Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Минус 50 миллионов

С.Романов. Московская область

[І тут, і всюди – скрізь погано]

Почему Загорская гидроаккумулирующая электростанция строится 13 лет

На разного рода совещаниях и рабочих планерках начальник управления строительства Загорской гидроаккумулирующей электростанции В.Плотников заверял Минэнерго СССР (оно и строит станцию), что сроки ее ввода реальные, что первые два агрегата непременно будут сданы в эксплуатацию в августе этого года. Может, так и было бы, но…

Очередная авария случилась июльским утром. Рухнула правая 20-метровая стена водоприемника – итог многих месяцев работы гидростроителей. Благо, что в это время в котловане никого из рабочих не оказалось и все обошлось без жертв.

Не одна комиссия побывала на месте, расследуя причины аварии. Оказалось, что и левую стену водоприемника рассекала длинная трещина. Работы на этом объекте временно прекратились. Выводы специалистов сводились к тому, что Магнитогорский металлургический комбинат поставил строителям некачественную арматуру. Другие были склонны считать, что виноваты в происшествии гидростроители, не удосужившиеся испытать металлические конструкции веред началом монтажа стены.

Как бы то ни было, бесконтрольность допустили и те, и другие. Представители заводского ОТК в спешке в конце месяца выпустили за ворота предприятия бракованную продукцию, а строители, испытывая огромный дефицит времени и не укладываясь даже в откорректированные сроки сдачи объекта, начали монтаж – авось выдержит. Не выдержала…

С тех пор, как был забит первый колышек электростанции нового типа на реке Кунье [1973], что рядом с Загорском, прошло ни много ни мало 13 лет. В то время энергетики возлагали большие надежды на будущую станцию, потому как энергосистема центральной части страны, включающая в себя обширную территорию от границ Архангельской области и Коми АССР на севере до границ Харьковской и Ростовской областей на юге, испытывала неравномерные суточные нагрузки энергопотребления. Возникали они вследствие роста и расширения производственных и сельскохозяйственных предпиятий, коммунально-бытовых объектов, работы транспорта. Одним словом, построенная в качестве головного образца Загорская ГАЭС должна была в ближайшее время ликвидировать дефицит электроэнергии в пиковые часы и в дальнейшем использоваться в качестве резервной мощности в системе Центра [1].

Быстрота же пуска и максимальный набор мощности ГАЭС всего за одну минуту, гибкость и надежность ее в широком диапазоне нагрузок – все эти режимные особенности давали огромное преимущество ГАЭС перед другими видами электростанций.

Разработчики проекта Загорской ГАЭС – сотрудники Всесоюзного проектно-изыскательского и научно-исследовательского института «Гидропроект» имени С.Я.Жука рассчитывали, что станция уже в 1980 году сможет пополнить запасы электроэнергии в системе Центра, а 217 миллионов рублей, вложенные в ее строительство, окупятся в течение двух лет.

Но ни в 1980-м, ни в последующие годы строительство ГАЭС так и не было завершено. То не хватало рабочей силы и техники, то обнаруживались ошибки в проектно-сметной документации, то из-за просчетов вновь приходилось корректировать сроки пуска станции.

Но главное – все время на стройке царила бесхозяйственность, зачастую и приводившая к браку в работе.

Два года назад при сборке индивидуального напорного трубопровода для подвода воды к агрегатам одно из его колец диаметром 7.5 метра при спуске для монтажа сорвалось с транспортной тележки и покатилось вниз. В результате разлетелось и несколько других ранее установленных колец трубопровода стоимостью в десятки тысяч рублей.

В этом году и проектировщики, и строители установили, что система бетонных полок для закрепления склона по трассе водовода спроектирована и установлена неудачно: несколько лет подряд дожди вымывали из-под водовода песок и морену. Был разработан новый проект, и теперь уже на реконструкцию каждой секции полок потребуется 70 тысяч рублей. Может быть, эта цифра при огромном строительстве и показалась бы каплей в море, если не принимать во внимание, что секций-то 18. Впрочем, стоит ли теперь говорить о потере миллиона рублей, если, по самым грубым подсчетам, перерасход на строительстве уже превысил 50 миллионов!

Вместе с председателем группы народного контроля дирекции Загорской ГАЭС Б.Половинниковым мы попробовали подсчитать, сколько еще дополнительных средств придется затратить, чтобы исправить хотя бы часть ошибок в строительстве.

Перед началом строительства станции геодезисты и проектировщики не приняли во внимание, что по склону, где расположены ее объекты, могут быть оползни. В результате глиняные пласты сползли вниз по косогору на сорок метров. Теперь перед гидростроителями встал вопрос о возведении дополнительных сооружений для удержания грунта.

При бетонировании откосов на моренном клине, где работала бригада студенческого строительного отряда Московского энергетического института, почти треть площадей была забетонирована без прокладки битумматов. Никто это не проконтролировал. Правда, потом, когда это обнаружилось, начальник управления основных сооружений Н.Бугаец отдал распоряжение о прокладке битумматов. Опять – дополнительные затраты средств.

Подытожим сказанное. Срок пуска Загорской ГАЭС сорван в очередной раз. И повинно в этом само Минэнерго СССР, которое строит станцию целых 13 лет. Оно и должно нести ответственность за срыв сроков её пуска, за бесхозяйственность, царящую на строительной площадке, за недоделки и переделки, которые влетают государству не в копеечку, а в миллионы рублей.

Надо приложить все силы, чтобы станция быяа пущена в эксплуатацию как можно быстрее. Ведь ее энергию ждут промышленные предприятия, колхозы и совхозы Центра.

Известия, 1986 г., 28.10, № 301 (21743).

[1] Звернемо увагу, що через відсутність ГАЕС доводилось для покриття пікових навантажень вводити додаткові потужності на звичайних електростанціях. А потім нам говорять, що для нових АЕС нема альтернативи.