Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

2. Определение значения слова «истина» из Интернета

Самсонова Лариса

На сегодняшний день нет единой и официально признанной концепции об истине.

Существует множество определений понятия «истина» и все они разные.

Задача – выделить из имеющихся источников определений лишь те и з них, которые соответствуют истине. Или же при необходимости внести уточнения в определение.

Здесь рассмотрены лишь некоторые определения.

2.1 Источник .

«Истина – гносеологическая характеристика мышления в его отношении к своему предмету. Обычно мысль называется истинной (или истиной), если она соответствует предмету».

2.2. Источник: .

«Истина – категория философии и культуры, обозначающая идеал знания и способ его достижения (обоснования)».

2.3. Источник: Материал из Интернета

«Истина – достоверное знание, существующее само по себе, вне зависимости от того, каким его представляет человек.

«Истина – это знание, соответствующее действительности;

в философии – отражение объекта познающим субъектом, воспроизведение его таким, каким он предположительно существует сам по себе, как бы вне и независимо от познающего субъекта и его сознания.

Комментарий:

В условиях мира добра и зла «знание, соответствующее действительности» может означать правду, но не истину, ибо мир добра и зла не является истинным, состоит из противоположностей, одна из них «правда – ложь». Например, глобальные проблемы современного мира – это правда (факт), но не истина.

2.4 Источник:

«Истина – это то, что существует объективно, реальное положение дел. Без этого может быть искренность, но не может быть истины! А. И. Герцен, «Былое и думы», Часть первая, 1853–1860 г.».

Комментарий:

«Реальное положение дел» не является объективным, т.к. дела создаются гражданами государств мира на основании отраслевых законов власти. В результате неразумной человеческой деятельности (вырубка лесов, загрязнение атмосферы, водоемов, техногенные катастрофы, мусорные свалки, сверхпотребление природных ресурсов и т.д.) нанесен колоссальный вред природе, флоре и фауне.

2.5. Источник: И.Т. Касавин. М. А. Можейко. В. Е. Кемеров. – / Гуманитарный портал: Концепты [Электронный ресурс] // Центр гуманитарных технологий, 2002–2023

«Главное содержание понятия истины в античной философии не идеал рассуждения, но идеал чувственных несовершенных вещей, которому на деле стремится соответствовать в своей работе ремесленник, политик и художник. И то классическое определение истины, которое отмечается у Фомы Аквинского («veritas est adaequatio reі et intellectus» – «истина есть тождество вещи и представления»), следует понимать именно в данном контексте. Эта формула многозначна: латинское «res» может переводиться и как «предмет», «мир», «природа», «сущность», «факт», «содержание», «причина», a «intellectus» – как «восприятие», «понятие», «рассудок», «значение» и «смысл». Здесь речь идёт об истине как форме всеобъемлющей гармонии (согласованности, соответствия) – наиболее важном признаке совершенства как реальности, так и знания о ней».

«Истина – это одна из базисных категорий философии, науки, культуры, религии и обыденного сознания, обозначающая соответствие человеческих знаний объективной действительности и подразумевающая идеал знания и способ его достижения».

2.6. :

«Одно из известных определений истины было высказано Аристотелем и сформулировано Исааком Исраэли; от Ибн Сины оно было воспринято Фомой Аквинским и всей схоластической философией. Это определение гласит, что истина есть интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей (лат. conformitas seu adaequatio intentionalis intellectus cum re). В частности, в Сумме Теологии Фома пишет: «истина состоит в согласованности ума и вещи» (veritas consistit in adaequatione intellectus et rei)»

Объединив два определения истины (3.5 и 3.6) в части «согласованности и соответствия» из двух разных источников, получим:

1) истина – форма всеобъемлющей гармонии (согласованности, соответствия);

2) истина – наиболее важный признак совершенства;

3) истина – реальность;

4) истина – соответствие человеческих знаний объективной действительности;

5) истина – интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей;

6) истина – согласованность ума и вещи

Подробнее остановимся на каждом определении истины:

1) «истина – форма всеобъемлющей гармонии (согласованности, соответствия)»

Под истиной, как всеобъемлющей гармонией, следует понимать согласованность всех составляющих компонентов истины. Истина не одно целое, а единая целая. Это означает, что истина – это целое и части. Например, истина не только форма, но и содержание; не только мир, но и природа; не только материя, но и дух; не только бытие, но и жизнь; не только пространство, но и время; не только разум, но и душа и т.д., которые в единстве и гармоническом сочетании между собой составляют целостность и завершенность истины. То есть истина – это целое, а истинное – это то, что относится к целой истине, соответствует ей, составляет её завершенное содержание является частью, согласующейся с другими частями и взаимообусловлена ими. Поэтому для понимания что такое «истина» недостаточно всех вышеперечисленных толкований о ней. Прежде нужно определить саму истину. Нужно знать, что именно является истиной – основой основ всему, чему должны соответствовать ЧАСТИ (компоненты) и что должно быть в фокусе познания, чтобы была «согласованность ума и вещи».

2) «истина – наиболее важный признак совершенства».

Данное определение принимается.

Истина – постижима и достижима. Самосовершенствование – одна из задач человека.

3) «истина – реальность».

Реальностью для каждого человека является его жизнь и бытие на Земле, где он находится в настоящем времени. Реальность человека в том, что он есть, дышит, мыслит, чувствует, надеется, познает, живет, действует, строит планы на будущее, ощущает все, что его окружает и себя в окружающем мире природы.

4) «истина – соответствие человеческих знаний объективной действительности;

Прежде всего необходимо разделить понятие «реальная действительность» на объективную и существующую. Это необходимо для того, чтобы понять к какой именно действительности следует относить человеческие знания и человеческую деятельность.

Материал из :

«Объективная действительность (реальность) – объективная реальность – мир, существующий независимо от субъекта (человека) и его сознания. Представление о мире, как о внешней (окружающей) реальности, не зависящей от позиции, понимания и восприятия субъекта.

«Движение, пространство, время, жизнь и т. д. – всё это свойства или проявления свойств и взаимодействий различных по степени сложности видов материи, которые в совокупности и образуют мир в целом или всю Объективную реальность (Бытие)».

Из Большого Энциклопедического словаря, 2000:

«Действительность – объективная реальность во всей ее конкретности, совокупность природных и общественно-исторических явлений; понятие действительности употребляется также в смысле подлинной реальности, в отличие от видимости».

Здесь представлены два определения об объективной реальности. Отличие лишь в том, что из первого определения следует, что речь идет об объективной реальности мира Природы Вселенной, второе определение – об объективной реальности природных и общественно-исторических явлений.

Термин «объективная реальность» означает реальную действительность, которая не зависит от человека. А вот природная среда в полной мере зависит от человеческой деятельности, а значит реальность не является объективной действительностью, а является существующей действительностью.

Таким образом следует отличать объективную действительность от существующей.

Объективная реальная действительность – это то, что реально существует, но не создано человеком и не зависит от человека – это мир природы Вселенной, мир природы Земли).

Существующая реальная действительность – это то что реально существует, создано человеком и зависит от человека – это мир добра и зла, мир власти, государство, человеческая деятельность. Действительность такова, что в мире добра и зла действует Закон единства и борьбы противоположностей и соответственно «добро и зло», «правда и ложь», «война и мир» – закономерность, а история государств мира – это история войн. На протяжении 2,5 тысяч лет мира власти совершенствовались виды оружия и к началу 3 тысячелетия на Земле накопилось 14 000 единиц ядерного оружия, которое представляет собой реальную угрозу самоуничтожения человечества в случае его применения.

Существующая действительность отличается от объективной тем, что человек может изменить ситуацию, переосмыслив мир власти и признав основой основ Жизнь, её Закон и Порядок, направив свое сознание на разоружение и познание жизни, чтобы на основе истинных и целостных знаний о жизни человека обустраивать человеческое бытие и осуществлять человеческую деятельность, не разрушая природу, не нарушая природный баланс и равновесие.

Здесь стоит напомнить: истинное – это то что должно быть, неистинное – это то, что быть не должно.

Истинными являются вещи, которые отвечают логике и здравому смыслу, воспринимаются человеческим интеллектом как настоящие, полезные, необходимые, важные, значимые безопасные, которые соответствуют смыслу и содержанию жизни, не нарушают её порядок, сохраняют культуру народа, единство и гармонию жизни. Такие вещи должны быть.

Неистинными являются вещи, которые направлены против жизни и здоровья человека, окружающей природной среды, не отвечают логике и здравому смыслу, не воспринимаются ни умом, ни сердцем, т.к. не являются разумными, надежными, важными и значимыми. Например, оружия массового уничтожения, полигоны мусорных свалок – всё это горькая правда, факт, но не истина. Таких вещей не должно быть в жизни человека, народа.

5) истина – интенциональное согласие интеллекта с реальной вещью или соответствие ей;

6) истина – согласованность ума и вещи

Эти два пункта объединим, т.к. они касаются важнейших признаков истины – это согласование и соответствие истине.

Истина – это основа основ, начало начал и основание всему.

Согласование ума и истины удовлетворяет чувству справедливости, а вот согласование ума и вещи, которая может оказаться не истинной, не удовлетворяет чувству справедливости.

На основе данного утверждения и тех знаний об истине которые известны, определили, что истиной является жизнь.

Стало быть, для человека, народа и всего человечества истинной, основой основ, началом начал и основанием всему является жизнь. Это означает, что любое начинание должно осуществляться на основе смысла, содержания и порядка жизни человека, народа, чтобы соответствовать жизни, а все её основы должны быть взаимосвязанными и согласованными между собой.

Знание жизни человека, народа должно быть создано на основе познания и постижения жизни, какой она должна быть , а не на основе факта существующей действительности.

Существующая действительность народа создается на основании ежедневного принятия законов и в соответствии со статьей 85 п.3).

Таким образом основанием всему является Конституция.

О значении закона знали давно. О Законе писали Платон, Аристотель, Кант. Но они писали о едином законе, а не о тысячах. Назначение закона сохранять порядок целого содержания, а не регулировать общественные отношения при помощи 4000 законов. Идея как удержать власть при помощи постоянных нововвед6ений и установлений принадлежит Никколо Макиавелли – итальянскому философу и мыслителю эпохи Возрождения, который в своем сочинении «Государь» описывает методы захвата власти, методы правления и умения, необходимые для «идеального правителя», и в частности он пишет о законах:

«… ничто так не прославляет государя, как введение новых законов и установлений. Когда они прочно утверждены и отмечены величием, государю воздают за них почестями и славой; в Италии же достаточно материала, которому можно придать любую форму».

Любое начинание должно соответствовать истине.

В Украине каждое новый закон принимается в соответствии с Конституцией. Означает ли это, что Конституция и есть той истиной, которая является началом начал и основанием всему? Тогда что такое Конституция? – Конституция – это Основной Закон Украины. А что такое Закон? – Закон – это нормативно-правовой акт. А что такое Акт? – Акт- это писаный документ.

На самом деле Конституция в переводе с латинского обозначает устройство. Устройство относится к бытию. Однако в мире власти Конституция обозначает установление. Установление относится к законам. Поэтому одной из основных функций власти является принятие и установление законов власти.

Конституция – это всего лишь писаный документ, которым «определено содержание и направленность деятельности государства» (ст.3 Конституции). Кем определены? – Они определены властью. На каком основании? – На основании Декларации о государственном суверенитете Украины (1990), провозгласившей «государственный суверенитет Украины как верховенство, самостоятельность, полноту и неделимость власти Республики в пределах её территории и независимость и равноправие во внешних сношениях».

Не следует забывать, что мы живем в мире власти, мировой порядок которого основан на государствах, а не на народах. ООН как основа миропорядка объединяет 193 государства мира, а не народы. И хотя Преамбула Устава ООН начинается словами «Мы народы…» фактически весь текст устава обращен к государствам, для которых одним из важнейших принципов является государственный суверенитет.

Выдержка из Отчета Председателя Независимой комиссии по мультилатерализму (ICM), 26-го Премьер-министра Австралии Кевина Радда «Восстановление порядка в раздробленном мире» (2016):

«Нынешняя мировая система основана на суверенитете национальных государств.

Мировой порядок основан на государствах мира, для которых одним из важнейших принципов является государственный суверенитет, как «абсолютная и постоянная власть государства над подданными и гражданами».

Для справки:

Суверенитет (через нем. Souveränität от фр. souveraineté – верховная власть, верховенство, господство), suprema potestas – независимость государства во внешних делах и верховенство государственной власти во внутренних делах.

Государственный суверенитет – это неотчуждаемое юридическое качество независимого государства, символизирующее его политико-правовую самостоятельность, высшую ответственность и ценность как первичного субъекта международного права, необходимое для исключительного верховенства государственной власти и предполагающее неподчинение власти другого государства, возникающее или исчезающее в силу добровольного изменения статуса независимого государства как цельного социального организма, обусловленное правовым равенством независимых государств и лежащее в основе современного международного права.

Уважение суверенитета – основной принцип современного международного права и международных отношений. Закреплён в Уставе Организации объединённых наций (ООН) и других международных актах. (Википедия)

Для ООН основанием был новый миропорядок, основанный на государствах.

Каждое государство мира является субъектом международного права.

« 1933 года закрепила четыре признака государства, как субъекта международного права:

- постоянное население;

- определённая территория;

- собственное правительство;

- способность к вступлению в отношения с другими государствами.

Таким образом, основанием для создания государства является: Устав ООН, Международное право, Конвенция Монтевидео 1933 года и принятие Декларации о государственном суверенитете.

Но ведь этого недостаточно для основания. Нужны полные знания о государстве, а их нет. Нет даже единого официально признанного определения что такое государство.

В Украине на момент, когда создавалось самостоятельное государство, о государстве не знал никто. И не удивительно, что в самом начале своего президентства Л. Кучма обратился к народным депутатом с просьбой: «Скажите мне какое государство строить, и я построю».

Леонид. Кучма считал, что содержание принимаемых законов должно соответствовать заданиям строительства нового общества, новой Украины и должны составлять правовую базу новой жизни (Читай: Доклад Л. Кучмы, посвященный 5-й годовщине независимости Украины, («УК» № 161-162 «Україна є. Україна буде!», 29 серпня 1996 р)

Но знаний о новом обществе, новой Украине и новой жизни не было. Поэтому основанием для принятия законов и нормативно-правовых актов является Конституция (ст.8).

Таким образом согласованность и соответствие в условиях существующей действительности рассматривается не по отношению к истине – жизни народа, а по отношению к Конституции власти.

2.7. Источник:

Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. «Адекватность» (или «верность» отражения) означает, что сам результат познания есть отображение, причинно-обусловленное отображаемым, и что оно находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому. Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующим независимо от сознания.

Истина имеет также аспекты.

1. Аспект бытийственный (он же составляет объективную ее сторону). П. А. Флоренский отмечал: «Наше русское слово «истина» сближается с глаголом «есть» (истина – естина). Так что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, не действительного… Русский язык отмечает в слове «истина» онтологический момент этой идеи» («Столп и утверждение истины». Т. 1.4. 1. М., 1990. С. 15–16).

2. Аспект аксиологический. Истина тесно связана с понятиями «правда», «справедливость», «правота», «добро».

3. Аспект праксеологический. Истина созидательна, будучи компонентом практики и выступая программой организации практического действия человека. Следствием объективной содержательности истины является ее независимость не только от индивида, но и от социальной группы, класса, а также от времени. Истина надклассова, внеклассовое, надысторична. В то же время объективность истины обусловливает ее конкретность. Конкретность истины – это зависимость истины от связей и взаимодействий, присущих тем или иным явлениям, от условий, места и времени, в которых они развиваются.

Абстрактной истины нет, объективная истина всегда конкретна. Вышеприведенное определение истины, в которое включено понятие «предмет», может дать повод для ее трактовки как связанной только с вещественно-субстратным объектом. Однако отражаться адекватно в сознании человека может также и духовное состояние другого индивида, положения религии, теории и методы физики, биологии и т. п., т.е. феномены, не являющиеся вещественно-субстратными. В этих случаях мы будем иметь не предметную истину, а экзистенциальную или концептуальную, или операциональную, или прагматическую и иные формы истины.

При введении понятий «субъект» и «объект» само определение истины будет более строгим охватывающим множество форм истины (помимо предметной истины). Истина – это соответствие субъектных представлений объекту (реальности). К формам истины относятся также абсолютная и относительная истины, истины научные, обыденные и др.

Данный текст трудно воспринимается. Чтобы понять нужно осмысливать его частями. При этом, осмыслению подлежит не сама истина, а определение о ней.

Рассмотрим некоторые толкования об истине по 5-ти пунктам:

1. «Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый предмет так, как он существует вне и независимо от сознания. «Адекватность» (или «верность» отражения) означает, что сам результат познания есть отображение, причинно-обусловленное отображаемым, и что оно находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма по отношению к отображаемому».

Разделим данное предложение на две части:

а) «Истина – адекватное отражение объективной реальности познающим субъектом». Здесь все ясно – субъект познает истину, а результаты своего познания он должен выразить в виде знаний и эти знания должны соответствовать истине.

б) «Адекватность» (или «верность» отражения) означает, что сам результат познания есть отображение, причинно-обусловленное отображаемым, и что ОНО находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма.

«Изоморфизм (от др. -греч. ἴσος – «равный, одинаковый, подобный» и μορφή – «форма»). Общее определение изоморфизма – наличие сходства у разных сущностей»;

«Гомоморфизм (от др.-греч. ὁμός – равный, одинаковый и μορφή – вид, форма) – это морфизм в категории алгебраических систем, то есть отображение алгебраической системы А, сохраняющее основные операции и основные отношения»

А нельзя ли как-то проще? Причем здесь философский словарь к математике? И, собственно, что такое «оно», которое «находится в отношении изоморфизма или гомоморфизма?

Выражение «адекватность» означает, что сам результат познания есть отображение, причинно-обусловленное отображаемым» надо понимать так: «отображение» – это знание, полученное в результате познания «отображаемым» (т.е. субъектом), должно быть адекватным, т.е. соответствовать истине.

2. «Истина имеет субъективную и объективную стороны. Субъективность ее означает, что она находится в человеке, в его сознании и степень ее раскрытия зависит от уровня развития самого человека. Истина объективна же в том отношении, что в ней фиксируется содержание, относящееся к объективным предметам, существующим независимо от сознания».

Данное определение принимается.

3. «Истина имеет также аспекты. 1. Аспект бытийственный (он же составляет объективную ее сторону). П. А. Флоренский отмечал: «Наше русское слово «истина»… сближается с глаголом «есть» (истина – естина). Так что «истина, согласно русскому о ней разумению, закрепила в себе понятие абсолютной реальности: истина – «сущее», подлинно-существующее, в отличие от мнимого, не действительного…»

Итак, истина – то, что есть. Но «бытийность», а точнее бытие – это не только то что существует – сущее, но и то что есть – истина. По отношению к миру Вселенной бытие – это то что существует объективно, независимо от человека; по отношению к миру добра и зла бытие также обозначает существование, но существование мира добра и зла создано человеком и потому зависит от человека.

Бытие по отношению к Человеку означает, что он есть истина – жизнь. Человек вид жизни, а не вид мира. И в человеке жизнь, а не мир.

Следует отличать сущность от истины. В человеке не сущность – внутренний мир личности, а истина – жизнь. Человек говорит о себе «Я есть», понимая под этим «Я есть человек» и это означает, что он истина – единое целое. Человек не делит себя на тело и душу, на человека и личность. Если он говорит о себе «Я существую», то либо он не знает, что он истина, либо осознает свое существование в надуманной искусственно созданной модели государства, содержание которого мнимое, не настоящее, не истинное; либо он признает себя личностью.

Личность – неотъемлемая часть человека. Понятие «личность» не может подменять собой значение человека. К структуре личности относится сознание, мышление, душа, качества характера, свойства психики, индивидуальный опыт, приобретённые знания, привычки, умения, навыки, потребности, внутренний мир личности, сформированный системой образования по одинаковой для всех детей научной методологии. При этом всем известно, что личность – это сугубо личное и относится к человеку и только человек имеет право развивать в себе свою личность с учетом своих интересов, призвания, способностей, дарований, талантов, устремлений души (читай ст.23 Конституции Украины).

Стоит заметить, что к структуре личности не относится то что относится к телу человека – анатомия, физическое здоровье, человеческая деятельность, созидание. Личность не может созидать без тела.

Автор пишет: «истина находится в человеке, в его сознании и степень её раскрытия зависит от уровня развития самого человека». Всё верно. В человеке истина – жизнь, которая есть, а не сущность – внутренний мир, который существует. Если в человеке истина, то это не сущность – не существование, не предмет, не материальный мир, не внутренний мир, не мир вещей. Истина – это жизнь. А жизнь не существование.

Существование – это мир. Подробнее о мире как о существовании читай в учебнике Базалук О. А. « в свете новой космологической концепции» (К.: Кондор, 2010).

Ученые познают мир, который бесконечный и потому непознаваемый и не познают ЖИЗНЬ человека, которая целостная и завершенная.

4. «2. Аспект аксиологический. Истина тесно связана с понятиями «правда», «справедливость», «правота», «добро».

Прежде всего истина связана с мудростью и справедливостью, красотой и чистотой, жизнью и бытием, миром и природой и другими категориями, которые в единстве и гармоническом сочетании между собой обеспечивают целостность и завершённость человеческого бытия, культурного и гармонического образа жизни человека.

5. «Аспект праксеологический. Истина созидательна, будучи компонентом практики и выступая программой организации практического действия человека. Следствием объективной содержательности истины является ее независимость не только от индивида, но и от социальной группы, класса, а также от времени. Истина надклассова, внеклассова, надысторична».

Разделим данное предложение на две части:

а) «Истина созидательна».

Как было отмечено выше главное для понимания истины – это знание что это такое. Прежде нужно определить, что такое истина, а затем познавать. Результаты познания в виде знаний должны соответствовать истине. Если истина – это человек (а человек не отделяет себя от жизни), то созидательным является человек.

Но ведь под истиной понимают знание. А знание не может созидать. При этом само знание может быть истинным и неистинным, абсолютным и относительным. Выработка знаний, созидание относится к человеку. Знания человек получает в результате познания истины – Природы, Вселенной, нашей планеты Земля, окружающего природного мира, Пространства и Времени, Человека, его жизни и бытия.

Созидание относится к человеческой деятельности. И если нужно определить какое действие человека является истинным, а какое неистинным, то тогда это по-другому формулируется, а именно: «истинной является человеческая деятельность, направленная на созидание с целью обеспечения достойной жизни, сохранение жизни и здоровья человека, сохранению природы. Неистинным является действие, направленное на разрушение жизни и здоровья человека, человечества, природы.

То есть, признав Человека истиной, можно ли назвать человеческой деятельностью действие, направленное против жизни человека, человечества? Такое действие не соответствует истине, оно не человеческое.

Как видим, истинное – это человеческая деятельность», неистинное – это действие, направленное против человека, человечества.

Также вызывает недоумение выражение «Истина созидательна, будучи компонентом практики и выступая программой организации практического действия человека…» (???). На этом мысль обрывается.

Истина – не может служить компонентом чему-либо.

Человек не робот, а истина – жизнь. Жизнь – не предмет, не чип, чтобы «выступать «программой организации практического действия человека». Истина не является «компонентом практики». Истина – это единое целое человека. И человек не является компонентом чего-либо. Задача человека – познать жизнь, чтобы на основе истинных и целостных знаний о жизни человека обустраивать человеческое бытие для обеспечения достойной жизни и порядка жизни на Земле своего народа.

Для человека значение имеют теория и практика, знание и дело, решение и действие. Теория без практики также, как и знание без дела не обеспечат человеку успех в его человеческой деятельности. Кроме того, нужно чтобы была согласованность между теорией и практикой, знанием и делом и тогда мастеру своего дела намного проще выполнять свое дело и не допускать ошибок.

б) Если «следствием объективной содержательности истины является ее независимость не только от индивида, но и от социальной группы…», то что в таком случае является причиной этой независимости истины от индивида, семьи, общины, народа?

Причиной является отсутствие знаний об истине, чтобы признать её основой основ, началом начал и основанием всему.

Истина имеет самое непосредственное отношение к человеку, народу.

Истиной является жизнь человека и сам человек как вид жизни, носитель жизни.

Нужно познать человека, жизнь человека, то, что его окружает, что обеспечивает ему достойную жизнь – разумную и здоровую, культурную и гармоническую. Нужно знать все о жизни человека, семьи, общины, народа; о стране, Земле народа, об истории народа, его культуре, мудрых народных традициях, об окружающей природной среде, о планете Земля, об окружающем мире природы.

Знание об истине является одним из важнейших, т.к. помогает человеку правильно ориентироваться в жизни, определять, что истинное, а что неистинное.

Отсутствие полных знаний об истине, о главном, о целом и частях, привело к тому что к началу 3-го тысячелетия человечество вступило в эру неопределённости.