27.02.1809 г. А. В. Владимирову
27 февраля |
Наконец, удосужась от мирской суеты и городского шума, имею несколько времени свободного, которое посвящаю тебе, любезнейший друг мой Андрей Василиевич!
Благодарю тебя за всю любовь твою ко мне, благодарю тебя, что ты не переменился ко мне.
Переезд Андрея Федоровича в город на житье, а с ним и мой, шумная, рассеянная и глупая жизнь отнимала время помыслить о чем-нибудь хорошенько. Всегда в большом занятии, а ввечеру вспоминая, найдешь, что ничего не делал, кроме пустого болтанья, а по большей части злословия; между тем удивляешься, что другие кричат: «Ах! Как весело!» В сем невинном занятии прошел мясоед. Слава богу, что я имею отговорку насчет поста и удалился, в свою прежнюю любезную Основу. Здесь все так же хорошо, хотя некоторых нужных в семействе нашем людей найти невозможно. Правда, может быть, заменятся другими. Мое дело – из своего угла смотреть на выбор и по нему себя приуготовить.
Я думаю, что я с меньшим равнодушием смотрел бы на женитьбу свою, нежели на братнюю. Вить мне уже 30, и я расположен проводить и другие 30 с родными. От счастья его зависит мое спокойствие и также – счастье. В случае неудачи или против чаяния что выйдет – я опять с бородою, хотя и от другой причины. Извини, что я о сем много говорю; это меня много беспокоит и заставляет много думать о будущей своей жизни, чего я никогда не делывал при покойнице.
Благодарю тебя за выписку из твоих приключений. Я ничего не слыхал о поездке твоей в Петербург. Удивился очень, узнав от тебя. Очень любопытен узнать подробные происшествия. Поздравляю с получением права потолстеть, дабы было что везти четырем коням. С большим нетерпением ожидаю весны, которая нас со вчерашнего дня стала дразнить. Я увижу тебя, друга моего. Дай бог, чтобы ничто не помешало нашему намерению. Благодарю за труды в проведывании об актерах тевяшовских. Театрик у нас довольно порядочный; актеры худы, актрисы еще хуже; директор (Шредер) трудится; публика ропщет, почему так не играют, как на придворном [театре], и не хотят поддержать. Я очень доволен собою, что отказался от чести быть директором, и теперь покоен.
Но всего наиболее благодарю тебя за участие о положении моем. Увидимся – будем говорить больше. А до того прощай! Пиши ко мне, когда будешь иметь время, в желании не сомневаюсь, это мне подарок.
Наши все с большим удовольствием расспрашивали про тебя; все тебя любят, и все велят кланяться. Если случится видеться с нашими, кланяйся им.
Будь здоров, счастлив, утешайся семейством и не забудь просьбы моей навестить преданнейшего тебе
Григор[ия] Квитку.
Примітки
Вперше надруковано: Попов П. М. Невідомі листи Г. Ф. Квітки-Основ’яненка, с. 40 – 42.
Увійшло до зібрання: Квітка-Основ’яненко Г. Ф. Твори у восьми томах, т. 8, с. 110 – 111.
Автограф зберігається: ЦНБ, фонд Попова П. М.
Подається за автографом.
Переезд Андрея Федоровича в город – тобто з Основи до Харкова.
… мясоед [або м’ясопуст] – тиждень, коли за церковними правилами перед весняним релігійним постом дозволялося вживати м’ясні страви.
… на женитьбу… на братнюю… – Йдеться про одруження брата Андрія після смерті першої дружини на своїй служниці, проти чого різко виступив Г. Квітка-Основ’яненко.
…при покойнице. – Тут Г. Ф. Квітка-Основ’яненко має на увазі покійну дружину брата Андрія – Параскеву Квітку.
Поздравляю с получением права потолстеть… – Г. Ф. Квітка-Основ’яненко має на увазі підвищення А. В. Владимирова в чині, що давало останньому офіційне право їздити на казенні кошти четвернею коней.
… участие о положении моем. – Йдеться про співчутливе ставлення А. В. Владимирова до Г. Ф. Квітки-Основ’яненка, під час неприємностей у родині Квіток.
… видеться с нашими. – тобто з колишніми приятелями по основ’янському театру.
Подається за виданням: Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Зібрання творів у 7-ми томах. – К.: Наукова думка, 1981 р., т. 7, с. 169 – 170.