Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Дорога ведет к реактору

А.Горохов, О.Гусев. (Спец.корр.«Правды»)

Чернобыльская АЭС: будни подвига

В классы сельской школы тянутся провода. Рядом с глобусом и таблицей Менделеева, возле написанной мелом на доске задачки, прерванной на полпути к решению, приколота подробная топографическая карта. В ее центре – несколько кругов. Последний охватывает квадратик с надписью «Припять. АЭС». Он густо закрашен желтым. Это – зона станции. Особая зона.

Тревожный цвет радиационной опасности и надписи «заражено» на такого же колера флажках, воткнутых по сторонам дороги, наглядно убеждают, что выполнение трудной задачи, подсказанной нанесенной на карте обстановкой, воинам нельзя прерывать ни на минуту.

Вместе с офицером политуправления Киевского военного округа майором С.Колесником отправляемся в путь. Колесник берет с собой, в соответствии с поступившими из частей заявками политработников, пачки газет, цветные карандаши.

Въезд в зону поврежденного реактора запрещен всей обычной пассажирской технике. Кроме бронетранспортеров [1]. На этой «остановке» пассажиры всех видов транспорта и пересаживаются в БТРы. Задраив люки, наш водитель сразу же набирает высокую скорость.

Водителем снова оказался 19-летний вчерашний тракторист, а ныне механик-водитель Алексей Киселев, самый старший из шестерых детей трудовой семьи из Донецкой области. Нынче он – «бронированный таксист», как не без улыбки представили его попутчики – старший инженер управления турбинами Чернобыльской АЭС А.Шевченко и его спешащие на очередную смену товарищи.

Задача механиков-водителей этого подразделения – круглые сутки быть начеку, чтобы в первые же секунды после вызова тронуться в путь. Без их помощи не обойтись ни членам правительственной комиссии, ни работникам АЭС, ни членам оперативных групп.

Рядовой Александр Нечипоренко – он призывался на службу в Казахстане – говорил нам на стоянке:

– Здесь очень хорошо видно, что буквально вся страна участвует в ликвидации аварии. Все ребята задачу свою знают, работают с энтузиазмом, понимают, что работа наша нужна стране. Каков наезд? Отсюда до станции недалеко, но за неделю набегает по тысяче километров…

Водитель поглядывает на спидометр, прислушивается к гулу двигателей: нельзя допустить, чтобы на этой трассе они подвели. Правда, однажды один из двигателей бронетранспортера молодого водителя Ю.Скрюченко перестал «тянуть» и заглох в опасной близости от поврежденного реактора. Юрий не растерялся: сумел сразу же запустить двигатель…

Что и говорить, ЧП. На первом же после этого случая партийном собрании закрепили коммунистов подразделения за конкретными экипажами, чтобы исключить впредь подобные неожиданности. Словом, непредвиденных остановок у механиков-водителей Сахно, Стралко, Филиппова, всех других экипажей при движении в особой зоне не было. Близ реактора, надо сказать, условия маневрирования крайне ограничены. Поэтому работающие вместе с воинами офицеры В.Крачковский, В.Константинов, В.Сайдумов обучают подчиненных самым сложным приемам маневрирования, после возвращения в безопасную зону анализируют каждую ситуацию.

Старший машины просит прибавить скорость, бронетранспортер вырывается на чистые, просторные улицы Припяти. Кое-где на балконах – выстиранное белье, в окнах пестрят яркие занавески. Вокруг – ни души. Только грохот двигателей проносящихся на встречных курсах БТРов напоминает об обстановке, в которой люди круглосуточно ведут упорную борьбу.

В передних рядах, как, впрочем, и положено по долгу и совести, – политработники. Кто, как не они, могут придать людям бодрость, уверенность в своих силах. Именно такой настрой придает и нашим спутникам, и тем воинам, с которыми нам удалось встретиться на пути к реактору, офицер С.Колесник. Он прихватил в бронетранспортер и пачку листовок: ребятам будет приятно увидеть на них портреты своих товарищей – офицера Н.Уксусова, комсомольца В.Захарова, партгрупорга автороты водителя бетоновоза А.Журавлева. До призыва в армию старший сержант Журавлев работал в Днепропетровске водителем. Сейчас на его счету – десятки рейсов в Чернобыль, порой трудных, ночных.

На коротких остановках наш спутник С.Колесник сообщает, кто из воинов сегодня особо отличился, когда можно свободным от работы солдатам и офицерам поехать в передвижной клуб, который возглавляет прапорщик Г.Стругерян. Кстати, в программе досуга воинов – встречи с писателями Украины, прибывшими непосредственно в части и подразделения, работающие в районе Чернобыльской АЭС, концерт участников успешно прошедшего в столице Украины Всесоюзного фестиваля искусств «Киевская весна». Офицер поясняет, что даже при самом плотном графике перевозок работа «бронированных таксистов», да и всех других воинских коллективов организована так, чтобы воины могли не только хорошо выспаться, но и с максимальной пользой провести досуг. Об этом тоже позаботились политработники. В частях, где удалось побывать, убеждаешься, сколько заботы и внимания к людям проявляют политработники. Чтобы воины побыстрее получали письма из дома, газеты и журналы, почаще пользовались услугами военторговских машин, находили себе богатую пищу для души.

Перед поездкой в особую зону получили от члена Военного совета-начальника политуправления Киевского военного округа генерал-лейтенанта В.Арапова текст обращения Военного совета к личному составу, принимающему участие в ликвидации последствий аварии на АЭС. В нем есть и такие строки: «Боевые друзья! Поединок еще не закончен. Предстоит сделать еще многое, сделать так, чтобы люди с чувством глубокой благодарности могли сказать: это они укротили вышедший из-под контроля атом».

О подробностях нынешних событий рассказывают многочисленные «боевые листки», написанные буквально по свежим следам. Вся партийно-политическая работа здесь нацелена на то, чтобы каждый воин знал о достижениях своих товарищей, нашел пути умножить общий успех.

В одном из подразделений химзащиты бросился в глаза стенд «Место подвига – Чернобыльская АЭС». Прекрасно исполнены Олегом Векленко карандашные портреты командиров взводов лейтенанта А.Алексеенко и младшего лейтенанта В.Кравцова: в течение нескольких дней они умело руководили действиями подчиненных на строительстве объектов близ реактора четвертого блока. Как ни спешат возвращающиеся с задания воины побыстрее почувствовать уют аккуратно выстроенных палаток, они не могут пройти мимо портретов своих товарищей.

Векленко даже в короткие минуты отдыха не расстается со своим скромным, но необычайно дальнобойным оружием – карандашом и листом ватмана. Люди высоко ценят его трудолюбие. Когда вернутся в родные края рядовые И.Гальчинский, старший сержант М.Андриасян, офицер В.Приступа, они, уверены, вывесят дома на видных местах работы харьковчанина.

Член Союза художников СССР Олег…

Член Союза художников СССР Олег Векленко показывает товарищам портреты воинов, отличившихся в зоне Чернобыльской АЭС. Фото спец.корр.«Правды» А.Назаренко

Правда, 1986 г., 30.05, № 150 (24772).

[1] В СССР бронетранспортер вважався пасажирською машиною, щось на зразок «Мерседеса».