонцы, только в рамках одной зоны стоит 50 пенсов (примерно 50 копеек). Из центра на окраину – 1 фунт 30 пенсов. (То есть, в среднем где-то раз в пятнадцать-двадцать дороже, чем в нашем метро). Каждый день подземкой пользуются три миллиона пассажиров. Простым арифметическим действием можно прикинуть, сколько денег они оставляют в кассах. Думается, вполне достаточно, чтобы потратиться на огнетушители и сигнализацию, тем более что лондонские станции метро – отнюдь не подземные дворцы.
Итак, дана команда провести тщательное расследование. По отдельным замечаниям, сделанным власть предержащими, можно уже сегодня заключить, что вряд ли сыщут истинных виновников происшедшего. И, чтобы поменьше задавалось «неприятных» вопросов, те, кто стоит на страже капитала, сразу перешли в наступление. Например, министр транспорта Пол Чэннон спокойно заявил что лондонское метро является… одним из самых безопасных в мире [3]. Он произнес эти слова тогда, когда эксперты еще не смогли идентифицировать, а родственники опознать изуродованные огнем трупы. Тогда, когда врачи не могли сказать, сколько из тяжело раненных погибнет, а сколько будет обречено на долгие мучения от обширных ожогов. Быстро раскрутили привычную карусель и средства массовой информации: интервью с оставшимися в живых очевидцами, описания страданий жертв и переживаний родственников, рассуждения о токсичности горючих веществ и эффективности подземки, которая, оказывается, в три раза безопаснее самолета и в сорок раз – мотоцикла. А, например, телепрограмма Би-би-си через сутки после несчастья подбросила идею о том, что виноваты… сами пострадавшие. Дескать, если бы не запаниковали, если бы не бросились сломя голову в огонь, а спокойно, организованно и чинно спустились на нижние ярусы станции, то и жертв не было бы.
Итак, ответ подсказан. Осталось обложить его в вату технических терминов и со скорбным выражением лица подать публике под аккомпанемент зловонной камарильи вездесущих репортеров. Правда, картину несколько портит пожар, который произошел теперь уже на станции «Ливерпуль», лишь двадцать часов спустя после несчастья на «Кингс кроссе»…
Комсомольская правда, 1987 г., 21.11, № 269 (19069).
[1] Ох уж мені ця демократична дрібнота! Брали б приклад з нашого М.С.Горбачова, який навіть у Чорнобиль не поїхав…
[2] Тобто вжили білоруського методу, але не посилаючись на винахідників.
[3] Тобто знову скористався методом академіка А.П.Александрова, і знову без посилання на винахідника.