Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

История создания романа
«Богдан Хмельницкий»

Николай Сиротюк

Работа над драмой «Богдан Хмельницький» и повестью «Облога Буші» была своеобразной подготовкой М. Старицкого к созданию трилогии «Богдан Хмельницкий». Обратим внимание на то, что между написанием названной пьесы (1887) и повести (1894) прошло семь лет. В эти годы, как свидетельствуют записные книжки романиста, хранящиеся в архиве Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР, он кропотливо изучал исторический материал, осмысливал его, обдумывал форму будущей эпопеи. В этом подготовительном процессе складывалось более глубокое и более четкое, – по сравнению с тем, которым М. Старицкий обладал во время работы над драмой «Богдан Хмельницький», – понимание освободительной войны и личности великого гетмана. Видимо, прежде всего фундаментальной подготовкой и, конечно, незаурядной работоспособностью объясняется тог что трилогия «Богдан Хмельницкий», превышающая сто печатных листов, была написана за каких-нибудь три года, причем в это же время писатель работал и над другими произведениями.

Мы не располагаем конкретными данными о наличии связи между «Богданом Хмельницким» и романом Генрика Сенкевича «Огнем и мечем» (1883). Однако само содержание трилогии, весь ее идейный пафос положительно свидетельствуют о том, что она служила отповедью украинского писателя Сенкевичу. В романе «Огнем и мечем» война 1648 – 1654 гг. освещена антиисторически, грубо искажена в духе польской шовинистической историографии. Глубокие общественно-социальные причины освободительной борьбы украинского народа автор подменил жаждой Богдана Хмельницкого отомстить Чигиринскому подстаросте Чаплинскому и другим шляхтичам за нанесенные ему личные обиды. Сенкевич безмерно идеализировал короля, шляхту, магнатов, вполне оправдывал феодальную эксплуатацию посполитого крестьянства, а кровавого палача украинского народа Иеремию Вишневецкого превратил чуть ш не в национального героя, доблестного воина-рыцаря.

Роман «Огнем и мечем» вызвал резкое осуждение со стороны вельского прогрессивного писателя Болеслава Пруса. Резко отрицательно отозвался о нем также Лев Толстой. «Да я как-то читал и совершенно не мог читать, – говорил Толстой. – Помните, как в детстве бывало: попадется такой кусок мяса – жуешь, жуешь его, никак не прожуешь и, наконец, потихоньку выплюнешь и выбросишь под стол».

Можно полагать, что М. Старицкий знал не только роман «Огнем и мечем», но и критические отзывы о нем и что это послужило одним из стимулов, одним из импульсов к написанию трилогия «Богдан Хмельницкий» и ряда других произведений на тему войны 1648 – 1654 гг. Очевидно, М. Старицкий хотел разоблачить и опровергнуть клевету Г. Сенкевича, сказать правдивое слове об освободительной борьбе украинского народа под предводительством Богдана Хмельницкого.

Роман «Перед бурей»», являющийся первой частью трилогии, написан в 1894 году [На титульном листе одного из вариантов романа «Перед бурей», хранящегося в Отделе рукописей Института литературы им. Т. Г. Шевченко АН УССР, рукой автора написано: «Начат роман 1 августа 1894 года, а когда будет окончен – единому богу известно».]. В следующем году он печатался в газете «Московский листок», потом, в переработанном виде, в журнале «Киевская старина» (1897), а затем вышел в свет двумя изданиями в Киеве (1899, 1903). Уже после смерти писателя роман был переведен на украинский язык и издан во Львове (1907), на украинском языке издавался он и в советское время (1930).

Романы «Буря» и «У пристани» тоже были напечатаны в «Московском листке» (1896 – 1897), но отдельными книгами в свет не выходили.

Трилогия «Богдан Хмельницкий» является наиболее значительным произведением не только Михаила Старицкого, но, пожалуй, и всей украинской исторической прозы дооктябрьского периода. В ней поражает прежде всего широта и глубина, масштабность и многогранность освещения исторических событий. Трилогия охватывает довольно продолжительный отрезок времени (1638 – 1654), насыщенный многими очень разнообразными явлениями в хозяйственно-экономической и общественно-политической жизни Украины.

Придерживаясь хронологической последовательности, писатель рисует борьбу украинского народа против социального и национального гнета в десятилетие так называемого «золотого покоя», начало массового освободительного движения, разгром Хмельницким польской армии под Желтыми Водами и Корсунем, последующие события войны – сражения под Пилявой, Збаражем, Берестечком, а также подготовку и проведение великой Рады в Переяславе, по решению которой Украина присоединилась к России.