1160 г.
Берлинский М. Ф.
Между тем племянники великого князя волынские князи лишили было Ростислава киевского княжения, но опять помощию черниговского князя Святослава Ольговича возвратил от них себе сей престол.
Недоброжелательство приближенных ко престолу не умедлило разорвать дружбу союзных государей и произвесть кровавые следы своего затейства. Киевский князь Ростислав увидел и неприятеля под валами своего города, и в то же время перемену дружбы черниговского князя, который усилил войсками своими Изяслава Давидовича, лишенного Боголюбским сего престола киевского, и который со всею же стойкостию приступил к городу. Сколько ни отражали приступ сей усердные граждане, и сколько ни подав[с. 60]ляли осаждающих скатываемыми с валов бревнами, но ничего не успели против проворства половцев, которые с пламенем и мечем ворвались в город и, произведши всеобщий ужас и разорение, овладели Киевом. Между тем завременно Ростислав, убежавший к Белграду, восстановил свою надежду тем, что войски некоторых удельных князей поспешили туда собраться для его спасения. Изяслав Давидович, уве-давши о сем, немедленно и сам отправился за ним к Белграду, надеяся скоростию истребить соперника, но тем самым ускорил себе гибель. Ибо сверх чаяния своего застал здесь страшное ополчение волынских, галицких и польских войск, да и берендей, к несчастию его, предались на противную сторону. Нельзя избежать было ему сражения, которое можно назвать убийством черниговских войск и с которого первые половцы побежали, оставив многих на жертву полководцев, да и сам Изяслав Давидович, также с потерянием всех своих надежд лишился жизни.
Неизвестно, прежде или после сих беспокойств благоверная княжна киевская, а супруга польского короля, дочь же Всеволода Ярославича Мария [Синопсис печерская уверяет, что сия княгиня была дочь короля Казимира, а супруга Всеволода Святославича, стр. 110] устроила на своей даче Кириловский монастырь с каменною церковию живоначальной Троицы, в которой по прошествии немногих лет оная основательница была погребена [со времен батыевых не упоминается о сем монастыре до половины XVI столетия, когда он был приведен в существование и находился в зависимости киево-печерского архимандрита. Вероятно, что название Кириловского получил от первого своего какого-либо восстановителя [церква була освячена в ім'я Кирила Олександрійського (один в найвизначніших класиків патристики, що жив у IV та V ст.). Троїцькою або Святодухівською вона стала пізніше, після відбудови в XVII ст.], ибо многажды был разоряем, храм с.Кирилла переименован уже в XVII столетии при новом его устроении на имя живоначальной Троицы. Впрочем, основание церкви в 1160, а заведение возле ее монастыря в 1172 году полагают].
Старанием митрополита киевского Феодора восстановилась тишина в областях русских и заключен мир между черниговским князем я Андреем Боголюбским. Сей усердный благочестия рачитель во время присутствия [Синопсис печерская уверяет, что в сие время Андрей Георгиевич из Суздаля на великое княжество Киевское переселился] своего в Киеве основал [1161] на месте деревянной каменную Преображения Господня церковь на горе близ Вышгорода, которая с монастырем своим долгое время слыла под названием Белого Спаса, а после переименована Межигорским монастырем, к которому сей великий князь особливое имел усердие и который до времен батыевых существовал.