Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1. Письменные свидетельства о воротных башнях Ярославова города

Каргер М.К.

Оборонительные сооружения Ярославова города, мощным кольцом охватившие новую значительную территорию, присоединенную в 30-х годах XI в. к древнему Владимирову городу, состояли в основном из земляных валов со сложной деревянной конструкцией внутри, по гребню которых тянулась деревянная рубленая стена с заборолами [М.К.Каргер. Древний Киев, т. І. М.-Л., 1958, стр. 253-262. См. также: П.А.Раппопорт. Очерки по истории русского военного зодчества Х-XIII вв. МИА СССР, № 52, М.-Л., 1956, стр. 91-97]. Только недостаточной изученностью оборонительных сооружений Киева объясняется упорно повторяющееся с давней поры утверждение, якобы укрепления, сооруженные Ярославом, представляли каменную стену [M.A.Максимович. Обозрение Старого Киева, стр. 112. – Лутковский. Исторический обзор построения в России крепостей и укреплений с древних времен до 1800 г. Инженерн. зап., ч. 24, СПб., 1841, № 6. – М.П.Погодин. Исследования, замечания и лекции о русской истории, т. VI. М., 1855, стр. 195. – Ф.Ласковский. Материалы для истории инженерного искусства в России, ч. I. СПб., 1858, стр. 110].

Миф о Киевском «каменном кремле с Золотыми воротами» дожил до наших дней [Н.С.Державин. Из истории древнеславянского города. ВДИ, 1940, № 3-4, стр. 154. – С.Забелло, В.Иванов, П.Максимов. Русское деревянное зодчество. М., 1942, стр. 20. – Н.Г.Порфиридов. Древний Новгород. Очерки по истории русской культуры XI-XV вв. М.-Л., 1947, стр. 27.- Ш.Е.Ратия и К.П.Додина. Охраняйте памятники архитектуры. М., 1951, стр. 17]. По-видимому, живописные руины каменных Золотых ворот, давно уже [с. 237] оторванные от примыкавших к ним с обеих сторон высоких земляных валов Ярославова города и вследствие этого превратившиеся как бы в самостоятельный памятник древнего зодчества Киева, поддерживают этот миф.

Только башни над воротами, прорезавшими в трех местах более чем трехкилометровый земляной вал Ярославова города, действительно были каменными. Необходимо отметить при этом, что никаких реальных остатков двух из этих воротных башен до сих пор не обнаружено. Эти ворота Ярославова города впервые упоминаются в летописных рассказах о военных событиях середины XII в. Под 1146 г. в повествовании о борьбе князя Игоря Ольговича с Изяславом впервые упомянуты «Жидовские (Львовские) ворота» [«И приехав же Улеб в свой полк, тако же Иван и поверга стягы и поскочи к Жидовськым воротом» Ипат. лет. 6654 (1146) г.]. Все трое ворот Ярославова города и среди них впервые «Лядские ворота» упомянуты в пространном летописном рассказе об осаде Киева войсками князей Вячеслава, Изяслава и Ростислава в 1151 г. Осадившие верхний город княжеские полки были расставлены следующим образом:

«Изяслав Давидович ста межи Золотыми вороты и межи Жидовьскими, противу Бориславлю двору, а Ростислав с сыном своим Романом ста перед Жидовьскими вороты и многое множество с ними, а Городеньский Борис у Лядьских ворот» [Ипат. лет. 6659 (1151) г.].

Лядские ворота упоминаются в последний раз в красочном летописном рассказе о штурме Киева татаро-монгольскими полчищами в декабре 1240 г.: «Постави же Баты порокы городу, подъле врат Лядьскых, ту бо беаху пришли дебри» [Ипат. лет. 6748 (1240) г.].

В неоднократно цитированной выше летописной статье о строительных мероприятиях Ярослава среди прочих монументальных каменных сооружений, созданных этим князем, упомянуты лишь Золотые ворота: «Заложи Ярослав город великый, у него же града суть Златая врата» [Лавр. лет. 6545 (1037) г.]. Повествуя далее о церковных постройках Ярослава, летописец после сообщения о закладке церкви Софии вновь возвращается к Золотым воротам: «И посемь церковь на Золотых воротех святая Богородица благовещенье» [там же].

Как отмечалось выше, летописная статья, занесенная под 1037 г., как бы подводит итог всей строительной деятельности Ярослава, и поэтому далеко не все перечисленные в ней постройки были выстроены или даже заложены в 1037 г. Однако, по-видимому, закладку «города великого» и храма Софии следует отнести именно к этой дате. Есть серьезные основания предполагать, что и Золотые ворота, главные, как это явствует из всей последующей истории Киева, городские ворота, названные по константинопольскому примеру «Золотыми», были заложены в это же время.

Отделение рассказа о закладке церкви Благовещения на Золотых воротах от рассказа о постройке «города великого» и Золотых ворот некоторые исследо[с. 238]ватели памятника пытались объяснять разновременностью этих построек, полагая, что первоначально над Золотыми воротами не было надвратной церкви, для сооружения которой несколько позднее понадобились даже дополнительные прикладки к внутренним стенам воротных пилонов. Едва ли можно признать эту трактовку летописного текста правильной. Полагаем, что специальное упоминание о церкви Благовещения над Золотыми воротами летописец счел необходимым сделать в перечне церковных построек Ярослава, но упомянуть о ней он мог лишь после сообщения о закладке Софии, что и вынудило его оторвать рассказ о строительстве «города великого» с его вратами от рассказа о постройке надвратного храма.

Что касается упомянутых выше «прикладок» к пилонам ворот, то сооружение их не имело никакого отношения к надвратной церкви хотя бы потому, что, как бесспорно свидетельствует об этом техника кладки их, они появились лишь во второй половине XI в.

После татаро-монгольского разгрома Киева Золотые ворота, как и другие каменные сооружения Верхнего Киева, постепенно превращались в руины. Путешественники, обозревавшие заброшенные укрепления Верхнего города в XVI-XVII вв., наряду с величественными руинами Десятинной церкви, Софии и других храмов XI-XII вв., упоминают и развалины Золотых ворот, которые, по словам Э.Ляссоты, некогда представляли «красивое и величавое здание, как можно заключить по уцелевшим остаткам» [Сборник материалов для исторической топографии Киева и его окрестностей. Киев, 1874, отд. II, стр. 18]. Польский дипломат и историк Р.Гейденштейн, описывая руины Киева XVI в. в труде по современной ему истории Польши, упоминает среди «памятников его прежнего величия» «стену кругом города, а в ней ворота старинной архитектуры, все позлащенные и столь высокие, что две повозки, поставленные одна на другую, не достигают их вершины» [там же, стр. 22].

Восторженный описатель киевских древностей Павел Алеппский, повествуя о древнем Киеве, писал:

«До сих пор видны ворота, земляные валы и рвы. Мы рассматривали развалины высоких ворот с каменною башнею, которые называют святыми воротами; они некогда были обложены золотом, но сожжены татарами, когда они опустошили и сожгли город» [там же, стр. 73].

Находившийся в войсках литовского гетмана Я.Радзивилла голландский художник А.Вестерфельд дважды изобразил величественные руины Золотых ворот [о значении двух рисунков А.Вестерфельда для реконструкции первоначального облика Золотых ворот см. ниже]. [с. 239]