Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Уроки «Чэлленджера»

Владимир Губарев

Колонка комментатора / [А у самих що робиться]

В Вашингтоне опубликован доклад специальной президентской комиссии по расследованию трагедии «Чэлленджера». Казалось бы, комиссия работала кропотливо и обстоятельно. Составлено 250 страниц текста, изучено свыше шести тысяч документов, опрошено 160 человек – от рядовых служащих космодрома до руководителей Национального управления по аэронавтике и исследованию космического пространства (НАСА). Выводы и рекомендации комиссии рождались в спорах, подчас весьма горячих, к примеру, между председателем У.Роджерсом и специалистом-физиком Р.Фейнманом. «В конце прошлой недели разгневанный Фейнман, – передает корреспондент Эн-би-си из Вашингтона, – направил Роджерсу письмо, в котором угрожал, что не подпишет доклад. Председателю комиссии удалось достичь компромиссного решения. В доклад были включены критические замечания в адрес НАСА»… Буря в стакане воды вокруг «конфликта» между председателем комиссии и известным физиком по-прежнему не сходит со страниц эаокеанских газет, и кое-кто пытается потопить в ней главное, о чем в докладе о трагедии «Челленджера» не сказано ни слова.

Авторитетные специалисть определили технические причины катастрофы – неисправности в стыках твердотопливных усилителей [1], пренебрежение безопасностью астронавтов. Выявлены и организационные просчеты в работе НАСА. Безусловно, трагедия «Чэлленджера», а также неудачи при запуске ракет «Титан» и «Дельта» заставят управление сделать серьезные выводы.

Но, взваливая всю ответственность за случившееся на НАСА, комиссия так и не назвала главного виновника той ситуации, которая сложилась в американской программе космических исследований. А суть проблемы в том, что судьба НАСА все в большей степени зависит от планов Пентагона, и в первую очередь от программы «звездных войн». Именно после выступления президента США о «стратегической оборонной инициативе», после провозглашения военной космической доктрины полеты кораблей многоразового использования начали форсироваться. НАСА вынуждено было планировать резкое увеличение числа полетов «Шаттлов» – до 24 в год к 1990 году, только в этом случае были бы удовлетворены аппетиты военных, а значит, обеспечено и необходимое финансирование. Эта «звездная гонка» и стала важнейшей причиной трагедии «Чэлленджера».

Буквально на следующий день после гибели семи астронавтов один из американских ученых заявил, что главной жертвой катастрофы стали не астронавты, а СОИ. Но это не так. Работы по подготовке «звездных войн» не были приостановлены, напротив, они расширяются. И не случайно именно в эти дни, когда комиссия завершала работу, министерство обороны США объявило, что при возобновлении полетов «Шаттл» первые из них будут осуществлены исключительно в военных целях.

Люди доброй воли надеялисъ, что трагедия «Чэлленджера» поможет администрации США понять, насколько опасны планы милитаризации космоса, что путь человечества в будущее лежит только через мирное его освоение. К сожалению, в Вашингтоне остались глухи к этим надеждам.

Правда, 1986 г., 12.06, № 163 (24785).

[1] Взагалі-то цей злощасний елемент зветься прискорювач, і автор, як редактор відділу науки, мусів би розуміти різницю цих термінів.