Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

150 минут по Киеву

О.Гусев. (Корр.«Правды»). г.Киев

октябрьский репортаж

И вот уже у метро «Крещатик» видим старую, но выкрашенную свежей краской машину с надписью «Экскурсии». Только что художник А.Полонский оставил на бортах последние штрихи. Празднично засияла, будто только что с конвейера, натрудившаяся, более чем с полувековой биографией, машина. А ее водитель Николай Горобчук говорит в микрофон: «Приглашаем на 150-минутное свидание с Киевом».

Водителю в этой поездке помогает экскурсовод В.Киркевич. Он к октябрьским праздникам развернул оригинальную выставку, где размещены открытки с видами Киева. Уже не первый год В.Киркевич страстно увлекается историей города, привольно раскинувшегося на берегах Днепра, и сейчас испытывает наслаждение оттого, что может лично рассказать гостям о древней истории Киева, о последних новостях в его многообразной жизни. Да при этом проиллюстрировать поездку необычной коллекцией живописных картинок. За многими открытками ярко высвечиваются не только те или иные районы города, его похорошевшие улицы и площади. Но и видится вся столица республики, становящаяся еще краше именно потому, что к ее обновам имеют прямое отношение все республики-сестры, многие братские страны. «Посмотрите направо, – приглашает экскурсовод. – По улице идут румынские и чехословацкие троллейбусы. Взгляните налево – польские автобусы, немецкие самосвалы» [1].

– О животворном чувстве семьи единой, ярко проявляющемся на примере роста Киева, – говорит экскурсовод, – я рассказываю нашим гостям, приезжающим на берега Днепра из сотен городов и сел страны, многих зарубежных государств. В канун праздников в нашем автобусе много ветеранов великой Отечественной, участников освобождения столицы Украины от фашистских оккупантов. Недавно один из приезжих гостей с орденами на груди вспомнил, что в героические месяцы обороны в Киеве по нашему нынешнему радиусу ходил такой же, а, может, именно этот, с цифрой «50» на борту, троллейбус с маршрутной табличкой: «Крещатик – Передовая»… Я проверил это сообщение в архивах. Да, в сорок первом году часть раненых перевозилась в город из района боев на Голосеевских высотах троллейбусами…

Сразу же после освобождения Киева, 6 ноября 1943 года по Крещатику трудно было пройти и проехать – кругом развалины. На снимках тех дней, размещенных в салоне, хорошо видно, как буквально и стар и млад: солдаты в потемневших от пота гимнастерках, рабочие, студенты, школьники – лопатами, граблями, ломами расчищали завалы.

– Сегодня, например, – говорит в микрофон В.Киркевич, – в столице Украины каждые 20 минут сдается новоселам одна квартира. В нынешнем году Киев в числе первых подал руку помощи пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС жителям городов Припять и Чернобыль. Им выделено более девяти тысяч квартир, многие из них расположены в одном из самых красивых и просторных жилых массивов – Троещине.

…Неторопливо катит по Крещатику машина-ветеран, восстановленная специально для экскурсий энтузиастами завода имени Дзержинского. Но вот троллейбус выходит на просторы широкого, недавно реконструированного проспекта Победы. И у В.Киркевича появляется просвет для рассказа о том, что наша машина именуется первой по номеру «электрического» маршрута, открытого после Москвы в столице Украины более полувека назад. Ныне в Киеве действует свыше 30 маршрутов, на которых курсируют одновременно до тысячи троллейбусов. За последние годы в городе стали действовать несколько станций метро. Сейчас полным ходом идут работы на подземных станциях в центре Киева и на его окраинах. И все же в транспортном обслуживании населения, особенно в районе новостроек, еще немало недостатков.

– Кстати, о новостройках, – продолжает рассказ экскурсовод. – Только на главной городской магистрали за последний год появился ряд новинок, в том числе здание новой гостиницы. Близко к завершению строительство дома, выросшему на площади Ленинского комсомола. В перспективе в районе центральной улицы намечена также реконструкция ряда зданий дореволюционной постройки.

Осваиваются в салоне пассажиры, сравнивают пейзажи на старых открытках, запечатлевших улицы и площади города, с новым их обликом. Некоторые из них прямо-таки не узнать.

Незаметно проходят 150 минут экскурсии по вечно юному Киеву. В блокнотах пассажиров все больше исписанных страничек. Еще несколько минут – и старый троллейбус вновь на Крещатике. Праздничный настрой нельзя не почувствовать во все более ускоряющемся темпе жизни города-героя, в делах горожан. Ведь только небольшую часть радостных перемен удалось рассмотреть из окон экскурсионного троллейбуса.

Правда, 1986 г., 28.10, № 301 (24923).

[1] От чого не бачив у Києві – так це польських автобусів. Угорських «Ікарусів» – багато навіть нині їздить, а польських нема. Навіть у такій дрібниці комуністичній пресі не можна довіряти.