1723 г.
Берлинский М. Ф.
Между тем по смерти князя Голицына прибыл в Киев генерал-аншеф Иван Юрьевич князь Трубецкой, который прилагал старание о починке Киевоподола и его укреплений во время бывшего пожара [с. 138] истребленных, дабы сие место всегда состояло яко пограничный город в исправности [указ о починке укреплений подольских 1723 года 17 октября]. В то же время на место Штока прибыл комендантом в Печерскую крепость капитан гвардии Поросюков, который однако спустя два года отозван в Москву.
В бытность его величества в Киеве ничего не могло сокрыто быть от его проницания. [1724] Приметя, что около Киева во многих местах весьма легко разводятся шелковицы (тутовые деревья), указать соизволил киевскому губернатору Трубецкому возыметь старательство по сему предмету, и тогда же прислано в Киев иностранного мастера для учреждения завода. Потом указом из мануфактур-коллегии повелено [1725] губернской канцелярии завести в Киеве на Подоле шелковичный сад и завод. Место весьма выгодное по своему положению показалось на Подоле против Покровской церкви, которое тогда же для сада от партикулярных домов было очищено [видно, что в те поры шелковиц в Киеве не было еще много; когда указами из мануфактур-коллегии от 725, 728 и 735 годов предписуемо было чрез правительство хозяевам их хранить и больше заводить].
Хотя со времени учреждения Малороссийской коллегии и смерти в том же году гетмана Скоропадского Киевский магистрат под смотрением губернатора совершенно зависел от предписаний оной коллегии, однако по вступлении на престол императора Петра II Алексеевича [1727], когда упразднена в Глухове коллегия и определено избрать опять гетмана [в сем году избран в Малороссии гетманом Данило Апостол], Киев и другие города, издавна от королей польских удостоенные привилегий, получили при сем случае подтверждение на магдебурское право, которым они всегда пользовались [кроме Киева по привилегиям пользовались магдебургским правом города: Чернигов, Стародуб, Нежин, Переяслав, Погар, Мглин, Козелец и Остер, а при гетманском правлении того же права удостоены Новгород-Северский и Полтава. См. История г-на Рубана].
Ради недостатка жалованной суммы на возобновление Киево-Печерской церкви не могло оное прийти к окончанию, почему из усердия к сему святому месту малороссийское правление определило указом [указ из Малороссийского правления от 1727 года 9 авг. по силе государственной грамоты, данной в 1720 году], чтобы истребовать от всех высших и низших малороссийских чинов по соразмерности денежное пособие, а от Киевского магистрата мастеровых людей, что споспешествовало скорейшему ее окончанию, так что в 1729 году последовало и освящение ее чрез преосвященного архиепископа киевского Варлаама Ванатовича [сей преосвященный в следующее время по доносу киевского войта Полоцкого за небытие на государственном молебне по синодальному указу со всеми консисторийскими членами взят в С.-Петербург и по следствию лишен всякого чина, был простым монахом в Белозерском монастыре до 1741 года, когда по именному повелению прощен, возвращены ему все чины, но он по желанию своему остался в Тихвинском монастыре архисхимонахом до смерти своей, последовавшей в 1751 году. Рукопись о митрополитах преосвященного Самуила].
Между тем, по высочайшему повелению губернатор князь Трубецкой отъехал в Москву и вместо его правление принял вице-губернатор киевский, бывший прежде обер-комендантом, генерал-майор Шток.