1159 г.
Берлинский М. Ф.
Изяслав III при случае войны против галицкого князя начал неприятельские действия и против Изяславлих детей, владеющих на Волыни, но потерпевши при Белграде поражение от половцев, до того после доведен, что и сам киевского престола лишился. В сем случае особливо берендеи и киевляне, усердствующие потомкам Владимира Мономаха, изъявили свою ревность истреблением из-за Дона прибывших половецких помощных его войск.
При перемене правительствующих князей митрополит Константин I должен был удалиться в Чернигов, где и жил до смерти своей, а на его место возвратился было опять нз Владимира преосвященный Климент со Мстиславом Изяславичем, который, подобно отцу своему, не переменял мнения, чтобы митрополиты были независимы от чужестранных патриархов, но Ростислав Мстиславич, который по согла[с. 59]сию князей и дружбе вышеупомянутого своего брата призван был из Смоленска на киевский престол, на сие не мог согласиться, почему и положено тогда особливого назначить архиерея и послать для благословения в Константинополь.
Андрей Георгиевич, великий князь Владимирский, в посредствующей власти которого и Киевское содержалось княжение, ради отменного своего благочестия зовомый Боголюбский, для показания великолепия своего державствования и особливого благоговения по премногу старался о благолепии святых храмов. Ни одного монастыря и города не было, где бы ни оставил памятника своей набожности [М.Берлинський з довір'ям ставився до численних фальсифікатів бенефіціальних грамот, які чомусь особливо охоче приписувалися Андрію Боголюбському. Вони в масовому порядку фабрикувалися після 1654 р. і мали за мету засвідчити права на маєтності, яких насправді не існувало]. Его старанием Акиндин игумен печерский первый получил от патриарха титул архимандрита, а монастырь из подчиненности киевской митрополии исключен, переименован лаврою и учинен ставропигиею царскою и патриарха константинопольского, что все подтверждаемо было впоследствии грамотами святейших патриархов [от 6667 года грамота князя Андрея Боголюбского, которая подтверждена грамотами, в 6979 году константиноп. патр. Максима, в 7105 году константиноп. патр. Иеремии, в 7111 году патр. Рафаила. Также патриархов константиноп.: Матфея и Тимофея грамота от 1620 года. Феофана патр. иерусалимского. В 1649 году Паисий иерусал. патр. в бытность свою в Киеве то же утвердил. Такого же содержания копии грамот находятся патриархов константинопольских Парфения от 1657 года, а Иоаникия от 1559 годов. Ибо все подлинные грамоты и после бывшие королевские привилегии 1718 года бывшим в Лавре пожаром истреблены [всі ці документи є пізніми підробками]]. Понеже монастыри Пустыннониколаевский, Киевский, Брянский, Свинский, Новгородский и Черниговский первоначально восприняли свое основание от монахов сего монастыря, то и были тогда подчинены лавре; сверх того кроме других имений жаловал потом Андрей Боголюбский город Васильков с селами и окрестностями во владение сего монастыря [сие великий князь сделал по завещанию своих родителей и город Василев жаловал лавре, яко месторождение пр. Феодосия, Грамота его от 1154/6661 года [теж підробка]. Еще в 1158 году в Печерском монастыре погребена Анастасия, дочь Ярополка Изяславича, княгиня же Глеба Всеславича, который отдал много волостей сему монастырю, а она последние пять деревень туда же завещала].
Около того времени был в Киеве духовный собор на еретика арменина Мартина, которого после константинопольский патриарх осудил было на сожжение за проповедуемые им мнения, подобные евтихиевой ереси [деяние сего собора, отысканное в библиотеке Пустыннониколаевского монастыря и в 1718 году по повелению блаженной памяти Петра Великого напечатанное. Сие происшествие, по уверению той книжки, в 1157 году случилось, но как в сем соборе пишется, председательствовал киевский князь Ростислав Мстиславич, то в означении того года должна, кажется, быть ошибка [джерело сумнівне]].