Лекция 8. Что есть истина?
Пустовит А. В.
Ему казалось – на трубе
Увидел он Слона.
Он посмотрел – то был Чепец,
Что вышила жена.
И он сказал: «Я в первый раз
Узнал, как жизнь сложна».
Л. Кэрролл. Песня Безумного Садовника
Аристотелева логика называется двузначной, потому что предполагается, что любое высказывание либо истинно, либо ложно. Классическая логика основана на различении и противопоставлении истины и лжи. Уже было сказано о том, что отыскание истины и отчетливое разделение истины и лжи – главная задача науки. Итак, сосредоточимся сперва на истинах науки. Возникает вопрос: Что есть истина? Или иначе: Какое высказывание является истинным? Один из возможных ответов выглядит следующим образом: «Истинным является высказывание, соответствующее описываемой им действительности» [Ивин. Логика, с. 312].
Если согласиться с этим ответом, тогда возникает следующий вопрос: «Что есть действительность (реальность)?» Вопрос очень трудный.
Введением в проблему могут служить три анекдота, построенные на различиях, существующих между свойствами объективного (реального) мира и свойствами внутреннего мира человека (вместо «внутренний мир» можно было бы сказать: состояние сознания, воображение, психика, пространство души).
Первый. Двое беседуют о реальном и воображаемом.
– Я приведу тебе пример: американский президент Обама – реальное лицо, а сыщик Шерлок Холмс – плод воображения английского писателя Артура Конана Дойла.
– Как это можно доказать?
– Очень просто. Если я приглашу Холмса на обед, он не придет.
– Если ты пригласишь Обаму, он тоже к тебе не придет.
Второй. Приезжий спрашивает одессита: «Скажите пожалуйста, если я сяду на этот трамвай, то на конечной будет железнодорожный вокзал?»
Одессит отвечает: «Ой, не смешите мои тапочки! Даже если Вы не сядете, вокзал там таки будет!»
Третий. Два наркомана в состоянии транса стоят на остановке троллейбуса.
Первый спрашивает у водителя подъехавшего троллейбуса: «Скажите, Ваш троллейбус отвезет меня на Подол?» – «Нет», – отвечает водитель. Второй спрашивает: «А меня?»
Итак, предполагается, что существует некоторый объективный мир (действительность, реальность), независимый от человека, и существует человек, способный познавать этот внешний по отношению к нему мир.
Проблема истины – это проблема установления соответствия между человеческими знаниями и объективными явлениями. Аристотель писал в трактате «Метафизика»: «…истину говорит тот, кто считает разъединенное разъединенным и связанное – связанным, а ложное – тот, кто думает обратно тому, как дело обстоит с вещами» [Аристотель. Сочинения в четырех томах. – Том 1, М., 1976, с. 250]
В современной философии существует несколько концепций истины. Рассмотрим три из них, – корреспондентную, когерентную, прагматистскую [Философия. Учебник. Под ред. В. Д. Губина, Т. Ю. Сидориной, В. П.Филатова. – М., 1998, с. 167 – 169].