Початкова сторінка

МИСЛЕНЕ ДРЕВО

Ми робимо Україну – українською!

?

Исследования в Верхнем Салтове в 1996 году

Колода В.В.

Джерело : “Археологічні дослідження в Україні в 1994-1996 роках”, К., 2000 р., с. 54 – 56.

В 1996 г. Средневековая археологическая экспедиция Харьковского госпедуниверситета проводила стационарные исследования комплекса салтовской культуры (средина VIII – средина Х вв.) в с. Верхний Салтов Волчанского района на Харьковщине. Работы преследовали следующие цели :

проверка современного состояния городища и крепости;

изучение территории селища в связи с ростом числа дачных участков и разрушением части селища водами Печенежского водохранилища;

исследование могильника № 4.

Осмотр памятника привел к выводу о том, что большинство его территории малодоступно для изучения стационарными раскопками. Значительная территория городища находится под лиственным лесом. Часть городища и каменная крепость занята современными постройками. Подавляющая часть прилегающего селища перекрыта современными усадьбами. Для изучения доступна лишь часть 1-й надпойменной террасы близ водохранилища и вершина одного из оврагов в СЗ части селища.

Работа на последнем из названных участков позволила выявить зону раннесредневекового чернометаллургического производства, однако сам горн был разрушен во время строительства дачи. Здесь найдено много кусков шлака, фрагментов колбы-тигеля от горна новопокровского типа.

Исследование размываемой линии берега показало наличие здесь двух культурных горизонтов. Верхние 0,3-0,4 м – это отложения XVIII – нач. XX вв. : керамика, стекло, фрагменты железных изделий. Под ними располагался слой с материалами салтовской археологической культуры : фрагменты керамики, орудия труда, предметы конской упряжи. Мощность этого горизонта достигала 0,6 м.

Основное внимание было уделено исследованию могильника № 4, который был открыт В.Г. Бородулиным в 1989 г. на западном склоне Нетечинского оврага в 300 м на ЮЗ от могильника № 3. В 1989-1990 гг. экспедиция областного исторического музея исследовала здесь 17 погребений. За сезон 1996 г. было исследовано десять погребений (№ 18-27 по сквозной нумерации). Они представляли из себя катакомбы, состоящие из дромоса, входного коридора и погребальной камеры. По размерам и конструкции они очень близки погребениям на Верхнесалтовском могильнике № 3.

Длина дромоса исследованных катакомб колеблется от 4,5 до 6,3 м; глубина их составляет от 3 до 4,2 м. В каждом из них имелись ступени, вырубленные в материковой глине – от 2 до 15. В четырех из 10 дромосов были найдены каменные закладные плиты или их обломки. Большинство из них были сдвинуты от входа в коридор и перемещены на различные расстояния.

Коридор между дромосом и погребальной камерой имел арочную форму с горизонтальным дном. Средние размеры длины, ширины и высоты составляли 0,5 м, 0,4 м и 0,6 м соответственно.

В каждом погребении вслед за коридором следовала погребальная камера. Чаще всего её форма в плане представляла собой прямоугольник с закругленными углами. Форма камеры в профиль – полусфера. Средняя высота погребальной камеры составляла 1,3 м, а в плане – 1,9×1,3 м.

Все исследованные захоронения были совершены по обряду трупоположения. Количество погребенных в камере от 1 до 4. Из 24 найденных костяков 8 имели северную ориентацию (головой влево от входа). В остальных случаях выяснить ориентацию было затруднительно по причине того, что кости располагались не в анатомическом порядке. Кроме того, костяки подростков и детей часто не сохранялись. Костяки лишь семи погребенных имеют полную сохранность, а у 17 – разрушены или перемещены, что составляет 72% от всех исследованных в 1996 г., что можно объяснить обрядом “обезвреживания покойников” по причине страха перед ними. Эта наиболее вероятная причина разрушения костяков. Косвенным доказательством служит отсутствие анатомического порядка и неполный анатомический набор костей при сохранении значительного количества инвентаря, даже из драгоценных металлов. Могли быть и иные причины повторного проникновения в погребальную камеру : грабёж с целью обогащения или осквернения памяти усопшего. Добавим, что излишняя кислотность грунта приводит к разрушению детских костяков (при сохранении зубов).

Практически во всех катакомбах есть подсыпка мелом или охрой. Особо отметим катакомбы № 19 и 20. В них потолок и стены были побелены мелом. На полу катакомбы № 18 выявлено два угольно-зольных пятна. Грунт под ними не был прокален. По видимому, в камеру были принесены остатки от костра. Аналогии такому виду обрядовых действий нам неизвестны. Предполагаем, что в этом проявился обряд очищения погребальной камеры огнем.

Погребальный инвентарь богат и разнообразен. Представлены все категории вещей : орудия труда, предметы вооружения, домашнего обихода, конская упряжь, керамика, многочисленные и разнообразные украшения. Материалом для их изготовления служили, прежде всего, железо и бронза; кроме того, найдены предметы из серебра, золота, кости, дерева, бересты. Украшения были изготовлены из разноцветной стеклянной пасты, стекла, сердолика, аметиста и горного хрусталя.

К наиболее интересным находкам можно отнести три серебряных дирхема со следами их повторного использования в качестве украшений (катакомба № 24).

Остатки войлочно-кожаной обуви из…

Рис. 1. Остатки войлочно-кожаной обуви из погребальной камеры в катакомбе № 22.

Уникальными находками считаем остатки войлочных изделий. На черепной крышке одного из погребенных (катакомба № 19) найдены остатки войлочной шапки. В погребальной камере катакомбы № 22 найдены остатки войлочно-кожаной обуви. Один из “сапогов” сохранился лучше другого (рис. 1). Судя по деталям украшения – это был левый. Основа его была изготовлена из войлока. Об этом свидетельстует наличие войлочного тлена от нижней части изделия. Голенище сохранилось лучше, так как здесь войлок был прошит горизонтальнами строчками и изнутри укреплен кожаной основой. Сверху вниз по внешней стороне голенища была пришита полоска кожи с прикрепленной бронзовой четырехугольной пряжкой. Нижняя часть “сапога” тоже имела ременное оснащение, о чем свидетельствуют остатки ремня шириной 1 см. Изнутри голенища этот ремень был прикреплен к кожаной основе и спускался вниз к ступне. Возможно, он пропускался под ступнёй и затем выходил на верхнюю часть стопы. Такой способ крепления косвенно подтверждают находки отдельных обрывков ремней аналогичной ширины в тлене войлока, а также этнографические данные по кочевым народам евразийских степей.

Обувь была украшена бронзовыми бляшками с изображеннем “личины” (рис. 1, 1, 3). Одна из бронзовых бляшек имела круглую форму, ее украшало изображемие 6-лепесткового цветка (рис. 1, 2). Здесь же найдены и серебряные бляшки с геометрическим орнаментом (рис. 1, 4), на одной из них сохранился и ремень. В украшении обуви применялись и еще один вид бляшек – серебряные лотосовидные с изображением “личины” (рис. 1, 5). В непосредственной близости от ремней и бляшек найдены так называемые “усики” из бронзы, с помощью которых они крепились друг к другу.

Исследование такого важного и интересного памятника требует безусловного продолжения.