2. Руины Десятинной церкви в XVII – XVIII вв. «Раскопки» и реставрационные работы Петра Могилы
Каргер М.К.
После разгрома 1240 г. в течение более четырех столетий Десятинная церковь представляла руины, окруженные грудами щебня, кирпича и камня, которые постепенно растаскивались жителями для хозяйственных надобностей. В таком именно виде застал Десятинную церковь в первой половине XVII в. Петр Могила.
[В начале XVII в., т. е. еще до Петра Могилы, существовала какая-то деревянная церковь Николы Десятинного, принадлежавшая униатам. О ее существовании известно из «Краткого исторического описания Киево-Печерской лавры», изданного в 1795 г., где сказано (стр. 80): «Митрополит Петр Могила, имея обыкновение посещать святые храмы каждую субботу, в некое время пошел в церковь святителя Николая, оставшуюся по разорении Батыевом от великия, называемый Десятинныя церкви». Н.Закревский (Описание Киева, т. 1. Изд. 2-е, М., 1868, стр. 282) подверг это известие сомнению, но позднейшие архивные разыскания П.Г.Лебединцева и С.Т.Голубева подтвердили этот факт (П.Г.Лебединцев. известна в народе под именем Десятинного Николая? КС, т. VI, Киев, 1883, август, Изв. и зам., стр. 755-757; С.Т.Голубев. 1) Материалы для истории западно-русской церкви, вып. I. ЧИОНЛ, кн. V, Киев, 1891, стр. 223; 2) Историко-топографическое исследование о древнем Киеве. ЧИОНЛ, кн. XIV, Киев, 1900, стр. 23-24). Эта деревянная церковь была в 1636 г. разобрана Петром Могилой. По словам униатов, Могила «моцно… кгвалтом… наехавши на церков светого Миколы, названую Десятинною, з довечных веков при метрополите Киевском в унии будучую, на предместю Киевском, на горе Софийской, в паркане самом будовъную, которую церков роскидати росказал» (С.Т.Голубев. Материалы…, стр. 223)]
Составитель Патерика Печерского митрополит Сильвестр Коссов в предисловии писал, что «от древней Десятинной церкви, находящейся недалеко от бывших Градских врат Киевских, до времен Петра Могилы, в 1635 г. оставались собственно только развалины, и стоит часть одной стены, едва выдавшейся на поверхность» [«Była ta cerkiew wedle Bramy teraznieyszey Kiowskiey, na gorze stoyacey, ale oney, dla spustoszenia częstego Kiowa, mianowicie od Batyja Tatarzyna, ledwo szmat muru wynioslego stoi» (Paterikon, abo Żywoty ss.Oycow Pieczarskich et c.t., w Kijowie, roku 1635, стр. 16)]. По словам Коссова, Могила «приказал Десятинную церковь пресвятой девы выкопать и открыть дневному свету» [«Ten cerkiew Naiswiętszey Panny Dziesiecinną przy bramie Kiowskiey bedacą, teraz z ziemnych ciemności wykopać kazał у swiatłości dniowey wygrzebioną podać» (там же, стр. 181)]. [с. 12]
Из приведенных известий явствует, что в 1635 г. развалины Десятинной церкви подверглись первым «раскопкам». Это были вообще первые раскопки на территории Киева, которые, конечно, преследовали отнюдь не научные цели. Однако ошибочно было бы думать, что Могила хотел разобрать горы щебня кирпича и камня только для того, чтобы на месте развалин соорудить новую церковь.
Раскопки и реставрационные работы Петра Могилы имели несомненную связь с церковно-политической борьбой, развернувшейся на Украине в XVII в. между православной и униатской церквами, каждая из которых имела свою ясно выраженную политическую ориентацию. Являясь ставленником шляхетской Польши в Киевской митрополии, Петр Могила вместе с тем отстаивал классовые интересы украинской шляхты, недовольной Брестской церковной унией 1596 г.
В доказательство своих прав и привилегий противники унии часто ссылались на древность православной религии на Руси, что делает понятным их повышенный интерес к церковной старине. Любопытно отметить, что Петр Могила имел особый интерес к реставрации церквей, которые в ту пору связывались с деятельностью Владимира (Десятинная и Трехсвятительская церкви и церковь Спаса на Берестове). В настоящее время с несомненностью доказано, что две последние не имеют отношения к строительству Владимира, однако не только в XVII в., но и в течение всего XIX в. они принимались за постройки Владимира. Все эти работы и, в частности, «раскопки» Десятинной церкви имели целью подчеркнуть исконность, древность киевского православия и его восточновизантийское происхождение.
Ко времени Петра Могилы от Десятинной церкви был виден из-под груды развалин только юго-западный угол древней церкви. Боплан свидетельствует, что
«полуразрушенные стены храма (он ошибочно называет эти развалины храмом св. Василия! – М.К.) вышиной от 5 до 6 футов покрыты греческими надписями; сии надписи вырезаны более нежели за 1400 лет перед сим (Боплан, очевидно, считал, что храм сооружен ранее III в., – М.К.) на алебастре, но время почти совершенно их сгладило» [Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев. 1874, стр. 44].
Боплан отмечал, между прочим, что «в развалинах открывают гробницы многих русских князей» [там же].
Очистив площадь церкви от строительного мусора, Могила соорудил в юго-западном углу древней постройки небольшую церковь, включив часть древних стен в эту новую постройку. Могиле, по-видимому, не удалось закончить этой постройки, в его завещании мы читаем:
«…на окончание церкви, называемой Десятинною, которую я начал возобновлять дабы до конца восстановлена была, назначаю и отписываю из ларца моего наличными тысячу золотых» [Цит. по: Н.Закревский. Описание Киева, т. I, стр. 283]. [с. 13]
Церковь была закончена, по-видимому, в 1654 г., когда по занятии Киева московским гарнизоном она была освящена [Н.Н.Оглоблин. КС, т. XXV, Киев, 1889, май-июнь, Докум., изв. и зам., стр. 578]. Возможно, что в это время церковь была несколько расширена переделкой западного притвора по образцу русской «трапезы» [Ф.Л.Ернст. Київська архітектура XVII віку. – Київ та його околиця в історії і пам’ятках, Київ, 1926, стр. 153].
П.Г.Лебединцев приводит сведение «Росписного списка г.Киева 1700 г.», где в числе сделанного за прошлые годы указывается: «к ней (каменной Десятинной церкви, – М.К.) приделана трапеза деревянная да вверху придел святых верховных апостол Петра и Павла» [П.Г.Лебединцев. Росписной список г. Киева 1700 г. ЧИОНЛ, кн. VI, Киев, 1892, отд. III, стр. 75].
Во время реставрации 1758 г., по свидетельству И.Леванды,
«слова греческие, изображенные на внешней стене между большими, круглыми, муровленными украшениями, представляющими опоясание верхней церкви, сбиты работниками для беления» [Н.Ф.Б[еляшевский]. . КС, т. XXII, Киев, 1888, июль, Докум., изв. и зам., стр. 6; С.Т.Голубев. Киевский митрополит Петр Могила и его сподвижники, II. Киев, 1898, стр. 433].
Есть известие об открытии около 1771 г. под штукатуркой южной стены греческих литер [Краткое историческое описание Десятинной церкви в Киеве. СПб., 1829, стр. 8 (2-е изд. – Полтава, 1849); ср.: П.Орловский. Церковно-археологическая заметка. ТКДА, 1910, кн. IX (сентябрь), стр. 142-148]; возможно, что в 1758 г. буквы были не сбиты, а заштукатурены.
Церковь Петра Могилы занимала только юго-западный угол древнего храма. представляя в плане удлиненный прямоугольник с граненой апсидой. Средняя часть церкви имела вид башни с четырехгранным шатровым верхом, на котором находился деревянный граненый барабан с грушевидной главкой. С запада, судя по рисунку 1651 г. на панораме Киева, к церкви примыкал деревянный притвор, увенчанный второй главой или звонницей над ним.
Рис. 1. Десятинная церковь в начале XIX в. Рисунок. [с. 15] | Рис. 2. Развалины Десятинной церкви. Рисунок начала XIX в. [с. 16] |
Судя по старому рисунку, Могила, ограничившись постройкой церкви в юго-западном углу древних развалин, не осуществил свое намерение выкопать Десятинную церковь и «открыть ее дневному свету». Вокруг Могилянской церкви, еще в начале XIX в. лежали груды развалин, заросшие травой и кустарником (рис. 1, 2).