Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Гром под землёй и в небесах

Сообщаем подробности

Кишинев (Д.Дьяков, И.Морозов, наши спец.корр.).

Из официального сообщения «…31 августа в 1 ч. 28 мин. московского времени в Молдавии произошло землетрясение. Сила подземных толчков в Кишиневе достигла семи баллов по двенадцатибалльной шкале. В южных районах республики она составила 8 баллов»…

1 ч. 27 мин. Корпункт «Комсомольской правды».

Старшая, 11-летняя, дочка вашего собственного корреспондента Наташа проснулась от невиданной молнии, ослепительным светом залившей комнату Захлопала открытая настежь дверь балкона – ветер становился мощнее.

– Папа! Смотри – фонари раскачиваются! – то ли с восхищением, то ли с испугом воскликнула она, подбежав к окну. Через мгновение уже ходили ходуном стены. С шумом полетела на пол посуда, за ней последовал цветной телевизор…

Землетрясение. Взбунтовавшаяся земля, как необъезженная лошадь, словно пыталась сбросить с себя все, что на ней стоит. Наверное, привычное дело в девятибалльный шторм в каюте корабля, но мягко говоря, зрелище не из приятных в квартире на седьмом этаже обычного высотного панельного дома… В подъездах, по лестничным маршам, не попадая на ступени, спешат поскорее выбраться на улицу соседи, неся на руках ребятишек, так и не успевших толком понять, что к чему…

Из официального сообщения «…в Кишиневе и на юге республики пострадали преимущественно здания старой постройки…»

1 ч. 28 мин. Шоссе по улице Мунчештской.

«Что за чертовщина!» – раздраженно подумал водитель «МАЗа» Николай Паньковский, когда кто-то принялся нагло хулиганить, бесцеремонно дергая машину из стороны в сторону, приподнимая и опуская ее. Мгновение спустя прицеп, груженный помидорами, и вовсе начал куда-то оседать. Только тогда, сообразив, что это не хулиганство, а кое-что посерьезнее, Паньковский, оставив баранку, выскочил из кабины на обочину и уже отсюда с изумлением наблюдал, как на его глазах шоссе начинает лопаться, точно перезрелый арбуз, с шумом образуя узкие и длинные трещины. «Дела-а-а-!» – ахнул водитель…

Из официального сообщения «…стихийное бедствие жители республики встретили без паники…»

1 ч. 28 мин. Операционная хирургического отделения городской больницы № 4.

«Тампон!» – деловито сказал операционной сестре хирург Аксентий Аксентьевич Должненко и, не глядя в ее сторону, привычно протянул руку. Тампона в руке не оказалось. «Быстрее, пожалуйста!» – повторил хирург и уже вопросительно поднял глаза на сестру: та завороженно смотрела на шатающуюся операционную лампу. Операционный стол раскачивался, как детская люлька. Тележка с хирургическими инструментами стала медленно отъезжать от стола. Погас свет. «Больного – в другую комнату!» – не раздумывая, приказал присутствовавший на операции зав.отделением Вячеслав Васильевич Хорошилов.

…А еще через час больному сообщат, что «немного трясло», но это, в общем, ерунда – операция прошла благополучно…

Из официального сообщения: «…население из аварийных помещений эвакуируется. Для них выделено жилье в новых домах. Квартиры в самое ближайшее время получат более 600 семей, лишившихся крова…»

3 ч. 00 мин. Горисполком.

Чрезвычайная комиссия, собранная в связи со стихийным бедствием, к этому времени уже работала. Впрочем, специально собирать кого-либо не было нужды. Все пришли сюда будто по заранее обсужденной договоренности.

Есть ли жертвы? – вот первый вопрос, с которым обратился к ним председатель горисполкома М.С.Платон, прервавший в этот неурочный час свой отпуск. Позже выяснится: погиб один человек, всем остальным пострадавшим оказывается незамедлительная помощь. В столь же срочной помощи нуждались и те, кто лишился крова. И тут была проявлена должная оперативность К примеру, уже через полчаса после первых подземных толчков в дом врача-лаборанта Р.И.Табачник прибыла комиссия Ленинского райисполкома. Осмотрев квартиру, в которой рухнула целая стена, члены комиссии пригласили Раису Ильиничну уже утром прийти за ордером.

Из официального сообщения: «…все министерства и ведомства незамедлительно приступили к восстановлению разрушенного. Работы ведутся круглые сутки. В республику начали бесперебойно поступать необходимые строительные материалы и оборудование со всех концов страны…»

…Утро следующего дня, на сторонний взгляд, ничем не отличалось от обычного. Многолюдно у проходных заводов и фабрик. Тысячи нарядно одетых школьников с букетами живых цветов спешат в школы – как-никак 1 сентября. О землетрясении сейчас напоминают разве что деловито снующие по центральным улицам самосвалы и экскаваторы да отгороженные предупредительной изгородью пострадавшие здания.

Москва (В.Юнисов).

Не все москвичи в ночь с субботы на воскресенье «слышали» подземные толчки. Удивились они другому: урагану, пришедшему на следующий день.

В Москве уже вовсю хлестал ливень. Сильный ветер пригибал к земле деревья, хлопал дверями подъездов.

Так вот осень вырвала у лета этот последний день. Силой! И столь неожиданно, что москвичи-старожилы с трудом припомнили нечто подобное. Вчера мы позвонили в опытно-методическую экспедицию Института физики Земли АН СССР. Ее начальник О.Е.Старовойт сказал о землетрясении, эхо которого на глубине 100-150 километров «докатилось» до Москвы. Эпицентр подземного грома зафиксирован в массиве гор Вранча (Румынские Карпаты). Практически до всех городов европейской части России донесся его отголосок. Так, в Москве приборы сейсмостанции показали по шкале Рихтера 2-3 балла, в Одессе – 5, в Молдавии – 7-8. Подобные толчки зафиксированы в 1940 и 1977 годах. Горы Вранча и тогда были эпицентром.

С ветрами, грозой и землетрясением пришла осень. Какая же будет погода дальше? По расчетам синоптиков, в ближайшие дни москвичам не придется сходить за грибами: температура ожидается 13-17 градусов тепла, дожди. С запада надвигается новый атмосферный фронт. А тот, воскресный, циклон уже в Архангельске…

Какая же связь между землетрясением и ураганом, который буйствовал в воскресенье на улицах Москвы? Ученые говорят, что, судя по наблюдениям, вслед за землетрясениями нас всегда навещают бури, дожди, грозы. Слово – сотруднику отдела прогнозов опасных явлений Гидрометцентра М.Сорочинскому:

– В ночь на субботу над территорией Молдавии образовался циклон. Давление в его центре – 25 миллибар. При усилении циклона возникли штормовые ветры. Циклон смещался на северо-восток и охватил Волго-Вятский, Центральный и Центрально-Черноземный районы. Метеостанция Москвы в воскресенье в 22.00 установила максимальную скорость ветра: 27 метров в секунду.

На Калининском проспекте ветер разбил витрины магазинов. Такие же повреждения обнаружились и у здания СЭВ. Штормовой ветер вывел из строя 65 линий электропередачи, 1153 трансформаторных пункта, 15 подстанций, в том числе и аэропорта Шереметьева. Было обесточено 259 молочнотоварных ферм. Тем не менее уже вчера электрички Киевского и Белорусского направлений вышли строго по графику: в ночь на первое сентября 157 бригад Мособлэнерго ликвидировали последствия штормового ветра.

Комсомольская правда, 1986 г., 2.09, № 200 (18703).