Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Боричев взвоз и Копырев конец

Шероцкий К.В.

Перунов холм, где ныне Андреевская церковь, отделяется от усадьбы Десятинной церкви (и соседних с нею) Андреевским спуском. Здесь стояли Подольские или южные ворота древнего города (они изображены на плане Кальнофойского) и через них проходил так называемый Боричев взвоз, соединявший верхний город с нижним – и с гаванью. Боричев взвоз (подъем) своим названием был обязан некоему Боричу, может быть, тому самому, который упоминается в 954 [945] г. в числе послов от Игоря в Царьград. Местность эта представляла естественное укрепление, но на ней были возведены еще искусственные валы, в связи с которыми, как думаеть проф. Петров, стоит и устройство самаго взвоза (в 945 г.). Вал был укреплен срубами, остатки которых были найдены в 1834 г. Из трех разных прослоек, указывавших, что вал был насыпан в три приема, – нижняя прослойка очерчивала контуры вала времени Борича. Обыкновенно место Боричева взвоза указывают между Михайловским монастырем и церковью Трех святителей, но в древности там проходил овраг, служивший естественной защитой древнего города с запада и, следовательно, спуск оказался бы вне города, тогда как на месте Андреевскаго спуска и старые планы Киева и путешественники указывают ворота и дорогу на Подол, куда вел в древности и Боричев взвоз; и ныне на Подоле в самом конце спуска проходит улица, носящая название Боричева тока (гумна ?).

Боричев взвоз имел несколько разветвлений – к церкви Пирогощи, к гавани на Почайне или Глубочице и к Копыреву концу, относительно коего также как и Боричева взвоза, шло [с.99] немало споров; положение его определяется двумя древними церквами – Симеоновской и Богословской (основанной при Владимире Мономахе). Первую из них Максимович помещает направо от Андреевскаго спуска на Подол, а другую налево. Наоборот, проф. Петров и Лашкарев помещают Копырев конец за Львовскими воротами на Кудрявце, где тоже найдены фундаменты 2-х древних храмов и где тоже могла вблизи быть пристань (на Глубочице и Киянке), упоминаемая в связи с Копыревым концом в летописи. Вопрос этот остается открытым, во всяком случае в житии св.князя Владимира и на плане Кальнофойскаго 1638 г. Симеоновская церковь показана на месте Андреевской, правда, носившей в разное время разные названия.