Проза М. Старицкого
Николай Сиротюк
Не умаляя места поэтического и драматургического наследия М. Старицкого в истории украинской литературы, необходимо также подчеркнуть важную роль этого писателя-демократа в развитии художественной прозы: ведь в последнее десятилетие своей жизни он работал в этой отрасли не менее активно и интенсивно» чем в других. Творческая интенсивность М. Старицкого действительно поражает, свидетельствуя о необычайной работоспособности этого всесторонне одаренного человека: с 1894 по 1903 год он написал, не говоря о трех пьесах («Маруся Богуславка», «Оборона Буші», «Остання ніч»), свыше двух десятков прозаических произведений, и среди, них такие большие романы и повести, как «Перед бурей», «Буря», «У пристани», «Руина», «Разбойник Кармелюк», «Заклятий скарб», «Облога Буші», «Первые коршуны», «Последние орлы». Несколько романов, повестей и рассказов остались неоконченными или только намеченными («Безбатьченко», «Воскрес», «Семен Палій», «Вареники», «Пророк», «Бурелом» и др.).
К сожалению, прозаическое наследие М. Старицкого почти неизвестно советскому читателю. За исключением романов «Перед бурей», «Разбойник Кармелюк» и повести «Облога Буші», издававшихся по несколько раз, все прочие произведения остались в первых публикациях или даже неопубликованными (сохраняются в архиве писателя, находящемся в Отделе рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР).
В прозаическом наследии М. Старицкого ведущее место занимают романы и повести об историческом прошлом нашей Родины. При ознакомлении с ними бросается в глаза прежде всего тематическая широта и разнообразие, стремление писателя воскресить самые важные и самые сложные периоды в героической истории украинского народа, раскрыть его многовековую борьбу против социального и национального гнета.
M. Старицкий рассказывает о тяжелой жизни киевских ремесленников в начале XVII столетия («Первые коршуны»), рисует монументальную панораму освободительной войны 1648 – 1654 гг; («Перед бурей», «Буря», «У пристани», «Облога Буші»), показывает жестокие распри между старшинскими группами в конце XVII ст. («Руина»), восстание гайдамаков в XVIII столетии («Последние орлы»), антикрепостническое движение на Подолье в 20 – 30-х годах XIX ст. («Разбойник Кармелюк») и др.
Отличительной чертой исторических романов и повестей М. Старицкого является глубокое сочетание в них трезвого реализма с возвышенной романтикой, исторически достоверного изображения прошлого с горячей мечтой о будущем. Рисуя те или иные события, писатель всегда видит историческую перспективу. Обращаясь к народу, собравшемуся на Раду в Переяславе (роман «У пристани»), Богдан Хмельницкий говорит:
«Придет час, – я этому глубоко верю, – что обнимемся мы с московитами, как братья родные, сплетем неразрывно наши руки навеки и пойдем вместе по пути могущества, просвещения и славы, да таких, что заставят весь свет расступиться перед нами почтительно».
Подобных слов, как известно из источников, Хмельницкий на Переяславской Раде не говорил, они передают не столько его, сколько авторскую оценку воссоединения Украины с Россией, веру писателя в великое будущее двух народов-братьев, его золотую мечту.
Однако М. Старицкий не поднялся до уровня марксистского понимания истории, не овладел марксистской исторической методологией. Именно в силу этого он не всегда мог правильно разобраться в прошлом, дать ему верную оценку; при изображении некоторых исторических событий и личностей он подпадал под влияние установившихся традиций, некритически подходил к источникам, к трудам историков. Но, благодаря реалистическому методу, преобладающему в его творчестве, романы и повести М. Старицкого, написанные на богатейшем, кропотливо изученном автором материале, в основном правдиво передают общий дух исторического процесса, мужественную борьбу украинского народа против внешних и внутренних поработителей. Умелое сочетание реализма и романтизма, фактической истории и авторского домысла, науки и поэзии помогло писателю глубоко раскрыть героический дух, неисчерпаемые творческие силы народа, правдиво и ярко передать его думы и заветные чаяния, беззаветный патриотизм и свободолюбие.
Наиболее плодотворно потрудился М. Старицкий над художественным воплощением освободительного движения на Украине в середине XVII столетия. Этим важнейшим историческим событиям он посвятил пьесы «Богдан Хмельницький», «Оборона Буші», повесть «Облога Буші» и трилогию романов под общим названием «Богдан Хмельницкий».
Освободительная война 1648 – 1654 гг., воссоединение Украины с Россией были одной из популярнейших тем в украинской и русской литературах XIX века. О Богдане Хмельницком и о его выдающихся сподвижниках и помощниках, писали Т. Шевченко, К. Рылеев, В. Нарежный, М. Шашкевич, Е. Гребенка, Н. Костомаров, Ф. Глинка, П. Голота, С. Руданскин, П. Кулиш, И. Нечуй-Левицкий, И. Франко и др. Еще до М. Старицкого было создано значительное количество поэтических, драматургических и прозаических произведений.
Однако можно безошибочно утверждать, что никто из предшественников М. Старицкого и даже все они в целом не сделали того, что сделал он для отображения освободительной войны украинского народа против польско-шляхетских поработителей и воссоединения Украины с Россией. Как пытливый историк-патриот и талантливый художник, М. Старицкий первый правильно осмыслил эти важнейшие, поворотные в исторических судьбах родного народа события, отобразил их во всей широте и в отдельных, даже единичных проявлениях; от его внимательного глаза не ускользнуло, пожалуй, ни одно более или менее важное явление этой сложной и многообразной исторической цепи.