5.1. Менеджмент банка и роль менеджера
Бритченко И. Г.
Менеджмент пронизывает все сферы деятельности банка. Это сложное социально-экономическое и технико-информационное явление, регулирующее организованную деятельность людей по их взаимодействию с внешней средой в ходе достижения своих целей [43, c.5]. При этом субъектами управленческой деятельности являются менеджеры, которые обеспечивают выполнение работы за счет других людей. Об их успехах судят не потому, что они делают, а по тому, как они побуждают к работе других.
Менеджеры играют три основные группы ролей в организации как систематизированном, сознательном объединении действий людей, преследующих достижение определенных целей. (В большинстве случаев совместные и организованные усилия людей дают больший результат, чем это было бы сделано каждым в отдельности). Во-первых, менеджер выступает в качестве руководителя, осуществляющего руководство людьми, определяющего цели работы и принимающего решения по эффективному взаимодействию в цепочке «люди-цели»; во-вторых, в качестве «преобразователя» информации (сбор информации о внутренней и внешней среде, распространении ее в виде фактов и нормативных установок и др.); в-третьих, это роли по принятию решения, которые выражаются в том, что менеджер определяет направление движения организации, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т.п.
Указанные роли могут быть присущи менеджерам в большей или меньшей мере в зависимости от их позиции в организации, решаемых задач и выполняемых функций в системе управления. В чем же сущность труда вообще и управленческого в частности?
Труд, как известно, делится на физический и умственный. Деление это условное, так как в чистом виде ни один из них не существует. Физический труд тоже осмысленный, а умственный содержит элементы физического, поэтому правомерно говорить о преимущественно физическом или умственном труде. Принято считать, что работники умственного труда до 5% своего рабочего времени практически заняты физическим трудом.
Управленческий труд – одна из разновидностей умственного, связанная в основном с преобразованием информации и принятием решений.
К.Маркс делил умственный труд на три вида. К первому виду он относил труд, в результате которого создается готовый продукт – книга, картины и другие произведения науки и искусства, существующие отдельно от их создателей и являющиеся принадлежностью общества. Второй вид характеризуется тем, что продукт труда неотделим от трудового акта (например, труд лектора, преподавателя, артиста). Третий вид умственного труда связан с материальным производством, при этом работники непосредственно заняты в производстве материального богатства [77, т.26, ч.1, с.420-422].
Все три вида умственного труда присущи управлению, а следовательно, и труду менеджера. Действительно, управленческое решение как продукт труда в сфере управления существует отдельно от того, кто его выработал в виде приказа, распоряжения, инструкции и т.д. Но менеджер, доводя до исполнителей свое решение, выступает как лектор, пропагандист и т.д. В данном случае наличествует второй вид умственного труда – это особый труд в управлении организацией.
В целом следует отметить, что управленческий труд, включающий творческие и нетворческие процессы, сложен для анализа. Здесь имеют место процессы дифференциации, специализации и прочие, связанные с усложнением экономики, появлением новых объектов управления. Управленческий труд находит свое конкретное воплощение в действиях, операциях, совершаемых человеком в процессе осуществления своей деятельности.
Как известно, управление носит циклический характер. Конкретные, единичные циклы являют собой управленческий труд, деятельность субъекта управления. В.Г.Афанасьев пишет: «Этот цикл, взятый в его единичном виде, начинается с постановки целей, задач и завершается решением этих задач, достижением поставленной цели. Затем, когда данная задача решена, цель достигнута, ставится новая задача, новая цель и управленческий цикл начинается вновь. Цель – результат – цель, и так до бесконечности – такова схематично картина непрерывного управленческого труда» [6, с.78].
Управление является сферой приложения человеческого труда, а функции управления, как писал К.Маркс, «представляют собой человеческие функции… не что иное, как способы осуществления и действия социальных качеств человека» [77, т.1, с.242].
Функция (от лат. function – исполнение, осуществление) в различных сферах человеческой деятельности имеет различное понятие. Мы под управленческой функцией будем понимать операции, организованные по какому-либо видовому признаку и соответствующие как последовательно сменяющимся стадиям управленческого цикла, так и всему управленческому циклу в целом. Согласованность же будем рассматривать как интегрированную функцию, включающую также и функцию совершенствования управления. В управлении организацией она получила название руководства.
Управленческий цикл включает этап предварительного управления, оперативного управления и заключительный этап, который характеризуется общими функциями управления.
Руководство (управление в широком смысле слова) включает следующие функции: прогнозирование (анализ развивающихся в будущем тенденций); планирование (выработка целей, политики действия; определение траектории движения к цели); организация (системная упорядоченность, процесс вовлечения в совместные действия); собственно управление (оптимизация системной упорядоченности); учет и контроль (сравнение или сопоставление плановых и фактических состояний системы).
Функции прогнозирования и планирования составляют этап предварительного управления, а функции организации и управления – этап оперативного управления. Контролем заканчивается управленческий цикл.
Многие авторы выделяют сходные функции управления, вытекающие из управленческого цикла.
Очевидно, выделяемые многими авторами функции распорядительства, мотивации, регулирования и координации следует включать в этап оперативного управления, функцию связи вряд ли можно отнести к какой-либо отдельной стадии управления.
Нельзя не согласиться с В.Г.Афанасьевым, который пишет: «Имеется еще одна функция управления, которая соответствует не одной какой-либо отдельной стадии, а всем без исключения стадиям, всему управленческому циклу в целом. Это функция сбора и преобразования информации – информационная функция, которой соответствует информационный труд» [6, с.83].
Всему управленческому циклу присуща и функция коммуникации как общения, связи управляющей и управляемой подсистем, субъекта и объекта управления, в основе которого лежит обмен информацией между людьми, машин с машинами, людьми и машинами.
Сущность функционирования информационной системы составляют процессы движения и преобразования информации, а функционирования коммуникационной – процессы информационного обмена как перераспределения информации в рамках системы. Информационный обмен по сравнению с информационным движением – явление качественно отличное, исследуемое на прагматическом уровне, когда анализируются одни акты обмена относительно других.
Система коммуникации включает управленческих работников (информационный труд), информацию как предмет труда, цели и методы общения и связи, а также условия и средства обмена информацией. Целью ее является создание информационных потоков для процесса принятия решений. От системы управления в целом система коммуникаций отличается тем, что не включает принятие решений. Система управления, таким образом, выступает дуальной системой, включающей подсистему коммуникации как инфраструктуру управления, обслуживающую процесс принятия решений, и подсистему управленческих решений. К функциям управления относятся те специфические виды работ, которые непосредственно связаны с использованием информации. Каждая функция управления включает аналитическую и синтетическую части. Аналитическая часть функции включает преобразование, осмысление информации, установление ее достоверности, точности, полноты и т.д. При анализе и обработке информации используются методы сравнения, аналогии, абстрагирования, обобщения, индуктивных и дедуктивных умозаключений, доказательства и др. Если информация поддается квантификации и формализуется, то для ее обработки и анализа используются методы группировок, составления статистических таблиц, исчисления долей, процентов, корреляционного анализа, логико-математические и др. Синтетическая часть функции включает процессы принятия и реализации решений. Эта часть функции обеспечивает выбор оптимального решения, между тем как аналитическая часть определяет возможности его выбора.
Раскроем сущность основных функций руководства – прогнозирования, планирования, организации, собственно управления и контроля.
Функцию прогнозирования мы рассматриваем как анализ тенденций развития в будущем. Прогнозирование позволяет формировать варианты возможного или желаемого развития организации. Для этого необходимо повышать обоснованность прогнозов научно-технического прогресса и социально-экономических процессов, расширять использование таких прогнозов при выработке бизнес-плана.
Планирование тесно связано с функцией прогнозирования и помогает устранить расхождения между прогнозированием и действительным состоянием системы. План в результате программирования приобретает вид плана-программы, в котором конкретно обосновывается целесообразность развития всех сторон социально-экономической системы.
Планом-программой достигается полная согласованность, упорядоченность и комплектность развития элементов системы. Технология планирования едина для всех объектов управления. Методика ее основывается на принципах научности, комплексности, системности, моделирования, адресности плана и др.
Раскрывая сущность функции организации, следует отметить, что имеется три значения понятия «организация». Оно употребляется в атрибутивном значении как характеристика вещи или события, сводится к понятию «организационной модели» и характеризует структуру системы, ее внутреннюю форму, упорядоченность. В предметном значении оно соответствует понятию «институт», рассматриваемому как объект, система, обладающая внутренней структурой. Наконец, понятие «организация» как деятельность включает в себя мероприятия, задачей которых является проектирование и реализация новой или совершенствование существующей организационной модели. Содержанием функции (организации) здесь служит создание и упорядочение управляющей и управляемой подсистем, а также связей, отношений между ними.
Организация как процесс означает переход от неорганизованной системы к организованной. В результате выполнения функции организации создаются органы управления, формируются структурные подразделения, расстанавливаются кадры по функциональному признаку, разрабатываются должностные инструкции, технологические карты и т.д.
Формы организационной системы не представляют собой чего-то законченного. Их приспосабливают к изменяющимся условиям. Замена старой формы новой – объективная необходимость, следствие развития системы. Организационная функция обеспечивает взаимосвязь и эффективность всех других. Объективность организационной функции состоит в том, что соединение людей и материальных компонентов не происходит случайно. Оно подчинено законам управления.
Организационную работу сравнивают с проектированием систем управления, которое завершается структурно-организационным построением будущей системы управления. В этом проявляется важнейшее свойство организационной функции как системной упорядоченности.
Сущность организационной функции состоит в том, чтобы выполнить решение организационно, создать сеть организационных отношений, обеспечивающих целостность управляемой системы, эффективное взаимоотношение ее компонентов, рациональные отношения координации и субординации между ними, поэтому организационный труд представляет собой труд по упорядочению управляющей и управляемой подсистем.
Роль менеджера в выполнении функции в том, чтобы создать такую организационную структуру, которая эффективно бы принимала и реализовывала решения. Суть организационных вопросов состоит в том, чтобы каждый менеджер, имея для этого необходимые права и, неся в их пределах всю полноту ответственности, занимался своим делом. Это житейское правило является основой основ науки менеджмента.
После упорядоченности объекта и субъекта управления, коммуникаций между ними система позволяет выполнять поставленные задачи. Но управленческий цикл не прекращается. Возникает новая проблема – упорядочение этой упорядоченности, развитие ее, совершенствование. Такой вид управленческой деятельности представляет собой собственно управление.
Следует отметить, что организационной системе, как самоуправляемой, присущи две противоречивые тенденции: тенденция к организации, обеспечиваемая деятельностью субъекта управления, и тенденция к дезорганизации, обусловленная внешними факторами, – постановкой перед системой задач, воздействиями случайных процессов и пр. Это противоречие между организацией и дезорганизацией – одно из ведущих в системе управления.
Задача управления сводится к преодолению этого противоречия – противоречия между состоянием порядка и факторами, нарушающими, возмущающими этот порядок, что достигается распорядительством, регулированием, координацией, согласованием и другими видами управленческой деятельности. В этом проявляется антиэнтропийная природа управления. Энтропия как мера недостающей информации о состоянии системы характеризует состояние системы управления в данный момент. Количество информации, располагаемой системой, отождествляется с отрицательной энтропией. Энтропия тем выше, чем больше степеней свободы в ней. В системах организации возрастание неопределенности системы ведет к повышению ее энтропии, поэтому управление представляет собой антиэнтропийный процесс. Уменьшение энтропии и тем самым сохранение динамической устойчивости выступает одной из закономерностей процесса управления организациями как сложными системами.
Заканчивается управленческий цикл важнейшей функцией управления – функцией контроля, учета. Под учетом понимают работу по получению, обработке, анализу и систематизации сведений, выраженных количественно. Система учета включает статистический учет (отчеты, переписки, выборочные наблюдения и т.д.), бухгалтерский (данные о кругообороте, движении финансовых средств, материалов и т.д.) и оперативно-технический (обслуживание текущих, непосредственных нужд управления).
Учет и контроль неразрывно связаны. Контроль предполагает получение не только количественной, но и качественной информации. Контроль – труд по наблюдению, проверке соответствия процесса функционирования объекта принятым ранее решениям (планам, нормам, стандартам, приказам и т.д.). Он бывает общим и частным. При общем контроле менеджер не вмешивается в повседневные дела, при частном вникает в мелочи, контролируя каждый шаг исполнителя.
Исследования функций управления ведется также и с позиции технологии их выполнения, под которым понимается последовательность методов и приемов осуществления основных (выработка, принятие решений и преобразование их в команды) и вспомогательных (сбор, систематизация, хранение и передача информации) операций.
Детализация технологии выполнения управленческих работ зависит от содержания и характера труда. Таким образом, функционирование системы управления осуществляется на основе его технологии как совокупности методов и приемов воздействия на информацию для достижения поставленных целей.
При разработке технологии управления каждая функция разбивается на процессы – совокупность последовательных действий для достижения намеченного результата, а также на операции – однородные, логически неделимые части процесса управления, направленные на достижение цели, реализуемой исполнителем, и переходы как части операций, связанные с выполнением неделимого действия.
Особого внимания заслуживает проблема формирования механизма организационно-экономических методов управления организацией.
В Украине в предшествующий период оценка организации управления предприятием состояла в выяснении степени выполнения установленных планов. Правовое регулирование при этом представляло собой систему норм, состоящую из ряда показателей, выполнения договорных обязательств и плановых заданий. В соответствии с уровнем этих показателей формировались поощрительные фонды предприятий, объединения, отраслей и т.д.
В условиях становления современного рыночного хозяйства изменилось содержание необходимости соизмерения результатов с установленными заданиями. Оценка результатов хозяйственной деятельности предприятия приобрела иное значение. Теперь необходимость такой оценки связана с установлением налоговых отношений между государством и хозяйствующими субъектами. Такая оценка осуществляется в основном в форме бухгалтерского учета, поэтому необходимость разработки юридической наукой нового правового подхода по всем бухгалтерским категориям переоценить сложно.
Одной из важных задач современности является необходимость трансформации содержания организации управления предприятиями, создания целостной, эффективной и гибкой системы управления, позволяющей полнее реализовать возможности рыночных отношений. Во многом эти решения касаются оперативного управления предприятием. Неупорядоченность системы оперативного управления приводит к тому, что практически весь управленческий персонал предприятия часть своего рабочего времени отдает этому виду деятельности, даже если она и не входит в круг его непосредственных обязанностей. И несмотря на то, что на оперативное управление иногда затрачивается большее количество труда, чем это необходимо, эффект от него не часто увеличивается.
Происходит это в основном из-за неупорядоченности структуры оперативного управления. На практике оперативное управление производством в основном рассматривается в рамках оперативно-производственного планирования. Отдельно от системы оперативно-производственного планирования существует круг вопросов построения и оптимизации структуры аппарата, занятого оперативным управлением, и установления его функциональных обязанностей. При таком положении сведение оперативного управления к оперативно-производственному планированию приводит к тому, что ряд задач оперативного управления по развитию производства решается нерегулярно, нерегламентированно и, следовательно, неэффективно.
Реальное совершенствование структур аппарата управления и системы оперативно-производственного планирования приводит к различию их целей, дублированию управления, которые не всегда решаются регулярно. Кроме того, в литературе практически не отражен один из главных аспектов построения системы оперативного управления – необходимость изменения ее структуры с течением времени. Эта необходимость связна с тем, что цели системы оперативного управления должны быть строго согласованы с целями предприятия. Поскольку цели предприятия изменяются, должны изменяться и цели системы оперативного управления. Однажды спроектированная жесткая структура аппарата рано или поздно приходит в противоречие с целями предприятия, что может привести к необходимости перестройки аппарата управления.
Указанная тенденция наблюдается особенно в последние годы, и действие фактора, который условно можно назвать «неопределенностью проблем управления», выражается в создании систем помощи управленческому решению, экспертных систем и т.п. Это требует в ряде случаев организации новых видов программно-технических средств и является стимулом для создания следующего поколения электронно-вычислительной техники.
Экономический подход к управлению и экономические методы управления предприятием выдвигают также ряд требований к системе в целом (увеличение адаптивных возможностей системы, сокращение времени для реализации происшедших изменений, принятия решений, учета конкурентных отношений, стимулирующих производство и реализацию и т.д.), которые ведут к новым потребностям и требованиям к скорости обработки экономической информации, ее качеству, объему и т.д. В этом смысле фактор, который можно назвать «экономизацией управления», также имеет решающее значение при анализе взаимного влияния методов управления и информационной технологии.
Децентрализация систем управления, приближение информационного обеспечения к потребителю ведут к появлению фактора «усложнения коммуникаций в процессе управления». Чем больше компьютерной техники внедряется на рабочем месте, тем больше это приводит к относительному обеспечению и закрытию системы, обеспечивающей информацией рабочее место, что, в свою очередь, ведет к увеличению коммуникационных возможностей системы при сохранении ее единства и целостности. Это относится как к коммуникациям внутри организаций, так и к коммуникациям между ними, а также с их руководящими органами. Процесс усложнения коммуникационной системы и связей между отдельными элементами вызывает необходимость создания новых информационно-технических средств. Например, создание местных сетей и электронной почты удовлетворяет реально возросшую потребность в быстрой и эффективной коммуникации.
Действие экономических факторов сочетается с действием факторов технологического характера, являющихся результатом научно-технического прогресса в вычислительной и коммуникационной технике. Именно факторы второй группы сделали возможным поиск новых решений. Интеграция достижений в этом направлении приведет к мультипликационному (множительному) эффекту, не предполагаемому даже самыми смелыми прогнозами.
Исходными пунктами при формировании системы оперативного управления предприятием являются характеристики производственной структуры, программы и способы организации производства, получившие название «тип производства».
По данному вопросу у ученых нет единства мнений ни о составе характеристик (параметров, факторов), ни о степени их влияния на систему управления, ни даже об их приоритетности. Взаимосвязь указанных трех составляющих «типа производства», с одной стороны, и относительная независимость их, с другой стороны, не позволяет дать четкое определение этого необходимого для построения системы управления понятия.
Казалось бы, в этой ситуации первичной является производственная программа предприятия. Она должна определять и производственную структуру, и способ организации производства. Однако производственная структура складывается годами, и резко изменить ее невозможно, поэтому она фактически определяет как основную часть производственной программы, так и возможные тенденции в ее изменении. Аналогично и принятый на предприятии способ организации производства также является определяющим при выборе производственной программы.
Поэтому для предприятия необходимо выделить группу взаимосвязанных характеристик производства, совместное значение которых определит некоторую групповую характеристику, называемую «типом производства», это: объем выпуска, количество наименований выпускаемой продукции (включая равномерность выпуска); непрерывность выпуска продукции; степень унификации деталей и сборочных единиц; удельный вес изделий каждого наименования; длительность производственного цикла и др. (свыше двадцати).
Уже само обилие таких характеристик показывает, что они в большей степени взаимосвязаны. Тем не менее попытки сузить круг этих характеристик и выделить существенно меньший набор, определяющий тип производства, оказываются более или менее удачными лишь для ярко выраженных характеристик типов производства – индивидуальность и массовость. Остальные производственные процессы характеризуются одним типом – серийным. Иногда выделяют мелкосерийный тип (по структуре и организации тяготеющий к индивидуальному) и крупносерийный (близкий к массовому).
Таким образом, в современных условиях оценка результатов производственно-хозяйственной деятельности предприятия изменилась. Она стала выступать в форме бухгалтерского учета, что существенным образом повлияло на функционирование организационно-экономических методов управления. Сами экономические методы управления предприятием, как мы видим, выдвигают ряд требований к самой системе управления в целом.
Особой функцией менеджера выступает предпринимательство, которое создали предприниматели. Понятие «предприниматель» (табл.5.1) – многоплановое, оно не поддается простому определению, как и определение «предпринимательство». На наш взгляд, последнее характеризует особый человеческий ресурс, связанный с талантом человека, его способностью идти на риск. Это умение направлять деятельность человека как новатора, творца на оптимальное сочетание труда, капитала и материальных ресурсов в единый процесс производства товаров и услуг.
Между предпринимательством и менеджментом имеется существенное различие. Если основная задача предпринимателя состоит в целенаправленном внесении перемен, то менеджера (управляющего) – заставить хорошо работать предприятие через рациональные управленческие процессы.
Таблица 5.1. Развитие термина «предприниматель»
№ | Время | Исследователь | Содержание понятия |
1 | Древний Рим | В римском праве «предпринимательство» рассматривалось как занятие, дело, деятельность, особенно коммерческая. Под предпринимателем понимался арендатор, человек, ведущий общественное строительство. | |
2 | Средние века | Человек, занимающийся внешней торговлей; организатор парадов, балаганов и представлений; лицо, отвечающее за выполнение крупномасштабных строительных или производственных проектов. | |
3 | XVII век | Лицо, заключившее с государством контракт, стоимость которого оговорена заранее. Такой человек берет на себя полноту финансовой ответственности за выполнение условий контракта, если ему удастся уложиться в меньшую сумму. | |
4 | 1725 год | Ричард Кантильон (Cantillon) | Предприниматель – это человек, действующий в условиях риска. |
5 | 1797 год | Карно Бодо (Beaudeau) | Лицо, несущее ответственность за предпринимаемое дело; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием. |
6 | 1803 год | Жан-Батист Сэй (Say) | Доход на капитал, отличается от предпринимательского дохода. |
7 | 1876 год | Френсис Уокер (Walker) | Следует различать тех, кто предоставляет капитал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям. |
8 | начало XX в. | В.Зомбарт (Sombart) | Цель предпринимателя – в стремлении к расцвету и расширению бизнеса. Капиталистический предприниматель «стремится к власти, чтобы приобретать, и приобретает, чтобы стремиться к власти». Предпринимательство – призвание избранных, потому что это – «обоснованная личными и материальными обстоятельствами способность некоторых и этим же обоснованная неспособность большинства руководить процессом производства». Этот процесс в условиях капиталистического хозяйства «исключает деятельность среднеодаренных и среднезажиточных посредственностей как хозяйствующих субъектов». |
9 | 1934 год | Йозеф Шумпетер (Schumpeter) | Предприниматель – это новатор, который разрабатывает новые технологии. |
10 | 1961 год | Дэвид Макклеланд (McClelland) | Предприниматель – это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска. |
11 | 1964 год | Питер Друкер (Druker) | Предприниматель – это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой. |
12 | 1970 год | Профессор Николас К.Сирополис | Первая задача предпринимателя заключается в целенаправленном внесении перемен. (…Малые предприятия дали всему миру вавилонскую астрономию, греческую философию, еврейский календарь и римское право). |
13 | 1975 год | Альберт Шапиро (Shapiro) | Предприниматель – это человек, проявляющий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу. |
14 | 1980 год | Карл Веспер (Vesper) | Предприниматель по-разному выглядит в глазах экономиста, психолога, других предпринимателей и политиков. |
15 | 1980 год | Профессор Натаниэль Х.Лефф | Предпринимательство представляет собой способность к нововведениям, инвестициям и расширению в отношении новых рынков, товаров и методов. |
16 | 1983 год | Гиффорд Пиншо (Pinchot) | Интрапренер – это антрепренер, действующий в условиях уже существующего предприятия, в отличие от собственно антрепренера – предпринимателя, создающего новое предприятие. |
17 | 1985 год | Роберт Хизрич (Hizrich) | Предпринимательство – это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель – это человек, который затрачивает на все это необходимые силы и время, берет на себя весь финансовый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовлетворение достигнутым. |
18 | Словарь американского наследия (American Heritage Dictionary) | Лицо, которое организует деловые предприятия, управляет ими и принимает на себя весь риск. |
Управленческим процессам свойственны принципы организации, которые сводятся к известным принципам специализации, пропорциональности, параллельности, прямоточности, непрерывности и ритмичности, стандартизации и др.
Принцип специализации характеризуется таким разделением операций, при котором достигается возможность централизации однотипных операций, позволяющей применять для их осуществления средства техники управления.
Уровень (коэффициент) специализации управленческих процессов определяется отношением количества рабочих мест к количеству закрепленных за ними операций, т.е. это величина, обратная среднему числу управленческих операций, приходящихся на одно рабочее место за какой-либо период времени. Обеспечение целесообразного уровня специализации управленческих процессов – необходимое условие рационального построения системы управления, применения наиболее эффективных средств механизации и автоматизации. Повышению уровня специализации способствуют унификация и специализация форм управленческих документов, методов труда, четкая регламентация круга обязанностей и ответственности каждого управленческого работника.
Принцип пропорциональности в организации управленческих процессов означает соблюдение определенных пропорций в производительности структурных подразделений. Условием пропорциональности может выступать, например, отношение трудоемкости обработки документированной информации в структурных подразделениях к их мощности, понимаемой как численность работников, оснащенных средствами техники управления.
Принцип параллельности предусматривает такую организацию управленческих процессов, при которой обеспечивается максимально возможное перекрытие выполнения их во времени. Соблюдение этого принципа позволяет сократить длительность цикла таких процессов.
Принцип прямоточности означает такую организацию управленческих процессов, при которых исключаются их возвратные движения, образование разного рода петель и заторов. Эффективное функционирование всего процесса управления требует соблюдения принципа синхронизации его операций (в установленные сроки определенных объемов). Достигается это на базе четко разработанных технологических карт, которые должны быть согласованы между собой в пространстве и времени, чему в значительной степени способствует использование графических средств.
Принципы непрерывности и ритмичности отражают оперативность управления, при котором его процессы осуществляются в нужном темпе. Требования к оперативности управления заключаются в периодичности получения первичной информации о ходе и степени соответствия этой периодичности его циклу и ритму.
Принцип стандартизации и типизации управленческих процессов проявляется в применении стандартных средств и методов труда, унификации форм документации, условных обозначений. Соблюдение этого принципа позволяет для одинаковых должностей создать равные условия труда и применить единый критерий оценки уровня его организации.
В заключении следует отметить, что логика выполнения организационного процесса должна отвечать основным принципам технологии управления. Для повышения эффективности управления необходимо добиваться оптимального сочетания этих принципов при сложившейся организации труда. К тому же конечный результат работы должен быть достигнут с наименьшими затратами трудовых, материальных и финансовых ресурсов.