По законам братства
С.Прокопчук. (Корр.«Труда»). Киевская область
Чернобыльская АЭС: эхо события
За окном вечер, а в чистой, уютной комнате начинается оживленная беседа. Ее участники – вся огромная семья. Двадцать человек! Стольких приютила Мария Михайловна Яременко.
Блидча – одно из тех сел в Иванковском районе, которые приняли эвакуированных из 30-километровой зоны Чернобыльской АЭС. Место известное на Полесье. Село партизанской славы – здесь была ставка легендарного Сидора Ковпака.
– А вы разве не знаете, что нам даже не планировали завозить припятцев? – удивляется Ольга Григорьевна Ступак, председатель сельсовета. – Думали держать в резерве. Но когда наши люди узнали о беде и намерениях районного штаба, то откровенно возмутились: «А почему не мы? Давайте эвакуированных к нам».
Сегодня в Блидче временно расквартировано по домам колхозников свыше двухсот человек. Всего же по району – более четырех тысяч. Водитель Иван Попьян приютил 11 человек, мастер телеателье Николай Савченко – шесть. Словом, кто сколько мог. Пенсионерка Мария Яременко, с которой я начал рассказ, предоставила жилье самому большому числу пострадавших. Ее просторный дом напоминает нынче общежитие. Каждой из шести семей выделила отдельную комнату, сама же расположилась во «времянке».
Недолго уже осталось жить припятцам в таких, пусть даже по-братски гостеприимных, но все же стесненных, временных жилищно-бытовых условиях. На этих днях 1 161 семье вручены ключи от благоустроенных квартир на Троещине – в одном из самых лучших микрорайонов столицы Украины. Всего свыше семи тысяч новых квартир в Киеве и Чернигове начнут обживать семьи энергетиков, эвакуированные непосредственно из поселка АЭС.
Те, кто нынче занят дезактивацией главного корпуса станции, ремонтом технологического оборудования, готовят к пуску первый и второй блоки, работают вахтовым методом. В таком же режиме трудятся и строители, коллективы, занятые ликвидацией последствий аварии. Живут вахтовики в плавучем поселке «Белый пароход» на восьми пришвартованных дизель-электроходах, ставших временным жильем.
Не менее напряженная работа ведется нынче в районах, где расквартированы в частных домах эвакуированные из сел 30-километровой зоны. С раннего утра до наступленш глубокой темноты, ускоренными темпами, без выходных и отгулов строители возводят дома для тех, кому в ближайшее время не придется возвратиться в родные места.
– Именно для этой группы пострадавших и строим то, что видите, – уточняет М.Шевель, председатель Киевского областного совета профсоюзов. – Не позднее октября все нуждающиеся будут иметь благоустроенное жилье.
Михаила Ивановича, только что возвратившегося из Чернобыля, я встретил на окраине села Людвиновка Макаровского района. Еще недавно здесь зеленело буйное поле, а вот буквально за полтора месяца вырос прекраснейший поселок, которому строители дали название «Тернопольский». По названию области, которая возводит эти самобытные, непохожие друг на друга каменные коттеджи с приусадебными постройками.
Недавно началось заселение первых 150 домов. Тернопольчане делают все для того, чтобы пострадавшие семьи как можно быстрее обжились на новом месте, имели все необходимое. Дома с паровым отоплением, а на кухне – газовые печурки, шкафчики с посудой. В комнатах – стулья и столы, кровати с постельными принадлежностями. В подвалах – картофель, овощи, садовый инвентарь. Все это в подарок от колхозников области.
Таких домов надо построить свыше семи тысяч. Из всех регионов республики прибыли около 70 тысяч профессиональных строителей и бойцов студенческих строительных отрядов. Каждая область в порядке братского шефства решила построить, причем собственными силами и материально-техническими средствами, сотни домов.
– Мы тронуты заботой наших шефов, – говорил мне первый секретарь Макаровского райкома партии Виталий Алексеевич Кострома. – Передайте им через газету искреннее спасибо.
В этом районе строители из Киева и десяти других областей республики возводят самое большое количество домов для эвакуированных. Свыше двух тысяч. Немало уже сделано и еще предстоит сделать до холодов и в Бородянском районе, где по-братски, в тесноте, но не в обиде разместили свыше 17 тысяч чернобыльцев.
Было воскресенье, но в кабинете первого секретаря Бородянского райкома партии Николая Сергеевича Миронова я застаю почти половину состава бюро. Разговор был сжатым, деловых и по-военному четким. По сути проблемы: где разместить и как кормить прибывающих из Киева, Харьковской и Крымской областей строителей и студентов. Как в считанные сутки принять огромную массу материалов и техники и сразу же бросить в дело…
Возвести столько домов, причем за три месяца, – это, согласитесь, труднейшая задача, решить которую без четкого взаимодействия всех ведомств и организаций едва ли возможно. Но если со строительством жилья проблем в принципе нет, то с общественными зданиями первой необходимости дела обстоят плохо. Бани и медицинские учреждения, магазины, столовые, ателье сооружаются из рук вон плохо.
Время требует большей напористости и расторопности, оперативности. Подобной той, с которой бурили скважины на краю села Вабля Макаровского района рабочие Днепропетровской ПМК-246 треста «Укрсовхозспецстрой». За неполный месяц бригада Станислава Ивановича Терехова сдавала в эксплуатацию третью скважину. Нормы перекрывали в два-три раза. Работали день и ночь, без перекуров и раскачек. Обедали и спали тут же, в поле, в передвижном вагончике.
– До комфорта ли,- говорит Станислав Иванович. – Уже завтра чернобыльцам потребуется здесь вода. И мы дадим ее.
Труд, 1986 г., 5.08, № 180 (19927).