4. Спорные вопросы реконструкции первоначального архитектурного облика памятника
Каргер М.К.
Ряд важных вопросов реконструкции первоначального облика Золотых ворот связан с трудностями, обусловленными недостаточной изученностью памятника, несмотря на то, что за последние полвека он трижды подвергался археологическим раскопкам.
При решении основных вопросов реконструкции первоначального облика сооружения необходимо прежде всего решительно отвергнуть домыслы К.Лохвицкого о каких-либо «пустотах», «ходах», «сводчатых каморах» в толще воротных стен [Н.Н.Оглоблин. К истории…, стр. 148]. Обе воротные стены отлично сохранили и свои лицевые поверхности, обращенные внутрь воротного проезда, и бутовые кладки с наружной стороны с отпечатками прилегавших к ним внутривальных деревянных клетей. Да и небольшая толщина этих стен, по-видимому, исключала возможность разместить в них какие-либо проходы.
Еще более фантастичную реконструкцию Золотых ворот предлагал К.В.Шероцкий. Опираясь на слова А.Кальнофойского, утверждавшего, что Золотые ворота имели такой же вид, как уцелевшие до нашего времени ворота Печерской лавры с надворотной церковью над ними, а также вспоминая пример трехпролетных триумфальных римско-византийских арок, К.В.Шероцкий считал
«соблазнительным предполагать, что в нижнем этаже ворот первоначально было три прохода, из коих средний – больший – дал воротам название Великих (?! – М. К.), как это случилось, по Стриговскому, и в Царьграде» [К.В.Шероцкий. Киев. Путеводитель, стр. 14-15].
Отвергая попытки необоснованных реконструкций Золотых ворот, необходимо подчеркнуть, что плохая сохранность памятника дает возможность представить его первоначальный облик лишь в основных чертах, воздерживаясь от окончательного решения ряда вопросов.
Рис. 88-1. Золотые ворота. Рисунок А.Вестерфельда. [с. 247] | Рис. 88-2. Золотые ворота. Рисунок А.Вестерфельда. [с. 247] |
Большое значение для восстановления древнейшего облика Золотых ворот имеют два рисунка А.Вестерфельда, относящиеся к 1651 г. Однако интерпретация этих рисунков для реконструкции первоначального вида Золотых ворот связана с рядом трудностей. Как было установлено Я.И.Смирновым, рисунки голландского художника XVII в. дошли до нас лишь в копиях XVIII в., изготовленных для последнего польского короля Станислава-Августа [Я.И.Смирнов. Рисунки Киева 1651 г…, стр. 197-512]. В серии зарисовок Киева два рисунка изображают Золотые ворота [там же, табл. IV, 1-2].
На первом из них, [с. 245] обнаруженном в одном из хранилищ Варшавы, изображен торжественный въезд гетмана Януша Радзивилла в Киев в 1651 г. (рис. 88, 1). Золотые ворота занимают лишь правую часть рисунка, вплотную примыкая к его правому краю. Слева к воротам примыкает высокий земляной вал Ярославова города. На переднем крае рисунка, во всю его ширину изображено растянувшееся узкой, извивающейся лентой конное войско, приближающееся к воротам, возле которых группа встречающих киевлян.
На втором рисунке той же серии (рис. 88, 2), обнаруженном в библиотеке Академии художеств в Петербурге, Золотые ворота изображены, как и на первом, с западной, напольной стороны, однако в несколько ином ракурсе. От примыкающего с северной стороны земляного вала художник сохранил лишь незначительную часть, открыв за ним вид на город. Воротный проем изображен как бы с более близкой точки зрения и сдвинутой по сравнению с первым рисунком несколько к северу. В рисунке много ошибок в перспективном построении отдельных частей здания.
Необходимо указать, что первый рисунок, опубликованный впервые еще в 1822 г. [Вид развалин Золотых ворот в Киеве, снятый с натуры в 1651 г. Северный архив, СПб., 1822, кн. I, Прилож.], в свою очередь послужил оригиналом для целой серии литографий, авторы которых порой в результате неумелого копирования, а иногда нарочитыми дополнениями и сокращениями грубо искажали свой оригинал [исчерпывающий перечень их с характеристиками см.: Я.И.Смирнов. Рисунки Киева 1651 г…, стр. 198-204]. Все эти поздние копии с издания 1822 г., в свою очередь искаженно передававшего копию XVIII в. с подлинного рисунка А.Вестерфельда, прочно вошли в круг источников по реконструкции первоначального облика Золотых ворот и способствовали появлению необоснованных деталей реконструкции. Достаточно сказать, что безукоризненно, реалистически нарисованные А.Вестерфельдом следы деревянных конструкций в виде небольших отверстий в каменной кладке ворот на некоторых вольных копиях превращались в окна.
Сопоставляя сохранившиеся руины Золотых ворот с двумя рисунками А.Вестерфельда, можно считать бесспорно установленным лишь следующее. Золотые ворота Ярославова города представляли некогда монументальную воротную башню, уже в первоначальный период увенчанную надвратным храмом Благовещения. Нижняя часть башни представляла две параллельные стены протяжением около 20 м. К внешним, необработанным сторонам их примыкал земляной вал, внутренние деревянные конструкции которого отпечатались на поверхности бутовой кладки ворот. Внутренние стороны обеих стен, обращенные к воротному проезду, были расчленены лопатками, и, так же как торцовые части ворот, выполнены в технике смешанной кладки с применением «утопленного ряда» плинфы.
На выступающие лопатки проезжей части ворот опирались пяты арок, поддерживавших коробовые своды, перекрывавшие основные членения воротного проезда. Как свидетельствуют рисунки А.Вестерфельда, над воротами еще [с. 246] в середине XVII в. возвышались части стен надвратного храма. Приведенные выше документы экспертизы технического состояния Золотых ворот перед их засыпкой в середине XVIII в. подтверждают свидетельство рисунков XVII в. Именно эти, возвышавшиеся над воротным проездом остатки стен надвратного храма и были, по-видимому, приняты Е.Д.Корж за остатки каких-то двух башен, фланкирующих Золотые ворота с напольной стороны. Следует сказать, что такое истолкование рисунков А.Вестерфельда высказывается не впервые. Как высокую узкую башню, фланкирующую воротный проезд, трактовал эту деталь рисунка А.Вестерфельда и Л.Добровольский. «Ряд графических рисунков половины XVII в., – писал он, – рисуют нам остатки каменной, узкой по фронту вежи, которая непосредственно примыкала к восточной стене Золотых ворот» [Л.П.Добровольский. Київські укріплення…, стр. 25].
К сожалению, археологические раскопки, проведенные в 1948 г. В.А.Богусевичем при участии Е.Д.Корж, ни в малейшей степени не подтвердили такой возможности реконструкции напольного фасада ворот. Более того, результаты раскопок позволяют усомниться в возможности предполагаемой реконструкции. Так, в шурфе № 8 несомненно должны были бы обнаружиться хотя бы следы фундаментов фланкирующей башни, а между тем из описания шурфа следует, что никаких остатков фундаментов здесь обнаружено не было. Перед основным объемом ворот Е.Д.Корж помещает сооружение, которое, по ее словам, следует представить в виде вынесенной вперед низкой башни – «бастии» с боевой площадкой. Тут, по мнению автора, была сосредоточена основная оборона. Через амбразуры в стене башни защищались первые створы ворот. Через отверстие площадки этой башни защищались подступы к воротам [Є.Д.Корж. Золоті ворота в Києві, стр. 22].
На рисунках А.Вестерфельда действительно видна какая-то часть стенки, выступающая вперед из плоскости фасада ворот. П.А.Раппопорт также считал возможным, что «эта кирпичная стенка образовывала нечто вроде невысокой башенки или прикрытия, которое предохраняло воротный проезд и находящийся в нем боевой настил от обстрела снаружи» [П.А.Раппопорт. Очерки…, стр. 130]. Однако эта ответственная часть реконструкции Е.Д.Корж, по-видимому, обязана не столько истолкованию отдельных частей рисунка А.Вестерфельда, сколько аналогиям, почерпнутым из западноевропейской архитектуры, недаром же автор называет эту произвольно восстановленную деталь Золотых ворот «бастией» [Е.Д.Корж. Золоті ворота в Києві, стр. 22].
Задача реконструкции первоначального облика такого важнейшего памятника древнерусского крепостного зодчества, как Золотые ворота, требует более солидных аргументов и прежде всего более тщательного архитектурно-археологического исследования руин самого памятника. Графической реконструкции памятника, опубликованной Е.Д.Корж, к сожалению, по-видимому, не предшествовало углубленное исследование памятника. Выполненная в ма[с. 248]нере художественной импровизации, эта реконструкция не может быть предметом серьезного обсуждения ввиду отсутствия каких-либо доказательств.
Поскольку «однопролетность» воротного проезда является одной из наиболее бесспорных особенностей Золотых ворот, надвратный храм над ними можно реконструировать только как бесстолпный, ибо четырехстолпная реконструкция его подобно надвратному храму Печерской лавры обязательно предполагала бы наличие промежуточных двух устоев в воротах для возведения на них столбов храма. Уже из этого ясно, что отнюдь не следует, опираясь на известие А.Кальнофойского, при реконструкции надвратного храма Благовещения в качестве опорного источника использовать сохранившийся храм над западными воротами Печерской лавры.
Поскольку надвратный храм имел, очевидно, план, близкий к квадрату, оставалась значительная площадь над воротным проездом, служившая для боевых целей.
Мы не располагаем какими-либо данными по вопросу об устройстве входа в надвратный храм и на его боевые площадки. Судя по высоте земляного вала, примыкавшего к воротам, вход на верхнюю часть ворот мог быть из деревянных сооружений, располагавшихся на гребне вала.
Нет никаких данных об устройстве воротных полотнищ, кроме легендарных домыслов об их «позлащенности». Несомненно наличие внутри воротного проезда деревянного боевого настила, о чем свидетельствуют описанные выше детали кладки стен воротного проезда.
Несомненна близость основной композиции Золотых ворот Ярославова города к значительно более поздним Золотым воротам Владимира Залесского, выстроенных, однако, в иной белокаменной технике. В киевских воротах в отличие от владимирских в толще стен не было входа на верхнюю площадку и в надвратный храм.