Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1103 г.

Берлинский М. Ф.

Восстановленный союз и дружба российских князей имели следствием достославную победу над соединенными половецкими князьями, одержанную на полях ниже Днепровских порогов.

Около того же времени сын Димитрия Святославича [Давида Святославича], черниговского князя, Никола, прозываемый Святоша [житие сего святого князя см. Четь Минея 14 октября и Патерик Печерский], служивший великому князю в войне против князя Давида Владимирского, соорудил [1106] в Печерском монастыре на святых, так называемых Западных, монастырских вратах церковь во имя живоначальной Троицы и при ней больничный монастырь с особенным игуменом, в зависимости, однако, Печерского монастыря.

Усердие российских князей к святым местам и упование на всевышнюю помощь столь было непреложно, что при последующих тогда одна за другою над половцами победах всегда при возвращении из похода в Печерскои чудотворной церкви свидетельствуемо ими было [1107] признательное пред Богом благодарение за успехи российского оружия.

Сии щастливые для российских княжений годы, каждый из них, ознаменованы были какими-либо достопамятными засвидетельствованиями ревностного благочестия. [1108] Великий князь Святополк II, нареченный во святом крещении Михаил, соорудил в монастыре наместо ветхой деревянной каменную архистратига Михаила церковь, внутри украсил ее муссиею и всякою утварью, а верьхи покрыл золотом, от чего и поднесь сей монастырь слывет Золотоверхим Михайловским. Для вящего же благолепия новоустроенной [с. 50] сей церкви при освящении ее преосвященный митрополит Никифор I [до прибытия Никифора I на российскую церковь до 1106 года чрез 10 лет прибывший также из Греции митрополит Николай] поставил на приуготовленном кивоте мощи св.великомученицы Варвары [сказание о мощах св.великомученицы см. Четь Минея декабря 4-го дня или Акафист ее, печатаемый в Киево-Печерской лавре. Синопсис печерская, стр. 56 и проч.] и поднесь нетленно в сем храме почивающие. Сей драгоценный залог привезен был из Царяграда в Киев, яко приданное за греческою царевною Варварою (вероятно, другою), супругою [Славянороссийская книжка Синопсис, в 1630 [? описка замість 1680 ?] году в Киево-Печерской лавре печатанная, стр. 56, но в российских историях, кроме дочери Тугоркана, половецкой княжны, с коею он в 1094 году сочетался, ни о какой другой супруге Святополка II не упоминается] великого князя Святополка II, дочерию императора Алексия Комнина.

В сем же году и другой памятник благочестия князя Глеба Святославича совершился, то есть каменная трапеза Киево-Печерского монастыря с церковию святых апостол Петра и Павла [рештки цієї трапезної нещодавно виявлені і досліджені археологами (Ю.Асєєв, В.Харламов)].

Во время отъезда великого князя на половецкий поход, когда он с прочими князями многие их города по Донцу взымал и на двух сражениях так славно их поразил, что успехи российских князей даже публикованы были в иностранные государства, случился в Киеве [1111] ужасно необыкновенный пожар, коим большая часть Подола истребилась.

Великий князь имел частое пребывание в Вышгороде как для красоты того места, так и чистоты воздуха. [1113] В последнем же своем годе был там по причине слабости невыездно до дня смерти своей, откуда тело его потом перевезено и положено во храме св.Софии. В сем же году преставился блаженный муж пр. Нестор Летописец [Житие преп.Нестора в Печерском патерике, в Четь Минее 27-го дня октября и в предисловии его собственной летописи], отец российской истории, в Киево-Печерском монастыре, коего мощи и поднесь нетленно в пещерах почивают.

По смерти Святополка II собравшиеся в церкви св.Софии киевляне на совет [ежели сей совет был силен в избрании государя] условились единодушно, чтобы отправить посольство с прошением на великокняжеский престол к Владимиру II Всеволодовичу, переясловскому князю, которого царские добродетели преимущественно отличали от прочих князей, но он едва на вторичную их просьбу согласился, опасаяся негодования князей Святославичев [як і Всеслав Полоцький, Володимир Мономах прийшов до влади внаслідок народного повстання в Києві, що вибухнуло після смерті Святополка Ізяславича. Отож вираз «единодушно», м'яко кажучи, не зовсім відповідає дійсності].

Тмутараканский князь Олег отважился было воспротивиться Владимирову возвышению, но отправленными против его войсками был усмирен. С того времени Святославичи всегда мирно и с покорностию к великому князю пребывали [далеко не завжди. В 1139 р. Всеволод Ольгович силою захопив Київ. І пізніше чернігівські князі неодноразово виступали претендентами на великокнязівський престол].