Пьеса «Богдан Хмельницький»
Николай Сиротюк
Отдельные эпизоды освободительной войны легли в основу пьесы «Богдан Хмельницький»: в ней показан отъезд Хмельницкого на Запорожскую Сечь, сражения под Збаражем и Берестечком. И на этих глубоко драматических по их внутреннему содержанию событиях М. Старицкий сумел в основном правильно раскрыть характер освободительной войны и роль народных масс в ней. В пьесе слышится голос, воля, социальные стремления масс, их понимание своей силы и значимости происходящих событий. Казаки, посполитые крестьяне, ставшие под боевые знамена Хмельницкого, в равной мере ненавидят и польскую шляхту, и местных эксплуататоров,, блокирующихся с иноземными поработителями. И наоборот, они доброжелательно, сочувственно относятся к угнетенным польским хлопам…
Драму «Богдан Хмельницький» пронизывает идея украинско-русского единения. М. Старицкий не раз подчеркивает, что объединение Украины с Россией было обусловлено всем ходом войны, что украинский народ, освобождая родную землю от польско-шляхетских завоевателей, мечтал о братской помощи русского народа, мечтал и надеялся на нее, что выразителем этих народных настроений был великий гетман. В тяжелой ситуации под Берестечком Богдан Хмельницкий говорит Выговскому – тайному противнику ориентации на Москву:
Де б помочі?.. Ти вчора говорив,
Що від царя прийшли листи ласкаві…
Так! Тільки там!.. Самим – загин!.. Готуй
Ти посланців в Москву… Мерщій: я зараз
Сам напишу до світлого царя
Про спілку з ним… Щоб швидше дав підмогу…
В пьесе ярко и в целом исторически правильно выписаны образы славных соратников Богдана Хмельницкого – Максима Кривоноса, Ивана Богуна, Данила Нечая, Михаила Чарноты, Ганны Золотаренко, а также предателей народа – Барабаша, Тетери. Не совсем удался драматургу образ заглавного героя. Показывая Хмельницкого мудрым организатором и руководителем, мужественным и волевым полководцем, автор вместе с тем чересчур выпячивал преклонение гетмана перед авторитетом польского короля, подчеркивал такие черты характера своего героя, как чрезмерное честолюбие, жажда славы и т. п.