1116 г.
Берлинский М. Ф.
Затеянные беспокойства сперва князем полоцким, а потом владимирским были наконец тем пресечены, что первый из них умер в Киеве, будучи в полону, а другой убит на сражении.
Благоразумное правление великого князя не только содержало удельных князей в своих пределах и согласии, но и чужестранных государей заставило его почитать. Половцы не смели и подумать приняться беспокоить российские пределы, волжские булгары, будучи от него усмирены, должны были соглашаться на всякие его предписания. Остатки хозаров и печенегов, известные в сие время под именем торков и берендеев [берендей, инако еще назывались черные клобуки, вероятно прозваны от шапок, каковые они нашивали] [торки і берендеї не були нащадками печенігів і тим більше хозар. Це дві гілки тюркського народу кара-колпаків («чорних клобуків»), Вони порівняно швидко осіли на рамках давньоруської території і були асимільовані корінним слов'янським населенням. Брали активну участь у подіях нашої історії XII – XIII ст.], искали у него покровительства и просили места для поселения, которое им было отведено по реке Роси [Рось, река есть в Киевской губернии, у города Канева впадающая в Днепр] и Днепру до самых порогов по правую его сторону.
Император греческий Алексий Комнин, угрожаемый с одной стороны нашествием турков, а с другой – крестоносцев, искал союза у великого князя. И при мирном договоре (понеже до сего произошла было у них ссора) прислал чрез митрополита своего к нему корону Константина Мономаха (деда его c матерней стороны) и другие царские украшения, приписывая ему титул российского царя [М.Берлинський повторює відому легенду, створену в XVI ст., що зв'язана з претензіями московських князів на царський (імператорський) титул]. Владимир II Изяславич [помилка М.Берлинського; Володимир Мономах був сином Всеволода Ярославича], достойный толикой чести, судил для славы своего народа и вящего к себе уважения от удельных князей принять торжественно сие приношение [1119]. Почему тогда же был коронован с пристойным такому случаю великолепием в престольной церкви св.Софии от рук вышеупомянутого митрополита и принял название Мономаха [Синопсис печерская уверяет, что Владимиру II имя Мономаха (единоборца) еще преже дано по случаю его щастливого поединка с некоторым генуеским предводителем на войне в Таврическом Херсонисе [генуезькі поселення в Криму почали виникати в другій половині XIII ст.]]. Регалии сии и поднесь в Москве в мастерской оружейной палате хранятся [як встановлено О.Спициним та іншими дослідниками, так звана шайка Мономаха, що зберігається в Оружейній палаті московського кремля, виготовлена в Середній Азії в післямонгольський час. Ані до імператора Костянтина Мономаха, ані до князя Володимира Всеволодовича вона не має ніякого відношення].
Несколько времени спустя по прибытии нового из Царяграда митрополита Никиты чувствуемо было в Киеве сентября месяца [1122] землетрясение. Но сие редкое и безвредное в нашем климате явление натуры не так было по воспоследствию приметно, сколько происшедший в Киеве месяца июля и два дни сряду продолжавшийся опустошительный пожар, в котором кроме множества людей и великого числа зданий одних церквей, большею частию на Подоле, до 600 сгорело, и едва не весь город истребился [1124]. Разоренные жители едва начали от несчастия сего оправляться, так [с. 52] получили печальнейшее с реки Алты известие о смерти великого князя, столько сильного, храброго и благоразумного, сколько почтительнейшего и милосердного государя. По привезении в Киев тело погребено его [1125] в церкви св.Софии.
Мстислав Владимирович, бывший на новгородском княжении, а пред сим временем переведенный в Вышгород, вступил на родительский престол, храбростию, правосудием и великодушием приобрел от прочих князей уважение и название Великого. Половцы, покусившиеся принять оружие, были не только за дерзость свою наказаны, но великий князь, призвав в согласие прочих удельных князей, предпринял общее вооружение для истребления сего всегдашнего супостата, вследствие чего половцы, [1129] прогнанные из донских стран, едва за Волгою могли сыскать себе безопасность от российского оружия.
Между прочими памятниками благочестия Мстиславля, построена была великая каменная церковь св.Феодора Тирона и монастырь, который существовал до батыевых времен, и в котором 1129 году сей великий князь погребен [фундамент сей церкви поныне виден внутри Михайловского монастыря к восточной стороне его ограды [Федорівський монастир стояв на території сучасного квартала між вулицями Десятинною, Володимирського, Житомирського та площею Калініна. Рештки його виявлені археологічними розкопками 80-х років (С.Кілієвич, В.Харламов). Руїни, на які посилається М.Берлинський, становили рештки Дмитрівського собору], другие же положение его признают между Михайловским монастырем и Десятинною церковию, где открывающиеся каменные в земле следы догадку последнюю подтверждают, в оном погребены многие из князей и преемников Мстислава І].