Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Церковь Екатерины

Каргер М.К.

Посетивший Киев в 1594 г. Эрих Ляссота записал в своем дневнике: «Недалеко от церкви св. Софии была церковь св. Екатерины, ныне она совершенно разрушена, остался только кусок стены» [Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев, 1874, отд. II, стр. 18].

В древних киевских летописях церковь Екатерины не упомянута ни разу. Именно поэтому запись Ляссоты долгое время подвергалась сомнению. Ещо Ф.А.Терновский, редактор второго раздела «Сборника материалов для исторической топографии Киева», где были опубликованы в переводе отрывки из дневника Ляссоты, снабдил интересующую нас запись примечанием: «вероятно – св.Ирины» [там же, стр. 18, прим. 1]. Позже это же сомнение высказывалось не раз.

Однако в 1884 г. П.Г.Лебединцев опубликовал обнаруженные в Московском архиве Министерства иностранных дел новые документы, которые бесспорно свидетельствовали о существовании в конце XVII в. развалин киевской церкви Екатерины в Верхнем городе [П.Г.Лебединцев. Исторические заметки о Киеве, стр. 227 и сл.]. Несколько позже эти же документы были более полно опубликованы и обстоятельно комментированы С.Т.Голубевым [С.Т.Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви…, стр. 105-142]. На основании этих документов вопрос о киевской церкви св. Екатерины выясняется с достаточной убедительностью.

«В 196 (1688) году, апреля в 12 день бил челом великим государем, царем и великим князем Иоанну Алексеевичу, Петру Алексеевичу и великой госу[с. 476]дарыне благоверной царевне и великой княгине Софии Алексеевне и всея Великия и Малые и Белыя Росии самодержцем преосвященный Гедеон, митрополит Киевский и Галицкий и Малые Росии, чтоб великие государи пожаловали его, велели в Киеве церкви каменные св. великого Василия и святые великомученицы Екатерины, которые стоят обветшавши и пусты, разобрать, и, разобравши, перевезти их, великих государей казною, на починку соборные церкви святые Софии премудрости слова божия» [ЦГАДА, фонд Архива Министерства иностранных дел, дела Малороссийского приказа, св. 76, № 69 и св. 84; № 47; цит. по: С.Т.Голубев. К истории Киевской Трехсвятительской церкви…, стр. 110].

Разрешения на разборку означенных церквей киевский митрополит не получил. Из Москвы была отправлена «великих государей грамота в Киев к боярину и воеводам к Ивану Васильевичу Бутурлину с товарищи», предписывавшая им описать означенные обветшавшие церкви Василия Великого и Екатерины, и чтобы они,

«описав, учинили сметную роспись, сколько старых каменных припасов на починку Софийской церкви будет и что каких припасов на то церковное строение надобно изготовить вновь и о том о всем к великим государем писать в приказ Малые России» [там же, стр. 110-111].

В ответ на эту царскую грамоту киевским воеводой с товарищами был до ставлен подробный доклад о состоянии Софийского собора, требовавшего ремонта, в котором, в частности, сообщалось: «А по досмотру и по смете в обветшавших каменных церквах святого Василия и святыя великомученицы Екатерины кирпичу целого и ломаного наберетца 60 тысяч» [там же, стр. 116].

Вскоре, в 1690 г., митрополит Гедеон умер. На киевскую митрополичью кафедру был избран бывший Печерский архимандрит Варлаам Ясинский. Новоизбранный митрополит, прибыв по требованию московского правительства в Москву для посвящения и осыпанный там царскими милостями, ходатайствовал о многих нуждах, касающихся как его лично, так и дел Киевской митрополии. В числе его ходатайств была и просьба, касавшаяся двух вышеназванных киевских церквей. В противовес ходатайству своего предшественника о разборке обеих церквей на кирпич новый митрополит просил о восстановлении Трехсвятительской церкви, а по возможности и церкви Екатерины.

«Недалече же от тоя воспомененныя Трехсвятительския каменныя церкви, – писал он, – в том же городе в верхнем Киеве и другая ветхая, много паче развалившаяся, каменная святыя великомученицы Екатерины, церковь ея же токмо некия столпы и часть стен на основании стоит» [там же, стр. 115].

Новоизбранный митрополит полагал, «аще возможно будет, воздвигнути и ю, по премилостивому разсмотрению их царских величеств». Но, по-видимому, не будучи уверен в реальности этого начинания, он вместе с тем просил, чтобы церковь была «в досмотрении власти духовныя метрополитанское, с помощию [с. 477] воеводскою, да не до конца разорена будет от безчиннаго народа, взимающаго оттуда камение на мирския их потребы» [там же, стр. 116].

В 1691 г. Варлаам Ясинский вторично ходатайствовал перед царем о возобновлении Екатерининской церкви, заявляя, что желает «сие учинить в тезоименитство благоверной государыны царицы и великой княжны Екатерины Алексеевны» (сестры государей) [там же, стр. 136]. Однако и это ходатайство не увенчалось, по-видимому, успехом.

Церковь Екатерины, находившаяся, судя по приведенным документам, в совершенно разрушенном виде, не была восстановлена. Вскоре она была, очевидно, окончательно разобрана и даже самое местоположение ее забыто, а затем и самый факт существования в Киеве храма Екатерины стал подвергаться сомнению. Митрополит Евгений, по-видимому знакомый с документами, о которых шла речь выше, правильно полагал, что церковь Екатерины находилась «близь Трехсвятительской» [Описание Киево-Софийского собора, Киев, 1825, стр. 210].

Эту же мысль разделял и С. Голубев, опираясь на приведенный выше документ, в котором сказано, что церковь Екатерины была «недалече от тоя Трехсвятительския каменныя церкви».

Иначе решал вопрос о местоположении церкви Екатерины Н.И.Петров [Н.И.Петров. Историко-топографические очерки…, стр. 149-150]. Ссылаясь на известие Н.Закревского [H.Закревский. Описание Киева, т. І. М., 1868, стр. 334] об открытии в 1746 (!) г., при постройке софийской монастырской ограды, фундаментов большого храма, Н.И.Петров полагал, что эти фундаменты и являются остатком церкви Екатерины. При этом, опираясь на свидетельство П.Г.Лебединцева о том, что «следы древней каменной церкви можно было приметить в недавнее время при самом выходе из южных ворот Софийской ограды, что под башней, и что теперь накрыты мостовой», Н.И.Петров, вслед за П.Лебединцевым готов был признать в этих развалинах у южных ворот остатки церкви Екатерины.

Необходимо прежде всего исправить грубую ошибку, допущенную Н.И.Петровым. Открытые в 1731 г. фундаменты большого храма у монастырской стены не имеют ничего общего с развалинами, находящимися, по словам П.Лебединцева, у южных ворот Софийской усадьбы.

Развалины храма, обнаруженные впервые в 1731 г. и полностью раскопанные Д.В.Милеевым в 1909-1910 гг., находятся в западном углу Софийской усадьбы, тогда как остатки храма, упоминаемые П.Лебединцевым, расположены, по его словам, «у южных ворот Софийской ограды, что под башней».

Ни те, ни другие руины, как показано выше, не могут быть отождествлены с церковью Екатерины, развалины которой существовали еще в XVII в. поблизости от древней Трехсвятительской (Васильевской) церкви, т.е. на весьма значительном расстоянии от Софийского собора. Время постройки храма Ека[с. 478]терины и архитектурный облик этого памятника остается до настоящего времени загадочным.

По-видимому, не зная документов, опубликованных С. Голубевым, К.Шероцкий [К.В.Шероцкий. Киев. Путеводитель, стр. 28] вновь связывал развалины храма у южных ворот Софийской усадьбы с церковью Екатерины.