Кирилловский монастырь
Каргер М.К.
1. Летописные известия о монастыре
Прямых летописных известий о постройке Кирилловского монастыря нет. Впервые церковь Кирилла упоминается в летописи под 1171 г., когда «на Дорогожичи, под святым Курилом», перед осадой Киева расположились войска севернорусских князей во главе с сыном Андрея Боголюбского Мстиславом [Ипат. лет. 6679 (1171) г.].
Под 1179 г. та же летопись сообщает о погребении «княгини Всеволожей» (супруги кн. Всеволода Ольговича) «в Киеве у святаго Кирила», добавляя к этому – «юже бе сама создала» [Ипат. лет. 6687 (1179) г.].
Летописному известию о смерти строительницы Кирилловского монастыря «княгини Всеволожей» непосредственно предшествует рассказ, изложенный под тем же годом, о женитьбе кн. Всеволода (Чермного), внука Всеволода Ольговича, на дочери польского короля Казимира [«В то же лето приведе Святослав (сын Всеволода Ольговича) за Всеволода (Чермного), за среднего сына, жену из Ляхов Казимерну, в Филиппово говенье» Ипат. лет. 6687 (1179) г.]. Близость этих двух различных известий послужила ошибочным основанием для позднейшего летописца соединить в одно лицо обеих княгинь. В Синопсисе И.Гизеля основание Кирилловского монастыря приписано молодой супруге Всеволода Святославича, только что прибывшей в Киев и якобы умершей в том же году [«В лето от создания мира 6686, от Р. X. 1172 (ошибочно; следует 1178, – М.К.) преставися благоверная княгиня Мария, жена князя Всеволода Святославича, а дщи короля польского Казимира, совершенна инокиня сущи, и погребена бысть в церкви св. живоначальныя Троицы, идеже и предел св. Кирилла, в Киеве каменной, юже церковь и монастырь ныне зовомый Кирильский, сама построила» Киевский Синопсис. Киев, 1836, стр. 117]. [с. 442]
Ошибка автора Синопсиса надолго закрепила 1178 (1179) г. как дату постройки Кирилловского монастыря, хотя этой дате прямо противоречило более раннее летописное упоминание о нем под 1171 г. [обстоятельства постройки Кирилловского монастыря, излагавшиеся старыми историками Киева весьма путанно и противоречиво, были выяснены М.А.Максимовичем (О создании киевской церкви св. Кирилла. Собр. соч., т. II, Киев, 1877, стр. 161-171); см. также: А.Советов. Киево-Кирилловская церковь. Церковно-археологическое исследование. Киев, 1914]
В 1194 (1195) г. умер киевский князь Святослав Всеволодович. Ипатьевская летопись сообщает о его погребении «во святем Кюриле, во отне ему монастыре» [Ипат. лет. 6702 (1194) г.; ср. Ник., Сим. лет. под тем же годом; Льв. и Лет. Пер.-Сузд. под 1195 г.]. В Лаврентьевской летописи после рассказа о погребении князя в церкви Кирилла о последней сказано: «юже бе создал отец его» [Лавр. лет. 6703 (1195) г.; в Густ. лет. под 1194 г. о церкви Кирилла сказано: «юже мати его созда»].
Если из свидетельства Ипатьевской летописи можно понять, что Кирилловский монастырь был для Святослава «отним», как выстроенный его матерью, то Лаврентьевская летопись прямо говорит о постройке монастыря его отцом, кн. Всеволодом. Эти разноречия не позволяют уточнить дату постройки. Всеволод умер в 1146 г. Если постройка начата еще при его жизни, дата ее может быть и более ранней, чем это принято считать. Если монастырь действительно создан княгиней, то вероятным временем его постройки будут годы вдовства ее (1146-1179 гг.). Поскольку есть известие о существовании монастыря в 1171 г., последнюю дату можно несколько уточнить.
2. Кирилловский монастырь в XVI – XVIII вв.
После монгольского нашествия Кирилловская церковь, как и многие другие древние храмы Киева, была заброшена и постепенно разрушалась. О судьбе ее в XIII – XV вв. нет никаких известий. После погрома Киева Менгли-Гиреем Кирилловский монастырь пришел, по-видимому, в полное запустение. По королевской грамоте 1555 г. церковь была отдана некоему Шавуле «як и предки его тую церковь на себе держали» [Киево-Кирилловский (упраздненный) монастырь. КЕВ, Киев, 1863, № 22].
Реставрация полуразрушенного храма была начата Константином Острожским. По его поручению Василий Красовский, назначенный в 1605 г. игуменом монастыря, уже в 1608 г. «тую запустелую и заваленную от давних часов церков працею и старанием своими, муры обваленние, верх самой диравой працею, коштом и накладом своим оправил» [И.Лучицкий. Киев в 1766 году. КС, т. I, Киев, 1888, январь-март, стр. 57]. Старые исследователи Кирилловской церкви ошибочно полагали, что в результате реставрации 1608 г. храм в основном получил свой современ[с. 443]ный облик. Так, А.Прахов относил ко времени реставрации 1608 г. достройку угловых куполов [А.В.Прахов. Открытие фресок Киево-Кирилловской церкви XII в., исполненное в 1881 и 1882 гг. СПб., 1883, стр. 3], а А.Советов – не только угловые купола, но и фигурный фронтон над западным фасадом [А.Советов. Киево-Кирилловская церковь…, стр. 276-277].
В действительности, как показало более тщательное обследование памятника, при реставрации начала XVII в. были выстроены лишь новые коробовые своды храма, значительно пониженные по сравнению с первоначальными, отчего древние подпружные арки среднего купола приобрели ступенчато-повышенный вид, и восстановлена разрушенная верхняя часть среднего купола [Ф.Л.Ернст. Київська архітектура XVII віку. Реставрація пам’яток великокнязівської доби в XVII столітті. Київ та його околиця в історії і пам’ятках, Київ, 1926, стр. 130; ср.: Ю.С.Асеєв. Архітектура Кирилівського заповідника. Архітектурні пам’ятники. Збірник наукових праць, Київ, 1950, стр. 73].
В 1651 г. Кирилловская церковь вновь была опустошена и разграблена войсками польско-литовского гетмана Я.Радзивилла. По словам современного документа, «у святого Кирилла монастирю до конца разорили и запустошили» [Я.И.Смирнов. Рисунки Киева 1651 г…, стр. 287-288].
Храм был вновь реставрирован, по-видимому, в самом конце XVII или в начале XVIII в. В это время на здании появились четыре угловых купола, барабаны которых в отличие от древнего центрального имеют восьмигранную форму и украшены фризом из полуциркульных арочек, опирающихся на полуколонки, и лепными звездочками. По-видимому, тогда же по всему периметру стен церкви был сделан карниз, также украшенный лепными звездочками, были стесаны полуколонны на фасадах и сооружены мощные контрфорсы на западном фасаде (табл. LXXIII) [Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 74].
В 1734 г. Кирилловская церковь была повреждена сильным пожаром, полностью уничтожившим все другие монастырские постройки, после чего в 1748 г. в монастыре развернулись крупные реставрационные работы, которые коснулись и Кирилловской церкви. В это время над западным фасадом храма появился пышный фигурный фронтон, тимпан которого был украшен богатой орнаментальной лепкой (табл. LXXIV). Лепным орнаментом украсили также капители пилястр, наличники окон и порталов [там же, стр. 74-75].
3. Первоначальный архитектурный облик памятника
Несмотря на то, что упомянутые выше реставрации в значительной степени изменили характер древнего памятника, его первоначальный облик можно реконструировать достаточно уверенно и полно. Этому особенно способствуют новые материалы и наблюдения, полученные в результате исследования памятника в процессе капитальных ремонтных работ, проведенных [с. 444] в 1949 – 1954 гг. под руководством Н.В.Холостенко. Работы эти, вызванные деформациями конструкций здания, позволили осуществить не только глубокие бурения в зоне памятника, но и ряд небольших раскопов внутри и снаружи храма, а также вскрытие больших участков штукатурки на фасадной поверхности его стен.
Тщательное архитектурно-археологическое исследование памятника убеждает в том, что древняя кирпичная кладка его стен сохранилась по всему периметру до оснований закомар. Полностью сохранились также древние апсиды храма на всю их высоту (рис. 150), все шесть опорных столбов, подпруж[с. 445]ные арки и паруса центрального купола. Как уже говорилось выше, от средней главы сохранилась лишь нижняя часть барабана примерно на одну треть первоначальной высоты [там же, стр. 76].
План Кирилловской церкви представляет вытянутый прямоугольник с тремя полуциркульными апсидами с восточной стороны (рис. 151). Шесть кресчатых в плане столбов делят внутреннее пространство храма на три нефа, средний из которых значительно шире боковых. Западное членение храма образует внутренний нартекс (притвор), открывающийся в среднюю часть храма низкой аркой, расположенной между западными столбами (рис. 152). Помещение это перекрыто [с. 446] коробовым сводом, на котором расположены хоры (полати). В отличие от других частей Кирилловской церкви, хорошо освещенных многочисленными большими окнами, притвор, освещаемый только двумя узкими окнами, представляет полутемное помещение.
Раскопками, проведенными в 1952 г. в южном членении нартекса Н.В.Холостенко, удалось обнаружить под разновременными поздними настилами поднимавшийся на 18-20 см над уровнем древнего пола остаток стены толщиной 1.30 м с полукруглой нишей апсиды диаметром 1.37 м [H.B.Холостенко. Новые данные о Кирилловской церкви в Киеве. В кн.: Памятники культуры. Исследование и реставрация, 2. М., 1960, стр. 9-10].
Таким образом, можно считать установленным, что крещальня Кирилловской церкви была расположена подобно крещальням Успенской церкви Елецкого монастыря в Чернигове и Борисоглебского собора в Рязани в юго-западном углу здания. На восточной поверхности стены крещальни сохранились остатки древней фреско[с. 447]вой росписи. Подобно крещальням других древнерусских храмов XI – XII вв. крещальня Кирилловской церкви, по-видимому, служила и усыпальницей, о чем свидетельствуют глубокие ниши-аркосолии в южной и западной ее стенах, предназначенные для княжеских погребений. Находившиеся здесь в древности гробницы до нашего времени не сохранились.
Небольшая дверь в северной стене притвора ведет в узкое, щелевидное пространство в толще стены, где находится лестница на хоры. Хоры Кирилловской церкви расположены в основном над западной частью здания, но в боковых нефах выдвигаются на одно членение к востоку, имея в плане П-образную форму. В южном выступе хор расположен небольшой придел с полуциркульной апсидой в толще восточной стены.
До недавнего времени было распространено мнение, что здесь помещалась в древности крещальня [см., например: Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 77]. Характерной особенностью хор Кирилловской церкви является применение столбов с полуколонкой, в чем сказывается несомненное воздействие значительно более древних архитектурных традиций (ср. аналогичные столбы с полуколонкой в Десятинной церкви, Киевской Софии, Черниговском Спасе). С восточной стороны хоры открывались в среднюю часть храма двумя арками, над которыми первоначально находились три окна (рис. 152), нижние части их были обнаружены в чердачном помещении церкви [там же].
Средняя часть хор была перекрыта в древности высоким коробовым сводом, с шелыгой по оси восток-запад. При реставрации верхних частей церкви в начале XVII в. вместо этого свода был сделан новый, значительно более низкий с шелыгой по оси север-юг [на этом новом своде в 1884 г. М.Врубель написал известную композицию «Сошествие святого духа»]. Тогда же упомянутые выше три окна, освещавшие западную часть храма, оказались в чердачном помещении.
Первоначальный внешний облик Кирилловской церкви, несмотря на незначительные переделки и реставрации, без особых затруднений читается сквозь поздние напластования.
Над основным параллелепипедом здания возвышался в древности единственный купол на высоком барабане, прорезанном широкими окнами с полуциркульным завершением. Под современной кровлей хорошо сохранился массивный четверик, представляющий основание, на котором был воздвигнут цилиндрический барабан купола.
Тщательные обмеры показали, что подбарабанное кольцо Кирилловской церкви имеет прямоугольную форму со слегка закругленными углами. Оно сделано по контуру основания подпружных арок, длинная сторона которого лежит поперек храма, а переход к кольцу сделан небольшими парусами. Сам барабан круглый, имеет диаметр, равный большей стороне основания, в связи [с. 448] с чем зодчим пришлось уширить основание, возведя с западной стороны добавочную арку [H.B.Холостенко. Новые данные о Кирилловской церкви…, стр. 16].
Исследование барабана позволило установить, что древняя кладка сохранилась здесь до верха окон, а частично и выше. Под современным карнизом сохранились несрубленные фрагменты древнего арочного пояса, аналогичного аркатуре, открытой на фасадах храма (см. ниже). С аркатурным поясом барабана соединялись полуколонки, следы которых обнаружены в простенках между окон [там же, стр. 18].
Фасады храма расчленены лопатками в соответствии с внутренними структурными членениями здания; каждое членение завершалось полукружием закомар, пяты которых опирались на лопатки. Раскопками установлено, что к средним лопаткам северного и южного фасадов в древности примыкали мощные полуколонны, сложенные из лекального кирпича; нижние части их хорошо сохранились [Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 76].
Вопрос о наличии полуколонн у средних лопаток западного фасада остался невыясненным, так как мощные контрфорсы, пристроенные в XVIII в. к древним лопаткам, не дают возможности выяснить характер последних. Вполне вероятно предположить, что за контрфорсами и поныне скрыты древние полуколонны. Угловые лопатки на всех фасадах полуколонн не имели.
Раскоп у южной апсиды позволил установить, что апсиды Кирилловской церкви членились тонкими полуколоннами.
Исследованиями верхних частей фасадов после удаления поздней штукатурки было выяснено, что от древних закомар храма сохранились лишь нижние части на высоту до 1.30 м, так как в верхнюю их часть врезан существующий карниз XVIII в. На уровне пят закомар южного фасада здания под тягой архитрава позднего карниза были обнаружены остатки сбитого в XVIII в. аркатурного фриза на консольках, подобного фризу Елецкой церкви в Чернигове. Древняя аркатура фриза состояла из лекальных кирпичей: кронштейнов, полуарочек, образующих арочки пояса, «донышек» – вставок внутри арочек и «сердечек» – вставок между арочек. In situ в кладке фасадов обнаружены «донышки», «сердечки», большая часть арочек и заделанные в кладку части кронштейнов. Сбитые части фриза неоднократно находились при раскопках у стен здания [Н.В.Холостенко. Новые данные о Кирилловской церкви…, стр. 13-14].
В среднем членении западного, северного и южного фасадов расположены древние перспективные трехуступчатые порталы, завершавшиеся полуциркульной аркой.
Древние окна храма также имели уступчатый профиль. Окна верхнего ряда, расположенные в закомарах средних, значительно подвышенных членений западного, южного и северного фасадов, не сохранились. Нижние части этих [с. 449] окон были обнаружены при обследовании памятника Ю.С.Асеевым [Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 77], а позже Н.В.Холостенко.
Последний зондажами в нижних частях закомар северного фасада обнаружил в восточном членении одно, а в центральном членении три окна, сохранившиеся на высоту 1.10 м (ширина окон 87, 91 и 94 см). На древней штукатурке оконных притолок сохранилась наружная орнаментальная роспись, выполненная красной краской. Удаление поздней закладки окон позволило обнаружить фрагменты деревянных оконниц XII в. и стекол к ним треугольной, круглой и ромбовидной формы с загнутыми наружными бортиками [Н.В.Холостенко. Новые данные о Кирилловской церкви…, стр. 13-14].
При обследовании средней апсиды выяснилось, что первоначальное окно вскоре после окончания постройки храма было уменьшено по высоте, так как композиция росписи апсиды в противном случае оказывалась прорезанной оконным проемом. При разборке закладки XVIII в. были найдены истлевшие фрагменты деревянной оконницы и обломки круглых стекол с загнутым бортиком. Снаружи и изнутри к деревянной оконнице примыкала древняя штукатурка, причем на внутренних притолоках она была сделана до низа первоначального, еще не уменьшенного проема окна [там же, стр. 13].
Тщательное исследование наружной поверхности стен храма позволило прийти к заключению, что на фасадах Кирилловской церкви не было пояса небольших декоративных нишек, характерных для ряда памятников киевского и черниговского зодчества середины и второй половины XII в. (церковь Федора Вотча монастыря, церковь Георгия в Каневе, церковь Бориса и Глеба в Чернигове) [там же, стр. 14].
Узкие, щелевидные окна в западных членениях северного фасада освещают лестницу в толще стены, ведущую на хоры.
Как и многие другие древнерусские храмы XII в., Кирилловская церковь не ограничивалась в древности замкнутым объемом основного параллелепипеда здания. При закладке буровых скважин, вызванной изучением причин осадки здания, и последующими частичными раскопками выяснилось, что на небольшой глубине под уровнем современной поверхности сохранились остатки стен построек, синхронных основному массиву здания. Так, в раскопе у юго-восточного угла храма на глубине 30 см от современной поверхности выявилась древняя кирпичная кладка стен какой-то пристройки. Одна стена, шириной 1.86 м, примыкала перпендикулярно к угловой лопатке южного фасада и к южной апсиде; вторая стена, более узкая, шла параллельно южной стене храма. По технике кладки и по характеру кирпича эта пристройка, вскрытая на глубину 0.38 м, не отличалась от кладки основных стен здания [там же, стр. 11]. [с. 450]
Угол точно такой же пристройки был обнаружен на глубине 15-16 см раскопом у северо-западного угла храма.
На уровне шестого ряда сохранившейся кладки (50 см ниже современного горизонта) лежал слой подготовки под пол пристройки, состоящий, как и в самом храме, из уплотненного слоя глины, пролитой сверху раствором, причем отметка этого пола пристройки совпадает с отметкой древнего пола храма. Фундамент пристройки (глубина заложения 85 см) был сложен в нижней его части из булыги и песчаника на цемяночном растворе, в верхней части – из кирпичного боя на растворе. Кирпичная кладка стен пристройки идентична кладке стен храма [там же, стр. 11-12].
При закладке буровых скважин у западного фасада против двух средних и южной угловой лопаток на глубине 30-40 см были также обнаружены древние кладки на цемяночном растворе, расположенные в 5 м от стены храма [там же, стр. 12]. К сожалению, эта часть пристроек не была подвергнута раскопкам; не были раскопаны полностью и описанные выше части северной и южной пристроек. Н.В.Холостенко считал все эти пристройки одновременными основному ядру храма или же возведенными вскоре по окончании его строительства. Судя по осадочному шву, эти сложенные впритык к основному зданию, по-видимому более легкие, пристройки исследователь склонен был считать окружавшими храм закрытыми папертями или открытыми галереями [там же].
Архитектурно-археологические исследования памятника, проведенные в 1949-1954 гг., позволили выяснить некоторые вопросы внутреннего убранства храма. Под современным деревянным полом и слоем строительного мусора лежит под из кирпичей (26:13:7 см), положенных на подсыпке из песка; ниже вновь обнаружен слой строительного мусора, лежащий на слое земли с фрагментами фресок, керамики и пр. Еще ниже открылось глиняное основание под древнейший пол: от него найдены обломки шиферных плит со следами раствора, на котором они были уложены, и куски смальты от мозаичных наборов пола.
Расположение находок фрагментов древнего пола давало основание исследователю предполагать, что в подкупольном пространстве пол был выложен из резных шиферных плит с инкрустированными в них мозаичными наборами смальты, а в остальной части среднего нефа и в боковых нефах был вымощен плинфой. В средней апсиде храма над глиняным основанием пола найдены обломки майоликовых плиток зеленого цвета (17:17:1.8 см), что давало основание предположить в алтарной части храма пол из майоликовых плиток. В боковых апсидах обнаружен хорошо сохранившийся пол, выложенный из сильно вытертых от хождения по ним древних плинф. Древние полы всех частей здания лежали на одном уровне, на глубине 45-50 см ниже существую[с. 451]щего деревянного пола. Повышения для солеи в Кирилловской церкви не было [там же, стр. 9].
Внутреннее убранство храма в древности, разумеется, не ограничивалось богатыми коврами мозаичного и майоликового пола. Хоры церкви были отгорожены шиферными резными парапетами, на месте которых ныне находятся мраморные резные плиты, сделанные при реставрации храма в 1880 г. по рисунку А.В.Прахова.
На стенах Кирилловской церкви сохранилась древняя фресковая роспись, расчищенная в 1881-1884 гг. из-под поздней штукатурки, но, к сожалению, тогда же переписанная масляными красками. Только незначительная часть древней стенописи открыта из-под масляной записи советскими реставраторами.
Особого внимания заслуживают характерные черты строительной техники, выясненные обследованием памятника, проведенным в последние годы. Для постройки была сделана общая под все пятно плана выемка грунта глубиной 40 см. Затем были отрыты рвы под наружные стены и рвы ленточных фундаментов, связывавших стены и столбы здания по продольным и поперечным осям [там же, стр. 5]. Более детальному исследованию удалось подвергнуть фундаменты под наружными стенами здания. Фундаменты Кирилловской церкви в отличие от фундаментов более древних киевских построек заложены на весьма значительную глубину, 1.80-1.90 м от древнего уровня почвы. Напомним, что средняя глубина заложения фундаментов Софийского собора всего лишь 90 см.
По наблюдениям Н.В.Холостенко, нижняя часть фундаментов (0-1.20 м) представляла бутовую кладку из валунов и камня на цемяночном растворе; выше шла кладка из песчаника, затем слой (толщиной 15-25 см) раствора с кирпичным щебнем, поверх которого до уровня земли велась равнослойная кирпичная кладка [там же, стр. 5]. Наблюдения Ю.С.Асеева несколько расходятся с описанием Н.В.Холостенко. По Асееву, нижняя часть кладки фундаментов Кирилловской церкви на высоту от 0 до 1.20 м состоит из чередования рядов кирпича с рядами бутового камня – желтого песчаника на известковом растворе с примесью цемянки. Выше, на высоту 80 см, идет равнослойная кирпичная кладка, подобно кладке стен [Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 181].
Под фундаментами Кирилловской церкви не установлено наличие деревянных субструкций, укрепляющих подошву (лежней). Однако, учитывая трудность исследования этой особенности фундаментов, вывод этот не следует пока считать окончательным, тем более, что при обследовании фундаментов под подошвой их был обнаружен слой известкового раствора (толщиной около 7 см) с примесью цемянки. Ширина фундаментов значительно превышает ширину стен здания, образуя обрез по отношению к наружной поверхности стены на 40 см и несколько меньший по отношению к внутренней поверх[с. 452]ности. Наружный обрез фундаментов служил основанием для лопаток и полуколонн, вынос внутреннего обреза служил опорой для внутренних лопаток.
Верхняя часть фундаментов и стены Кирилловской церкви сложены из кирпича, в той технике «равнослойной кладки», которая с 20-годов XII в. полностью вытесняет более древнюю технику «смешанной кладки» с применением «утопленного ряда».
Просмотр значительного количества кирпича позволил выяснить некоторые его особенности. По способу выработки он представлен двумя типами: кирпич с вдавленным бортиком с постелистой гладкой стороны, очевидно изготовлявшийся в формах с поддоном, и кирпич с нависающим бортиком, очевидно изготовлявшийся в рамах без поддона, на столе. Некоторые партии кирпича по свидетельству Н.В.Холостенко, имеют не гладкую постелистую поверхность, а рифленую (мелкожелобчатую), вероятно от скребка, которым снимался излишек глины при формовке.
На кирпичах из Кирилловской церкви встречены метки двух типов: углубленные, сделанные скребками по сырой глине, и рельефные – оттиски, вырезанные на формовочных рамках меток. Характерной особенностью кирпича Кирилловской церкви является широкая дифференциация размеров и форм кирпича. Наиболее типичны размеры: 30:21:4.5, 32:22:5-4.5, 30:18:5, 29:19:5, 28:19:4, 28:22:5.5 см. Для кладки стен апсид применялся трапециевидный кирпич, для кладки полуколонн – клинчатый, для полуколонок апсид и барабана и пучковых столбов – полукруглый с одного торца [H.B.Холостенко. Новые данные о Кирилловской церкви…, стр. 6-7]. Общая толщина внешних стен здания: северной – 1.96 – 1.98 м, южной и западной – 1.72 – 1.76 м. Горизонтальная перевязь швов кладки достигалась при равнослойной кирпичной кладке стен приемом чередования тычковых и ложковых рядов кирпича. Наружная поверхность стен выложена в один кирпич, внутри стена бутилась целым или битым кирпичом и камнем.
В кладке Кирилловской церкви обнаружены пустоты от сгнивших деревянных связей [А.Советов. Киево-Кирилловская церковь…, стр. 308]. На наружной поверхности стен Кирилловской церкви встречаются многочисленные круглые и прямоугольные отверстия, иногда со следами сгнившего дерева. Это остатки «пальцев» лесов, которые после окончания постройки отрезали, оставляя концы в кладке.
Высказывалось мнение, что наружные поверхности стен Кирилловской церкви не были оштукатурены, а фактура равнослойной кирпичной кладки была подчеркнута аккуратным подмазыванием швов [Ю.С.Асеєв. Архітектура…, стр. 83]. Исследованиями последних лет установлено, что кирпичная кладка стен и откосов окон была покрыта сплошной штукатуркой – затиркой розового цвета толщиной 3-4 мм. Прием обработки оштукатуренных стен под кладку из каменных квадров, известный по памятникам черниговского зодчества XII в., в Кирилловской церкви не применен. [с. 453]