Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

4. Определение истины и истинности (истинного)

Самсонова Лариса

Истину определяют.

Определение – это выяснение, а то, что определено – это определение.

, или дефиниция, в логике – логическая операция установления смысла термина.

Определение – это не только установление смыслового содержания термина, но и определение что есть истина, а что является истинным. Например: определение истинной основы основ, истинности слова, термина, знака, символа, понятия, значения, ценности, категории, знания, дела, закона, положения, признаков, принципов, целей и задач, ориентиров и направлений, а также определение истинного пути.

То есть, вначале определяют истину, а то что относится к истине, составляет её смысловое содержание, является истинным. Истинное – в истине.

3.1. Определение истины.

Без определения истины невозможно будет определить все свойственные ей признаки, составляющие её целостность.

В истине нет противоположностей. Противоположности лишь в мире добра и зла. Например: «правда-ложь», «война-мир», «господа-рабы», «богатые-бедные», «изобилие-нищета».

На основе знаний об истине определяем истинную основу основ.

В существующих условиях официально нигде не закреплено что именно признано основой основ.

Наука веками познает мир и создает научную картину мира, которая несовершенна, ибо с каждым новым знанием она постоянно обновляется и видоизменяется.

В школе дети изучают научную картину мира, которая не имеет целостности и завершенности.

В связи с этим научная картина мира не может служить основой основ.

Выдержка из статьи В. Андрущенко « 21 століття: пошук пріоритетів»:

«Вітчизняна педагогічна наука навряд чи прискорить свій розвиток, якщо не буде серйозно перейматися питаннями філософського бачення співвідносності раціонального та ірраціонального, науки й релігії, віри й розуму. Без цього, гадаємо, не скоро викристалізуємо основу основ новітньої теорії навчання та виховання – нову картину світу, а отже, будемо ще вельми далекими від створення того наукового супроводу, який «працював» би на реалізацію філософії соціокультурних змін, реформувань та модернізацію освіти». (Філософія освіти. Номер видання: 2005, № 1).

Основа основ – это то главное, на чем основаны все остальные основы.

Такой основой основ всему является жизнь.

Для человека, народа и человечества в целом основой основ должна быть признана жизнь человека.

Жизнь человека отвечает всем критериям истины, а именно:

– жизнь имеет целостность и завершенность;

– жизнь постижима; жизнь то, что есть и должно быть;

– без жизни невозможно бытие человека; жизнь для человека является главной и значимой;

– жизнь – основа, на которой держаться все остальные основы жизни человека и человеческого бытия.

Определение всех составляющих жизни означает направленность сознания на определение основ жизни и основ устройства бытия человека, народа.

3.2. Определение истинности (истинного)

Определение или уточнение истинности (истинного) осуществляется непосредственно через согласие интеллекта с конкретной вещью (предметом, знанием, понятием, категорией, видом деятельности, содержанием образования, формы правления, социально-территориального устройства страны, символики народа, выбора пути и т.д.) и её соответствием смыслу и содержанию жизни.

Кроме того, определение истинности осуществляется при помощи интуиции, убеждения, озарения, рассудка, логики и здравого смысла, мудрости и справедливости, полезности и необходимости.

Невозможно определить истину при помощи логики без здравого смысла, или при помощи разума без души, или при помощи справедливости без мудрости. Для науки критерием истинности является исключительно разум, просто разум без души, т.е. не основанный на чувствах в то время как рассудок более чем просто голый бесчувственный разум способен отличать истинное от неистинного, т.к. в своих рассуждениях использует мыслящее сознание, разум и чувства души, логику и здравый смысл, опыт и знание.

Материал из Википедии:

Рассудок – часть мыслящего сознания, способного логически осмыслять действительность, познавать в понятиях вещи и их отношения, способность составлять суждения (по Канту) превращает восприятия в опыт путём объединения их в категории. Своей этимологией восходит к глаголу рассуждать.

Важными характеристиками рассудка являются:

– строгое отделение понятий друг от друга;

– способность правильно классифицировать воспринимаемое;

– непротиворечиво систематизировать опыт и знание.

Рассудок следует отличать от других форм сознания – самосознания, разума и духа. Рассудок не создаёт нового знания, а лишь систематизирует уже существующее. Рассудок считается обычным состоянием сознания и защитником здравого смысла[1]. Термин «рассудок» встречается в трудах Платона, Аристотеля, Николая Кузанского. В диалоге «Государство», говоря о познании, Платон выделяет «четыре состояния, что возникают в душе: на высшей ступени – разум, на второй – рассудок, третье место уделил вере, а последнее – уподоблению». Рассудок у Платона – это «движение мысли от неких прочувствованных или простых субъективных априорных форм и правил (аксиом) к выводам». У Аристотеля рассудок, «это деятельность мышления, направленного на иное, то есть не имеющая целью само мышление». У Николая Кузанского «рассудок (ratio) – это способность к рациональному, логическому мышлению на основе чувственных ощущений». «Ощущение, рассудок, интеллект и бесконечный первообраз есть определенная иерархия ума, в которой всякое последующее является оформляющим принципом для предыдущего» – пишет Кузанский.

Особый смысл термин «» приобрёл в философии Канта: «рассудок – способность к научному познанию, разум – безнадёжные усилия философии познать мир». Деление мышления на ступени рассудка и разума исторически имело известное обоснование. Рассудок считался как бы первой ступенью логического познания в сравнении с разумом, когда ум человека подчинялся законам логики.

В поздний период развития философии более высшей ступенью мышления считался разум, под которым понималась способность отыскивать причины и сущность, универсальную связь вещей и всех явлений, формулировать новые идеи. Гегель понимал под разумом высшую, «спекулятивную» ступень диалектического мышления, на которой достигается тождество противоположностей. Рассудком он называл «мышление, порождающее лишь конечные определения и движущиеся в них». В современной философии под определением понятия «рассудок» чаще всего понимают умение правильно классифицировать факты, последовательно рассуждать и выводить умозаключения. О месте же рассудка в процессе познания, о взаимоотношении его с разумом говорится мало.