Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1717 г.

Берлинский М. Ф.

По отбытии князя Голицына оставался, как из письменных дел явствует, в Киеве воеводою вышеупомянутый генерал Гулиц [с сего времени господин Гулиц был губернатором в Киеве да 1723 года]. Во время сего Киев испытал особливого роду несчастие, то есть сперва в Киево-Печерской лавре, что было на 22 апреля [1718], открылся весьма страшный пожар, которым не только все деревянные строения в монастыре и около его превращены в пепел, но и церковь со всеми сокровищами, украшениями да и другие каменные здания были разорены Причем библиотека со многими рукописями, со всеми государственными, королевскими и патриаршими грамотами, также типография со всеми принадлежащими к ней орудиями сгорели. Однако же сие усердием к благолепию прославившегося святынею места и особливым благоразумием его царского пресветлого величества Петра I было награждено. Когда высочайше соизволил указать для возобновления сего монастыря [с сего времени последовало строение знатнейших в лавре четырех каменных флигелей, которые около 1727 года были окончены. Типографический дом отстроен в 1720 году, но после бывшего вторично в 1773 году пожара опять возобновлен] и его соборной церкви, для устроения типографии и прочего отпустить из казны пять тысяч рублей, чего же недоставало для приведения, сего к совершенству, то усердием к сему святому месту малороссийской нации было пополнено. О чем и в грамоте, данной от его величества святой лавре на ставропигию и на все ее владения было предписано [государственная грамота от 1720 года 16 октября, которою утверждены в пожаре истребленные грамоты и крепости на разные владения и прочая]. Спустя два месяца после сего великая часть Киевоподола со всеми торговыми рядами была истреблена [с. 137] огнем, причем большая часть архивы и других нужных письменных дел погибла.

В сем году скончался преосвященный Иосаф Кроковский в Твери, будучи на пути своем в Санкт-Петербург, куда по делу царевича Алексея Петровича был потребован. Сей преосвященный, пользуясь благосклонностию бывшего гетмана, важные приобрел доходы к архиерейскому дому, из которых некоторые высочайшими предписаниями были ему предоставлены. Впрочем, приобретение сие употреблял на общую пользу, между прочим, при смерти своей завещал построить при киевских училищах для содержания сирот обучающихся деревянный сиротский дом, называемый бурсою, который после него и был построен на Подоле по правую сторону Братского монастыря, где он существовал до обветшания своего до 1765 года [знаменита київська бурса].

По отъезде в Москву прежде бывшего коменданта Геренока определен в крепость обер-комендантом бригадир Шток, которому предписано завести в крепости арифметическую школу для приуготовления людей к инженерной должности.