Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Станция и вокруг нее

В.Губарев, М.Одинец

Наши специальные корреспонденты В.Губарев, М.Одинец передают из района Чернобыльской атомной электростанции

Странно, непривычно выглядит с вертолета Припять. Белоснежные многоэтажные здания, широкие проспекты, парки и стадионы, игровые площадки рядом с детскими садами и магазины… Еще несколько дней назад здесь работали и жили 25 тысяч энергетиков и строителей, химиков, речников. А теперь город пуст. Ни одного человека на улицах, а по вечерам ни в одном из окон не загорается свет. И лишь изредка показывается на улице специальная машина – это служба дозиметрического контроля… Иногда в тишину поселка на берегу реки врывается шум двигателей – это доставляется на атомную станцию очередная смена: три блока АЭС нуждаются в присмотре, и специалисты контролируют реакторы станции, которые сейчас переведены в режим консервации. А четвертый блок… Взрывом разрушило строительные конструкции здания реактора и возник пожар. Это случилось ночью…

По сигналу тревоги с 4-го энергоблока начальники караулов пожарной охраны АЭС лейтенанты В.Правик и В.Кибенок быстро подняли своих бойцов. После взрыва загорелось покрытие машинного зала, и они все свои усилия направили на ликвидацию огня. Его сбивали на высоте в тридцать метров. Сапоги пожарников увязали в расплавленном от высокой температуры битуме, было трудно дышать от копоти и гари, но отважные смельчаки мужественно сражались. Пример самоотверженности, образец выполнения служебного долга показал коммунист майор Леонид Телятников, четко организуя работу по тушению пожара. Потом специалисты отметят, что подвиг пожарников значительно ограничил масштабы аварии.

Но тем не менее случилось то, чего всегда больше всего опасались физики: реактор получил повреждение. Часть радиоактивности была выброшена вверх, а затем внутри начался пожар. Причем погасить его необычайно сложно, так как ни залить водой, ни какими-либо химическими веществами нельзя – из-за высокой температуры они мгновенно испарялись бы и поступали бы в атмосферу. Создалась сложная, необычайно трудная, но контролируемая ситуация.

Отметим сразу: к чести тысяч людей, которые работают та АЭС и живут рядом, паники не было, хотя отдельные паникеры и появились. Однако случившаяся беда настолько сплотила людей, что они сами быстро навели порядок.

Как известно, некоторые иностранные агентства и всевозможные «радиоголоса» попытались посеять панику, передавая о гибели тысяч людей, о ядерном взрыве, о повальном облучении чуть ли не всей европейской части страны и соседних стран. И именно здесь эти сообщения воспринимают, мягко говоря, с удивлением… Что может быть позорнее, чем злорадство по поводу случившейся беды?

На самом деле меры по обеспечению безопасности населения и контроля над происходящим были приняты очень быстро.

Неподалеку от места впадения реки Уж в Припять стоит одноэтажное здание Чернобыльской метеостанции. Восемь раз в сутки шесть ее сотрудников берут пробы воздуха, анализируют влажность почвы, наблюдают движение облаков… В то раннее субботнее утро начальник станции З.Ф.Кордык сама снимала данные с приборов. Один из аппаратов показывал повышение радиоактивности. Тревожное чувство овладело Зинаидой Федоровной: случилось что-то неладное на АЭС, подумала она, отправляя очередную телеграмму с данными наблюдения в Гидрометцентр республики.

А в это время в поселке Чернобыльской АЭС уже началась эвакуация [1]. Она проходила строго организованно, под руководством советских и партийных организаций. Достаточно сказать, что всего четыре часа ушло на сборы и вывоз населения из поселка электростанции. Когда в Киеве узнали о беде, случившейся на Припяти, несмотря на субботний день, многие пришли на предприятия, чтобы предложить свою помощь. Десятки водителей АТП 09124 собрались в ряд перед началом работы во дворе предприятия. После того, как было сообщено, что предстоит работа по вывозу населения из зоны Чернобыльской АЭС, было предложено водителям, которые не хотят или не могут поехать, сделать шаг вперед. Ни один не сделал такого шага. Они повели 80 машин в поселок и работали там без устали. Благодарность у населения поселка АЭС заслужили водители киевских автотранспортных организаций коммунист, кавалер ордена Трудовой Славы В.Броварный, комсомолец Б.Леванда, шофер С.Дроздюк, подавший заявление в партию. Достойна всяческого уважения неутомимая работа начальника Припятского АТП 31015 М.Сапитона [2].

За короткий срок из поселка и прилегающего к нему района были эвакуированы многие тысячи жителей. Их развезли по соседним с Чернобыльским районам, устроили на жилье, организовали быт, торговое и медицинское обслуживание. Секретарь Иванковского райкома партии Г.Гончарук рассказала, что всюду эвакуированных встречали с участием и сердечным сочувствием. В селе Блидча пенсионерка Анастасия Яковлевна Лещенко, у которой семья из пяти человек, приняла к себе 10 человек из Чернобыля. Работник колхоза «Радянська Україна» з этого же села И.Коваленко приютил у себя 7 человек. Иванковцы делятся всем со своими соседями, помогая им пережить трудное время.

Более пяти тысяч эвакуированных из Чернобыля приняли села Бородянского района. Люди всюду заботливо размещены и обеспечены необходимым. Принцип размещения таков – коллектив хозяйства из Чернобыльского района размещается целиком в хозяйстве Бородянского района. Так, например, колхоз «Комсомолец Полесья» временно разместился в колхозе «Заря» села Загальцы. Участливо приняли чернобыльцев совхоз «Майдановка», колхоз «Перемога» и все остальные хозяйства. Размещают людей по квартирам депутаты сельских Советов. Они же устраивают детей в школы, кстати, дети приезжих учатся в первую смену, а местные школьники во вторую. Эвакуированные помогают местным жителям по хозяйству. Кстати, Бородянский район, не отставая от графика, ведет сев кукурузы, льна, ликвидировали допущенное незначительное отставание работники ферм, и сейчас животноводы здесь идут с плюсом по сравнению с тем же периодом прошлого года.

Участливо откликнулись на беду, происшедшую в районе Чернобыля, киевские врачи. Многие из них в ту последнюю субботу апреля явились в свои городские больницы, поликлиники, чтобы предложить свою личную помощь пострадавшим. Оперативно и быстро развернули на месте бедствия свое отделение врачи городской Октябрьской больницы Н.Пуцева, Л.Дубинская, Л.Сиротинская. Заслуживают добрых слов медицинские работники 25-й больницы. Многие срочно уезжали из Киева в чем были, успев только сказать: «Передай близким, что я скоро вернусь». Самых добрых слов за свой подвижническин труд на чернобыльской земле в эти дни, говорили нам, заслуживают врач В.Мельник, фельдшеры В.Киселев, А.Новиков…

Несмотря на всю сложность создавшегося положения в связи с аварией на четвертом энергоблоке, в поселке АЭС и близлежащих селах все это время царил и царит порядок. Его поддерживало прежде всего само население, комсомольские дружины. Строго и организованно проходило и проходит движение машин по дорогам. В сложной обстановке четко и оперативно действовали работники отделения милиции населенного пункта АЭС В.Кучеренко, А.Стельмах. В Министерстве внутренних дел республики дана высокая оценка мужеству и храбрости сотрудников Полесского, Чернобыльского, Иванковского районных отделений милиции.

Сейчас на АЭС продолжаются работы по ликвидации аварии. Для обеспечения расхолаживания блоков №№ 1, 2, 3 и их консервации, а также для ликвидации последствий аварии на блоке № 4 работают смены, возглавляемые Борисом Барановым, Владимиром Игнатенко, Николаем Бекешко, Геннадием Диком. В наиболее трудных условиях работает смена тепловых и подземных коммуникаций, ее начальник Николай Примак. Подлинное мужество и героизм проявляют слесари этого цеха Владимир Козликин и Владимир Иванчик, старший мастер электрического цеха по восстановлению схемы электроснабжения Николай Гриценко.

Идет вторая неделя после аварии. Ситуация по-прежнему сложная. Однако главное – положение контролируется не только рядом с АЭС, но и в соседних районах. Уровень радиации снизился. В Киеве, Чернигове, других крупных городах и небольших поселках – везде ведется тщательный контроль за окружающей средой. Приняты дополнительные меры по ликвидации последствий аварии.

Правда, 1986 г., 6.05, № 126 (24748).

[1] На хронологію цього оповідання покладатись не можна, бо евакуація відбувалась 27.04, і виходило б, що на протязі 36 годин на метеостанції в 16 км від ЧАЕС не помітили підвищення радіації.

[2] Ніхто не знає ані дня свого, ані часу, – навіть кореспонденти газети «Правда». Пізніше, в статті «И работа, и жизнь…» під 21.05.1986 р., той сам М.Одинець, який тут похвалив М.Сапітона, сказав, що цей один – негідний керівник, і його здеградовано з посади. Як у владі коресопдента «Правди» створити героя з нічого, так у його ж владі перетворити дійсного героя у ніщо.