Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4.1. Организация системы кадровой переподготовки и повышения квалификации

Бритченко И. Г.

Маркетинг лежит в основе работы всех структурных подразделений банка. Но мозговым центром по организации маркетинга выступает специальная маркетинговая служба. Каждый банковский руководитель и специалист должен выступать в качестве эксперта по маркетингу. Как мы видели, маркетинг – это стратегия и философия банка, требующая тщательной подкотовки, глубокого и всестороннего анализа, активной работы всего персонала от руководителей до низовых звеньев. Маркетинговый подход предполагает первоочередную ориентацию банка не на свой продукт, а на реальные потребности клиентуры.

Работа с клиентами, договорной характер инвестиционных процессов требуют от банковского персонала не только специальной экономической и маркетинговой подготовки, но и знаний в области маркетингового менеджмента, права, истории, психологии, умения вести переговоры, деловой этики и др. Оснащение передовой техникой предполагает компьютеризацию банковского дела, умения составлять программы на ЭВМ с использованием их для ситуационного анализа и программирования.

Чтобы добиться успеха, нужны квалифицированные специалисты. Однако состояние подготовки и переподготовки кадров всех уровней заставляет бить тревогу.

По опыту зарубежных стран в период развития процесса приватизации, малого и среднего бизнеса численность руководящих кадров возрастает в шесть раз. На Украине из нынешних руководителей 7% имеют высшее экономическое образование, остальные техники и технологи.

Китай за пять лет реформирования экономики создал 400 университетов, 10 тысяч специалистов отправил за рубеж на учебу. Республика Корея количество вузов увеличила в 23 раза, а количество обучающихся в 94 раза.

Об Америке как то и не говорят. Там функционирует 1100высших школ и центров, выпускающих ежегодно более 600 тысяч менеджеров.

На переподготовку кадров на одного человека передовые страны тратят 50-60 тыс. долл., в Германии 25 тыс. марок, у нас – 500 коп.

А.Вайсман (26, с. 7–11) считает, что движение к успеху в маркетинге происходит по спирали, в центре которой находится проблема (“эффективный дефицит”) неудовлетворенной потребности, существующей на рынке. Это первый виток спирали. Второй виток спирали означает концентрацию сил для решения проблемы лучше, чем это могут сделать другие. / Делай то, что делаете лучше всех. Рынок всегда реагирует на лучшие решения имеющихся проблем/ И, наконец, третий виток спирали касается очевидной компетенции.

Практика показывает, что преуспевающее предприятие имеет, как правило, высокую организационную культуру, включающую следующие группы функциональных процессов: производство; маркетинг; финансы; эккаутинг (учет и анализ хозяйственной деятельности); работа с персоналом; нововведения.

Развиваясь по спирали, успех – мера и степень достижения цели – влечет за собой новый успех. Этот мультипликационный эффект должен лечь в основу разработки оптимальной стратегии фирмы с учетом системы переподготовки кадров.

Как вариант, для системы переподготовки и повышения квалификации кадров может быть предложена “Экстернат-программа ССО (самопомощь – самовыражение – общественное признание)”, включающая три последовательных раздела [17, с.114]

I. Изучение базового пакета самообучения (Самопомощь):

1. Социально-психологический практикум.

2. Эффективная работа.

3. Стабильное руководство: контроль.

4. Как сохранить и приумножить деньги.

5. Формула успеха – маркетинговый менеджмент.

6. Краткий словарь бизнесмена.

II. Проведение семинарских занятий (Самовыражение):

1. Социально-экономический механизм жизнедеятельности.

2. Системы мотиваций и рынковведение.

3. Маркетинговый менеджмент и бизнес.

4. Научные основы организации управления.

5. Управление бизнесом.

6. Системный фактор в бизнесе и др.

III. Защита рефератов по избранной теме и получение сертификата (Общественное признание).

Существующие системы подготовки кадров и повышения квалификации работников различных отраслей, как правило, отличаются традиционностью подхода: чтение лекций, проведение семинаров, написание контрольных работ и т.п.

Предположенная программа основывается на учете индивидуального фактора, склада характера и ума, психологических особенностей, опыта жизни и др.

Слушателю предлагается проверить себя “на бизнес” самотестированием, после чего он выбирает тему выпускной работы, участвует в семинарах, готовит и защищает выпускную работу. Как видно, критерием данной системы обучения выступает интерес как мера всех поступков и образа жизни людей.

Опыт функционирования банков подсказывает, что целесообразно разработать собственную систему последипломного образования и повышения квалификации банковских работников. Организация кадровой политики должна включать по крайней мере три составные части:

– стратегию (анализ социально-экономической обстановки в стране; анализ перспективы развития банка);

– формирование кадровой политики (разработка квалифицированной структуры, включающей оценку персонала; разработка системы работы с персоналом по переподготовке и повышению квалификации);

– технологию кадровой работы (целеполагание; планирование; организация; стимулирование; контроль).

За руководством банка целесообразно закрепить следующие функции: определение целей и задач банка; обеспечение реализации стратегической программы; выявление перспективы развития банка; подбор и расстановка кадров.

К руководителям и специалистам должны предъявляться следующие требования:

1. Компетентность в избранной сфере бизнеса.

2. Способность эффективно действовать в условиях рынка, детально знать менеджмент, маркетинг, управление персоналом, уметь обеспечивать при любых рыночных ситуациях оптимальный хозяйственный результат.

3. Развивать в себе профессионально-организаторские и нравственно-психологические черты, которые должны включать следующий комплекс рекомендаций (Табл. 5).

Следует заметить, что Ф. Котлер рекомендукет пять стадий в изучении банковского маркетинга:

1. Маркетинг в форме рекламы, коммерческой поддержки.

2. Маркетинг, направленный на создание дружественой атмосферы.

3. Инновации в маркетинге.

4. Маркетинговое позиционирование.

5. Маркетинг – это маркетинговый анализ, планирование и контроль.

Как видно, маркетинг пришел в банк не в форме своей концепции, а в форме рекламы и коммерческой поддержки. Банкиры оказались перед лицом жесткой конкуренции за вклады. Если раньше банки строили в стиле греческого храма с той целью, чтобы произвести впечатление своей внешностью и солидностью, то теперь решетки, как правило, сняты с окон, интерьер исполнен в теплой, дружественной атмосфере.

Банкиры прибегли к последовательным нововведениям, когда поняли, что потребности клиентов изменяются. Серьезно занялись проблемой завоевать свою позицию на рынке, присвоить себе какую-либо символику, чтобы подчеркнуть, что между конкурирующими банками есть свои различия в удовлетворении потребностей клиентов наилучшим образом.

В результате этого изменилось и само понятие банковского маркетинга как эффективной системы для анализа маркетинга, планирования и управления.

Именно в этом направлении, на наш взгляд, должна строиться сегодняшняя система переподготовки и повышения квалификации банковских работников. Это приведет к пониманию и достижению успехов в работе к стабильности в руководстве.

Таблица 5.

I. Профессионально-организаторские черты

1. Повышайте свой научный и культурный уровень, совершенствуйте стиль работы.

2. Ясно ставьте цель работы.Работники должны видеть и понимать цель, которая поставлена перед их организацией.

3. Строго разграничьте свои функции и ответственность от функций и ответственности подчиненных.

4. Составьте ясный план работы. Составляйте технологию его выполнения по частям, определяйте, где главные участки, а где вспомогательные.

5. Установите и соблюдайте определенный порядок работы. В срок выполняйте обещания. На совещания приходите вовремя. Дорожите чужим временем, как своим.

6. Решения по наиболее сложным вопросам принимайте сами.

7. Старайтесь распознать проблемы в их зародыше.

8. Мысли свои излагайте просто и ясно.

9. Прежде чем дать задание, подумайте – выполнимо ли оно.

10. Задания давайте так, чтобы было место проявлению самостоятельности, творчеству.

11. В своих требованиях полагайтесь на силу общественного воздействия.

12. Не берите всю работу на себя. Умейте распределить ее между всеми. За собой оставьте контроль за выполнением задания. Сплошной контроль применяйте там, где он действительно необходим.

13. Постоянно учитесь искусству руководства.

14. Думайте о создании рациональной системы управления с учетом новинок.

15. Требуйте, чтобы подчиненные планировали свою работу не только на квартал, месяц, но и на неделю, каждый день.

16. Работу каждому давайте по способностям, с учетом других факторов применительно к обстановке.

17. При планировании своей работы разделите задачи на три основные группы: требующие срочного решения, решения в обычные сроки и по возможности. Развивайте в себе самоконтроль.

18. Если какая-то задача в данный момент не решается, отложите ее на время, делайте другую работу. Ждите подходящего момента, чтобы приступить к ее решению.

19. Выслушивайте мнение других по интересующей вас проблеме. Благодарите их за это.

20. Перед намечаемой беседой с подчиненными составьте план беседы, ставьте конкретные задачи. Во время беседы создайте атмосферу доверия и активности.

21. Советы давайте тем, кто в них нуждается. Приказывайте тем, кто пренебрегает указаниями.

22. Не увлекайтесь наказаниями и взысканиями. Уделяйте больше внимания проблеме подбора и расстановки кадров.

23. Избегайте частых реорганизаций. Анализируйте проблему текучести кадров.

24. Направляйте деятельность других. Ваши замыслы – это действия других.

25. С уважением относитесь к распорядку дня подчиненных, сами не нарушайте его.

26. Поддерживайте инициативу и активность, дайте возможность проявиться им в полную меру.

27. Доверяйте и поручайте нижестоящему руководителю временно решать вопросы от вашего имени.

28. Доверяйте и поручайте нижестоящему руководителю без вашего присутствия самостоятельно доложить вопрос вышестоящему руководителю.

29. Доверяйте и поручайте нижестоящему руководителю выступать с ответственным докладом на совещаниях, конференциях, симпозиумах и т.п.

30. Совещание готовьте заранее, составив план с указанием времени проведения. Оповестите об этом участников, выслав им тезисы и проект решения.

31. Повышайте деловитость и эффективность деловых совещаний. Не вызывайте на совещание лиц, не имеющих к нему отношения.

32. За собой оставляйте решение перспективных задач и контроль за выполнением принятых решений.

33. Делегируя ответственность за выполнение задания, делегируйте права в соответствии с полномочиями.

34. По перспективным вопросам обязательно принимайте коллегиальные решения.

35. Заботьтесь о соблюдении трудовой дисциплины. Сами подавайте пример строгого и точного соблюдения требования законов, приказов и распоряжений.

II. Нравственно-психологические черты

1. Развивайте в себе целеустремленность и правдивость.

2. Не налагайте взыскания в возбужденном состоянии.

3. Не подходите к оценке подчиненных с позиций личных симпатий или антипатий.

4. Выполняйте обещания.

5. Дорожите временем других.

6. Будьте скромны.

7. Будьте уверены в себе, но не самоуверены.

8. Будьте уравновешены и справедливы.

9. Являйте собой пример дисциплинированности.

10. Развивайте коммуникабельность – точную передачу мыслей письменно или устно, точное восприятие передаваемой мысли.