Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Робот идет к реактору

О.Гусев. (Спец.корр.«Правды»)

Чернобыльская АЭС: хроника событий

Есть в зоне станции неписаный приказ, которому следуют неукоснительно: «Беречь людей». Его выполнению в эти дни помогает и новая техника, поступающая на вооружение мужественным людям, сражающимся с последствиями аварии.

Их, роботов, выкрашенных в ярко-желтую краску, предназначенных для борьбы с грозной ядерной силой, пока несколько. В атаку на поврежденный реактор сейчас должен двинуться первый – огромный, весом в 19 тонн гусеничный бульдозер с маркой ЧТЗ на радиаторе [1].

М.Чибышев, водитель радиоуправляемого трактора, видит своего, готового к бою «электронного помощника», сквозь узкую щель бронированного автомобиля, который остановился в нескольких десятках метров от «челябинца», там, где уровень радиации несколько ниже. Сейчас Чибышев введет радиоуправляемый агрегат в горячую зону с помощью небольшого электронного пульта, навешенного на грудь. Рядом с М.Чибышевым еще несколько человек – механики В.Рукавицын, инженеры В.Курченков и В.Коровин. Они и учатся еще пока трудному искусству дистанционного управления столь мощной техникой. Михаилу Чибышеву остается по давней шоферской привычке только еще раз оглянуться по сторонам, кивнуть офицеру В.Скачкову, сидящему за рулем бронированной машины, и нажать рычаг электронного табло, чтобы находящийся в 150 метрах трактор-робот двинулся по указанному ему маршруту.

– Быстрее, вперед! – командует сам себе М.Чибышев, и многотонная громадина бульдозера движется по радиоприказу к горе обломков. Нож бульдозера, получив очередную команду, вгрызается в остатки конструкций, расчищает асфальт, оставляя на нем глубокую борозду, и постепенно придвигается все ближе к центру опасного «вулкана». Из-за высокого уровня радиации здесь можно работать только с помощью радиоуправляемого трактора.

Естественно, уверенный рев челябинского бульдозера, каждая его очередная атака на груду обломков вызывает у людей уверенность, что мощнейшая техника, которая сейчас приходит в район Чернобыльской АЭС, поможет быстрее справиться с последствиями аварии. Пока первый робот-бульдозер повел свою операцию по расчистке радиоактивного мусора, было решено срочно дооборудовать второй «челябинец». Перед специалистами киевских предприятий и учеными научно-исследовательских институтов ставилась двоякая цель: пока представители предприятий столицы Украины, Челябинска, Калуги, Мелитополя, ряда научно-исследовательских институтов Москвы и Ленинграда будут модернизировать опытную конструкцию робота, «приучая» его к труду в условиях высоких температур, люди, которым предстоит трудиться в зоне АЭС, здесь же, в городских цехах, должны овладеть приемами управления новейшей техникой.

Робот-бульдозер был доставлен из Челябинска в Киев на борту Ил-76. Специалисты ряда институтов и предприятий столицы Украины установили на нем сложнейшее радиоэлектронное оборудование.

– Минимально короткое время, – говорит один из участников разработки роботизированного бульдозера Г.Вулах, – потребовалось, чтобы доставить эту махину в аэропорт. Оперативность работников милиции, челябинского и киевского аэропортов, завода имени И.Лепсе, которые подали траллер прямо к самолету, – все это помогло очень быстро перебросить тяжелую технику с одного предприятия на другое.

А в одном из цехов завода уже собрался научный «консилиум», он был настолько представителен, что, по признанию генерального директора объединения «Киевтрактородеталь» Героя Социалистического Труда В.Злобина, здесь никогда не было столько ученых…

– Очень многие хотят принять участие в этой работе, – сказал директор Киевского института автоматики Б.Тимофеев. – На помощь нашим сотрудникам, уже не раз испытавшим созданную для робота аппаратуру возле припятского реактора – Л.Прядкину, С.Скоробогатико [!], В.Кошмякову, – приходят группы новых добровольцев – от лаборантов до докторов наук. Они требуют, чтобы их просьбы об отправке в Чернобыль были немедленно удовлетворены. И приходится долго объяснять, почему мы можем послать в зону станции не всех: многие нужны здесь, в Киеве. Примечательно, что случаев отказа от командировок в Чернобыльский район у нас не было.

Самоотверженно трудятся все прилетевшие сюда для обеспечения работы бульдозерных роботов специалисты – инженеры В.Бондарь, Э.Черняев, А.Афонин и другие.

– Что особенно радует, – говорит директор Челябинского филиала НАТИ А.Авраменко, – так это полный творческий контакт с нашими киевскими коллегами и высочайшие темпы решения любых, в том числе и технически сложных вопросов. Даже самые тугие «узлы» разрубаются в десятки раз быстрее, чем прежде. А о ведомственных барьерах даже речи не заходит: обстановка требует беречь каждую минуту.

Заказы на радиоуправляемую технику, которой предстоит работать в зоне Чернобыльской АЭС, растут день ото дня. В предельно сжатые сроки изготовлены комплекты аппаратуры для очередной партии бульдозеров. Проходят срочную подготовку механики, водители, а в цехах ряда заводов Москвы, Киева, Ленинграда, других городов создаются новые партии изделий. Роботы готовятся к сражению у 4-го блока АЭС. О большой их эффективности уже поступают первые сведения: даже в условиях повышенной радиации и высокой температуры эта техника проявляет себя с лучшей стороны [2].

Правда, 1986 г., 19.05, № 139 (24761).

[1] Як бачимо, роботом автор спрощено називає радіокеровану машину.

[2] Далеко не так райдужно виглядала ця справа з пізніших публікацій («Барьеры и роботы, или Быль о потерянном времени» під 1 березня 1987 р.).