Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

1.4.2. Международный контекст маркетинга

Бритченко И.Г., Бритченко Г.И.

Маркетинг международных фирм главным образом направлен на ориентацию научно-технической и производственно-сбытовой деятельности, на потребности конкретных национальных рынков. Поэтому речь идет о производстве, сосредоточенном в организациях, расположенных в разных странах, но объединенных единым титулом собственности, принадлежащей материнской компании, выступающей как организационно-экономический центр управления. Материнская компания определяет виды и объемы продукции, выпускаемой производственными заграничными филиалами и дочерними компаниями, а также закрепляет за ними важнейшие рынки сбыта.

К категории международных фирм, исследуемых транснациональными корпорациями (ТНК), эксперты ООН относят любую фирму, имеющую производственные мощности за границей. Крупнейшие международные фирмы превратились в хозяйственные империи, что свидетельствует о высоком уровне концентрации производства и капитала в интернациональном масштабе. Высокая степень транснационализации производства и капитала оказалась результатом значительного расширения зарубежного производства и сбыта.

В современных условиях через маркетинг товаров и услуг международные денежные потоки разных стран более взаимосвязаны, чем в прошлые десятилетия. Однако мировая экономика в целом сегодня менее стабильна из-за постоянно меняющейся экономической ситуации. Это существенно сказывается на стратегии отдельных фирм и политике государств.

Самым важным моментом в международной экономике была и остается идея выгоды от маркетинга, от торговли, то есть того, что покупая или продавая товары или услуги, все страны извлекают из этого выгоду. При этом не играет роли, если одна из торгующих стран превосходит другую по эффективности во всех отраслях, а другая конкурентоспособна, например, по дешевизне рабочей силы. Торговля приносит выгоду, так как позволяет экспортировать те товары, в производстве которых используются местные ресурсы. Приносит выгоду также импорт тех товаров, для производства которых нет собственных ресурсов. Внешняя торговля, таким образом, дает возможность стране специализироваться на определенном наборе товаров и услуг, маркетинг которых приносит значительный экономический эффект.

В широком плане экономической эффективностью отличаются и другие формы маркетинга: международная иммиграция (обмен рабочей силы на товары и услуги); внешние займы (обмен рабочей силы на товары и услуги); внешние займы (обмен сегодняшних благ на те, которые будут произведены в будущем) и т.п.

Остановимся на перемещении факторов производства (далее просто факторы) как особой форме международных маркетинговых связей. Принципы международного перемещения факторов не отличаются от тех, на которых основана вся международная торговля товарами.

Хотя экономическая сущность торговли и перемещения факторов совпадает, в политическом аспекте могут быть различия. Так, страна с избытком трудовых ресурсов может импортировать капиталоемкие товары (или занимать капитал за границей), страна с относительно избыточным капиталом может импортировать трудоемкие товары или прибегнуть к найму рабочих мигрантов и т.д. Как правило, международное перемещение факторов вызывает к жизни еще больше политических проблем, чем международная торговля. Перемещения факторов производства подвергаются большим ограничениям, чем торговля товарами. Ограничения на иммиграцию имеются почти во всех странах. На практике переливы капитала распространены шире, чем перемещения рабочей силы.

Рассмотрим модель международных хозяйственных связей посредством движения трудовых ресурсов (исключим землю, так как последняя не может перемещаться по своей сути). Земля (З) и труд (Т) – единственные виды ресурсов, имеющихся в ограниченном количестве. Соотношения между предложением этих факторов, с одной стороны, и выпуском продукции в конкретной национальной экономике, с другой, называют производственной функцией. Она характеризуется следующим: чем больше предложение труда, тем больше производство продукции, в то же время предельный продукт труда уменьшится по мере увеличения количества рабочих (при сохранении неизмененным предложения земли). Наклон кривой производственной функции отражает рост выпуска, происходящий в результате применения дополнительно небольшого количества труда, и поэтому называемый предельной производительностью труда. Общий выпуск продукции может быть измерен площадью под кривой предельной производительности. В рамках общего выпуска заработная плата, заработанная рабочими, равна реальному уровню заработной платы, умноженному на количество примененного труда.

В Украине, как трудоизбыточной стране (предположим, что технология изготовления продукции в Украине и за границей одинаковая), рабочие будут и получают меньше, чем за рубежом, в то время как фонд, приходящийся на фактор земли в Украине не изменяется. Рабочие будут стремиться за рубеж, зарубежные землевладельцы тоже захотят переместить свои земли в Отечестве, однако это невозможно.

Предположим, что рабочие способны передвигаться между странами. (Раньше мы видели, что предельный продукт труда уменьшается по мере роста отношения количества труда к количеству земли. Это следует из того, что страна, которая пытается применить больше труда на данное количество земли, должна переходить к более трудоинтенсивным технологиям). Рабочие будут переезжать за рубеж. Такие перемещения сокращают количество рабочей силы в Украине и тем самым повышают реальную заработную плату в своем государстве, одновременно уменьшая реальную заработную плату за рубежом. Если препятствия в таких перемещениях отсутствуют, то данный процесс будет продолжаться до выравнивания предельного продукта в обеих странах.

Можно проиллюстрировать причины и следствия продвижения рабочей силы, построив график, где на горизонтальной оси показана мировая рабочая сила в совокупности. Количество рабочей силы, занятой в Отечестве, отложим слева, количество работы за рубежом – справа, а между ними – миграцию рабочих из Отечества за рубеж. По вертикальной оси показан предельный продукт труда в каждой из стран. Предположим, что в Отечестве трудится OL1 рабочих, а за рубежом – L1O* рабочих. При этих условиях реальная заработная плата будет ниже в Отчестве, чем за рубежом. Если рабочие могут свободно передвигаться в ту страну, которая предложит более высокую заработную плату, они будут переезжать из Отечества за границу до тех пор, пока реальная заработная плата не выравняется. Распределение рабочей силы представляется на рисунке соответствующими отрезками как для Отечества, так и для Заграницы. Анализ графика позволяет сделать следующие замечания относительно перераспределения рабочей силы в мире:

во-первых, оно ведет к выравниванию заработной платы, которая растет в Отечестве и падает за рубежом;

во-вторых, это ведет к увеличению мирового производства продукции; выпуск продукции за рубежом увеличивается (на область, заключенную под кривой предельности продукта на рисунке); выигрыш Заграницы при этом больше, чем потери Отечества;

в-третьих, те, кто первоначально работал в Отечестве, выигрывают в заработной плате, а те, кто был занят за рубежом, теряют. Землевладельцы за границей выигрывают от увеличения предложения труда, в то время как землевладельцы в Отечестве проигрывают.

Расширяя анализ международного перемещения рабочей силы, отметим, что подвижность рабочей силы определяется разницей в уровнях обеспеченности ресурсами. Подобно торговле эта подвижность рациональна в том смысле, что приводит к увеличению мирового производства, хотя она может привести и к сильному эффекту перераспределения дохода, который ставит под вопрос ее положительные моменты.

Рассмотрим вариант, когда страны производят два товара, а не один, как мы предполагали раньше. Пусть один из товаров более трудоемок, чем другой. Как известно, торговля дает альтернативу движению факторов. Отечество может по существу экспортировать труд и импортировать землю, экспортируя трудоемкий товар и импортируя товар, интенсивно использующий фактор земли. Такая торговля может привести к выравниванию факторных цен и без движения факторов, что привело бы к исчезновению стимула переезда рабочей силы из Отечества за рубеж.

Однако в действительности не существует полного выравнивания факторных цен по многим причинам: разная обеспеченность теми или иными факторами; торговые барьеры; различия в технологии и ресурсах и т.п. На практике существуют барьеры для свободного перемещения потенциально подвижных ресурсов, таких как капитал и труд. Однако расширение простой модели перемещения факторов не отменяет ее фундаментальной сущности – «торговля» факторами с экономической точки зрения похожа на торговлю товарами со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Надо отметить, что начало нынешнего века отмечалось широкомасштабными миграционными процессами, которые были приостановлены ограничениями в иммиграционном законодательстве. После этого миграционные процессы были вызваны последствиями войн и гражданских конфликтов. Что касается Европы, то в 1950-70 гг. в богатые страны Западной Европы переехали миллионы рабочих из отсталых регионов: Португалии, Испании, Южной Италии, Югославии, Греции, Турции. Часто приезжая на какое-то время, оставив семьи дома, они превращались в граждан второго сорта в принимающей стране.

Однако эта миграция застопорилась в результате замедления экономического роста, вызванного повышением цен на нефть в 1973 г. Привлекательность миграции была сильно снижена. В период с 1960 по 1979 гг. миграция из Греции, Италии, Португалии и Испании зафиксирована в 2,2 миллиона человек, на протяжении 1970-х годов она составила лишь 75 тыс. чел. В настоящее время имеет место миграция рабочей силы из стран СНГ (в основном из России, Украины, Грузии, Казахстана) в Израиль, Грецию, Португалию, Испанию и некоторые другие страны.

Таким образом, в современных условиях усиливается процесс миграции населения из стран СНГ в страны с развитой экономикой. При этом принципы международного перемещения факторов производства аналогичны принципам, на которых основывается вся международная торговля товарами.