Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1733 г.

Берлинский М. Ф.

Но прошение Киевского магистрата, что по причине не бывшего еще надлежащего размежевания некоторые монастыри вошли в их земли и что козаки, рейтары и другие здесь квартировавшие ради производимых в крепости инженерных работ воинские команды вошли в городские интересы, последовал из правительствующего сената генерал-губернатору указ [указ из сената от 1733 года 18 генваря, другой – из иностранной коллегии от 22 февраля, а третий малороссийскому гетману от 16 февраля], чтобы в силу высочайше жалованной сему городу грамоты [высочайшая грамота от 1730 года 4 июля, утверждающая прежние, особливо же в 1710 году данную] облегчить граждан от некоторых государственных тягостей и казенных работ, и особливо освободить их от посылания на работу украинской линии [так звана Українська лінія на Лівобережжі будувалася з ініціативи фельдмаршала Мініха і обійшлася українському народу дуже дорого. Практичного оборонного значення вона не мала], исправление которой возложено тогда на малороссийских обывателей и козаков. При сем обстоятельстве жительствовавшим на Подоле козакам позволено кроме винной, единственно предоставленной городу, производить другими напитками продажу яко обыкновенный промысел их состоянию в Малороссии [сия продажа еще в 1730 году на просьбу киевских козаков позволена им. Впрочем ссоры между магистратом и живущими в Киеве козаками по доводу тайной сими последними производимой продажи продолжались чрез многие годы, когда указами в 1752 году из сената и иностранной коллегии прекращены. Потом на основании сих указов правительствующим сенатом определено 1760 года от 30 октября, чтобы оставшееся на Подоле, яко малое, число козаков перевесть в другое какое-нибудь малороссийское место и тем бы навсегда освободить правительство от затруднений по их тяжбам, однако по случаю перемены обстоятельств козаки еще до 1779 года при исчезающих своих правах и выгодах держались на Подоле].

По случаю открывшихся в Польше беспокойств по смерти короля Августа II определено Киевоподол, от времени и пожарных случаев лишенный надлежащей обороны, укрепить [первый указ о устроении киевоподольских укреплений 1733 года 28 сентября].

Когда по уставу новоучрежденной главной полицейской канцелярии должно было в знатнейших российских городах учредить полицейские конторы, какового содержания и в Киеве получен указ, то на представление Киевского магистрата, имеющего магдебургскую управу, дано повеление [указ из главной полицейской канцелярии от 1734 года 9 апреля] увольнить Киевоподол от ведания полицейской киевской конторы, управлению которой предоставлены только Старокиевская и Печерская части, а нижнему городу по-прежнему оставлено магдебургское его постановление, что указом при подобном случае и в 1743 году было подтверждено. [с. 141]