Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

28.09.1830 г. С. Т. Аксакову

28 сентября 1830 Благополучная Основа в двух верстах от Харькова, благополучного же

Милостивый государь Сергей Тимофеевич!

Ежели Вы боитесь холеры по слухам, то судите о нашем положении когда она в нашей губернии в небольшом городке Изюме свирепствует да и самый Харьков в большой тревоге от подозрительно умирающих. Здешние доктора находят, что это не она, а подобная припадками своими первоначальными, свойственная здешним жителям и кою теперь простые бабки удачно вылечивают. Но медики-иностранцы, леча по предписаниям и давая всякого рода больному меркурий думцис и т. под., умножают смертность у нас. Как бы то ни было, наше положение незавидное! Да отвратит бог от всех людей своих всякую беду и истребит это зло с лица земли! Молитва с верою только может спасать!

Признаюсь пред Вами, почтеннейший Сергей Тимофеевич, я очень беспокоился долгим Вашим молчанием и тем более, что опасался, не навлек ли я Вам какой неприятности в многоглагольных моих письмах (что чувствительно бы для меня было очень!). И потому можете судить, с какою радостию получил Ваше письмо.

«Ясновидящая» вся предана в полное Ваше распоряжение, и потому (ежели только не заботят Вас теперешние смутные обстоятельства) всякая поправка, переделка, исключение – все зависит совершенно от воли Вашей и потому прошу Вас, не ссылаясь со мною, исполнять все по воле и желанию Вашему. Уверяю Вас, мое единственное удовольствие изъявить Вам пред всеми мое уважение и признательность.

А все, что Вы ни сделаете, верно будет гораздо лучше, нежели бы мое. Насчет магнетизма только позвольте объяснить, что я не имел намерения опорочивать его, но хотел выставить все мошенничества, под прикрытием его творимые, и потому, чего я не умел сделать, потрудитесь заставить кого-нибудь из лиц, рассказав о силе и пользе, ощущаемой нами в открытии магнетизма, тут же бы сожалеть, что плутовство под самою благодетельною маскою успевает в своих намерениях. Но это мысль моя, а воля Ваша да будет. Ежели ясновидящая исключится, то и название надобно будет переменить; предлагаю на выбор Ваш: «Ханжа», «Лицемерка», «Странница» и т. под.

О «Выборе исправника» также да будет воля Ваша. Но как я знаю на опыте, что иногда на прихотливые издержки не уделишь перекатывающихся денег, и вот по сей причине «Шельменко», требуемый многими, не может выдти из печати, то в отвращение сего г. Ширяев может принять на себя напечатание, коему прошу отдать по изготовлении и «Ясновидящую» для напечатания, а я с ним спишусь.

Но что ни говорится, а холера все на уме. Больно мне будет, ежели письмо мое получится Вами не в добром расположении духа. Да помилует нас бог всех от нее и навсегда!

Официальное известие. К корпусному командиру поселенных у нас войск, ген[ерал]-лейтенанту Никитину, явился поселенного Чугуевского уланского полка инвалидный унтер-офицер, бывший во многих походах, объявил, что он излечит всякого больного холерою. Генерал, обещав ему все царские милости, отправил его в Изюм, где болезнь свирепствовала и где по малонаселению смертность значительно ознаменовалась и тем более, что первыми ударами поражены были все аптекарские чиновники и уездный медик, и пока все это из Харькова доставлено. Но унтер-офицер, сначала оспориваемый из Харькова прибывшими медиками, наконец допущен к пользованию. Все больные у него выздоравливают, несмотря ни на сильнейший градус болезни. Он поит их им составленною микстурою, но не открывает никому секрета. Полагаем, что г. Никитин, видя на опыте пользу от его лечения, донес своему начальству или графу Закревскому и что скоро сей секрет истребуют, наградив его как следует.

Дай бог нам скорейшее утешение и избавление от сего зла. Не в мудрых века сего благодать божия живет, но милосердий творец и буих избирает для прославления имени своего!

Истинно Вас уважающий, нелестно преданнейший и покорнейший слуга

Григорий Квитка


Примітки

Вперше надруковано в журн. «Радянське літературознавство», 1972, № 1, с. 68 – 69.

У зібранні творів друкується вперше.

Датується на підставі згадки про призначення князя А. А. Закревського головою комісії по боротьбі з холерою (царський указ про це підписано 4. IX 1830 р.).

Автограф зберігається: ЦДАЛМ, ф. 10, оп. 3, од. зб. 68, арк. 14 – 15 зв. Наприкінці листа є дописка французькою мовою А. Квітки:

La marque d’estime que vous voulez bien me témoigner Monsieur et l’aimable souvenir dont a voulu m’honorer Madame votre épouse me font compter pour un devoir de profiter de cette occasion pour me recommander à la bienveillance de Madame et vous prier de voloir agréer l’assurence de la plus parfaite considération avec laquelle j’ai l’honneur d’être. Votre toute dévouée

A. Kvitka

[Знак пошани, яку Ви, месьє, хочете мені засвідчити, і приємна згадка мадам – Вашого подружжя, якої вона удостоїла мене, змушують мене порахувати своїм обов’язком використати цю нагоду, щоб вручити свою долю в доброзичливі руки мадам і просити Вас прийняти запевнення у найглибшій повазі до Вас, у якій я маю честь перебувати. Віддана Вам повністю

А. Квітка].

Подається за автографом.

Квітка Анна Григорівна (Вульф; 1800 – 1852) – дружина письменника, вихованка Смольного інституту. Часто листувалася з видавцями з приводу творів свого чоловіка, який із повагою називав її «собственным ценсором и критиком».

меркуций думцис… – препарат для лікування холери.

насчет магнетизма… – Очевидно, С. Аксаков зробив Г. Ф. Квітці-Основ’яненку закид з приводу критичного ставлення до магнетизму у п’єсі «Ясновидящая». Під магнетизмом (месмеризмом) тоді розуміли практикований доктором Месмером (1733 – 1815; проживав у Відні, потім у Парижі) спосіб лікування й демонстрування «чудес» за допомогою гіпнотизму та знахарства водночас. Магнетизм у другій половині XVIII – в перші десятиліття XIX ст. приваблював багатьох (тим більше, що в 1820 – 1830 рр. у науці стали активно вивчати магнітну дію електричного струму), доки шарлатанство прибічників Месмера не було розкрите.

Инвалидный – тут: той; що відбув службу.

генерал-лейтенант Никитин… – корпусний командир Харківської губернії.

Закревський Арсен Андрійович (1783 – 1869) – граф, міністр внутрішніх справ (з 1828 р.). Під час епідемії холери впровадив у південних губерніях карантини, які через непродуманість запобіжних засобів навіть сприяли поширенню хвороби.

буих… – от слова буевый (застаріл.) – буйний, сміливий.

Подається за виданням: Квітка-Основ’яненко Г.Ф. Зібрання творів у 7-ми томах. – К.: Наукова думка, 1981 р., т. 7, с. 182 – 183.