Дорога ведет к реактору
А.Горохов, О.Гусев. (Спец.корр.«Правды»)
Чернобыльская АЭС: будни подвига
В классы сельской школы тянутся провода. Рядом с глобусом и таблицей Менделеева, возле написанной мелом на доске задачки, прерванной на полпути к решению, приколота подробная топографическая карта. В ее центре – несколько кругов. Последний охватывает квадратик с надписью «Припять. АЭС». Он густо закрашен желтым. Это – зона станции. Особая зона.
Тревожный цвет радиационной опасности и надписи «заражено» на такого же колера флажках, воткнутых по сторонам дороги, наглядно убеждают, что выполнение трудной задачи, подсказанной нанесенной на карте обстановкой, воинам нельзя прерывать ни на минуту.
Вместе с офицером политуправления Киевского военного округа майором С.Колесником отправляемся в путь. Колесник берет с собой, в соответствии с поступившими из частей заявками политработников, пачки газет, цветные карандаши.
Въезд в зону поврежденного реактора запрещен всей обычной пассажирской технике. Кроме бронетранспортеров [1]. На этой «остановке» пассажиры всех видов транспорта и пересаживаются в БТРы. Задраив люки, наш водитель сразу же набирает высокую скорость.
Водителем снова оказался 19-летний вчерашний тракторист, а ныне механик-водитель Алексей Киселев, самый старший из шестерых детей трудовой семьи из Донецкой области. Нынче он – «бронированный таксист», как не без улыбки представили его попутчики – старший инженер управления турбинами Чернобыльской АЭС А.Шевченко и его спешащие на очередную смену товарищи.
Задача механиков-водителей этого подразделения – круглые сутки быть начеку, чтобы в первые же секунды после вызова тронуться в путь. Без их помощи не обойтись ни членам правительственной комиссии, ни работникам АЭС, ни членам оперативных групп.
Рядовой Александр Нечипоренко – он призывался на службу в Казахстане – говорил нам на стоянке:
– Здесь очень хорошо видно, что буквально вся страна участвует в ликвидации аварии. Все ребята задачу свою знают, работают с энтузиазмом, понимают, что работа наша нужна стране. Каков наезд? Отсюда до станции недалеко, но за неделю набегает по тысяче километров…
Водитель поглядывает на спидометр, прислушивается к гулу двигателей: нельзя допустить, чтобы на этой трассе они подвели. Правда, однажды один из двигателей бронетранспортера молодого водителя Ю.Скрюченко перестал «тянуть» и заглох в опасной близости от поврежденного реактора. Юрий не растерялся: сумел сразу же запустить двигатель…
Что и говорить, ЧП. На первом же после этого случая партийном собрании закрепили коммунистов подразделения за конкретными экипажами, чтобы исключить впредь подобные неожиданности. Словом, непредвиденных остановок у механиков-водителей Сахно, Стралко, Филиппова, всех других экипажей при движении в особой зоне не было. Близ реактора, надо сказать, условия маневрирования крайне ограничены. Поэтому работающие вместе с воинами офицеры В.Крачковский, В.Константинов, В.Сайдумов обучают подчиненных самым сложным приемам маневрирования, после возвращения в безопасную зону анализируют каждую ситуацию.
Старший машины просит прибавить скорость, бронетранспортер вырывается на чистые, просторные улицы Припяти. Кое-где на балконах – выстиранное белье, в окнах пестрят яркие занавески. Вокруг – ни души. Только грохот двигателей проносящихся на встречных курсах БТРов напоминает об обстановке, в которой люди круглосуточно ведут упорную борьбу.
В передних рядах, как, впрочем, и положено по долгу и совести, – политработники. Кто, как не они, могут придать людям бодрость, уверенность в своих силах. Именно такой настрой придает и нашим спутникам, и тем воинам, с которыми нам удалось встретиться на пути к реактору, офицер С.Колесник. Он прихватил в бронетранспортер и пачку листовок: ребятам будет приятно увидеть на них портреты своих товарищей – офицера Н.Уксусова, комсомольца В.Захарова, партгрупорга автороты водителя бетоновоза А.Журавлева. До призыва в армию старший сержант Журавлев работал в Днепропетровске водителем. Сейчас на его счету – десятки рейсов в Чернобыль, порой трудных, ночных.
На коротких остановках наш спутник С.Колесник сообщает, кто из воинов сегодня особо отличился, когда можно свободным от работы солдатам и офицерам поехать в передвижной клуб, который возглавляет прапорщик Г.Стругерян. Кстати, в программе досуга воинов – встречи с писателями Украины, прибывшими непосредственно в части и подразделения, работающие в районе Чернобыльской АЭС, концерт участников успешно прошедшего в столице Украины Всесоюзного фестиваля искусств «Киевская весна». Офицер поясняет, что даже при самом плотном графике перевозок работа «бронированных таксистов», да и всех других воинских коллективов организована так, чтобы воины могли не только хорошо выспаться, но и с максимальной пользой провести досуг. Об этом тоже позаботились политработники. В частях, где удалось побывать, убеждаешься, сколько заботы и внимания к людям проявляют политработники. Чтобы воины побыстрее получали письма из дома, газеты и журналы, почаще пользовались услугами военторговских машин, находили себе богатую пищу для души.
Перед поездкой в особую зону получили от члена Военного совета-начальника политуправления Киевского военного округа генерал-лейтенанта В.Арапова текст обращения Военного совета к личному составу, принимающему участие в ликвидации последствий аварии на АЭС. В нем есть и такие строки: «Боевые друзья! Поединок еще не закончен. Предстоит сделать еще многое, сделать так, чтобы люди с чувством глубокой благодарности могли сказать: это они укротили вышедший из-под контроля атом».
О подробностях нынешних событий рассказывают многочисленные «боевые листки», написанные буквально по свежим следам. Вся партийно-политическая работа здесь нацелена на то, чтобы каждый воин знал о достижениях своих товарищей, нашел пути умножить общий успех.
В одном из подразделений химзащиты бросился в глаза стенд «Место подвига – Чернобыльская АЭС». Прекрасно исполнены Олегом Векленко карандашные портреты командиров взводов лейтенанта А.Алексеенко и младшего лейтенанта В.Кравцова: в течение нескольких дней они умело руководили действиями подчиненных на строительстве объектов близ реактора четвертого блока. Как ни спешат возвращающиеся с задания воины побыстрее почувствовать уют аккуратно выстроенных палаток, они не могут пройти мимо портретов своих товарищей.
Векленко даже в короткие минуты отдыха не расстается со своим скромным, но необычайно дальнобойным оружием – карандашом и листом ватмана. Люди высоко ценят его трудолюбие. Когда вернутся в родные края рядовые И.Гальчинский, старший сержант М.Андриасян, офицер В.Приступа, они, уверены, вывесят дома на видных местах работы харьковчанина.
Член Союза художников СССР Олег Векленко показывает товарищам портреты воинов, отличившихся в зоне Чернобыльской АЭС. Фото спец.корр.«Правды» А.Назаренко
Правда, 1986 г., 30.05, № 150 (24772).
[1] В СССР бронетранспортер вважався пасажирською машиною, щось на зразок «Мерседеса».