Начальная страница

МЫСЛЕННОЕ ДРЕВО

Мы делаем Украину – українською!

?

Ворота Раф. Заборовскаго

Шероцкий К.В.

Ворота Раф. Заборовскаго

Ворота Раф. Заборовскаго, полов. XVIII в. [с. 23]

По Сретенской или Рейтарской можно выйти к пересекающей их Стрелецкой улице, название которой тоже связано с пребыванием в Киеве московского гарнизона, а оттуда – свернуть к ограде Софийского собора у Георгиевского переулка, где находятся заложенные ныне старые ворота (брама) Софийского собора. Это прекрасный памятник строительной деятельности митрополита киевского Рафаила Заборовскаго, который, сам будучи архитектором, оставил печать свсего художественного вкуса на многих выдающихся памятниках киевской архитектуры. Ворота имеют характерные формы стиля барокко в своеобразной его украинской переработке. Под стилем барокко разумеется стиль, пришедший в западной Европе на смену стилю ренессанс в качестве реакции против классицизма, увлекшаго высокое возрождение. Барокко характеризуется в плане и в фасадах криволинейными очертаниями и стремлением к созданию новых форм; детали имеют беспокойный характер, фронтоны разрываются, колонны принимают витые формы или украшаются вьющимися растениями, появляются огромные волюты и большое количество других украшений, подчеркнутых применением раскраски. Эти особенности имеются и на воротах Заборовского – те же кривые линии вместо [с.24] прямых, стремление к эффекту, изобилие пластических деталей (лепка), изогнутый с падающими волютами фронтон и под ним сжатая арка, на коринфских колоннах; в центре щит с гербом Заборовскаго, внизу заложенный пролет между двумя пилястрами. Украинская архитектура усвоила барочные формы и сделала их своими; она очень полюбила мотив портала или ворот, создала особые фасады, украсив их великолепными щитами, фронтонами, нишами, наличниками; она популяризовала особыя формы куполов и перекрытий, а орнаментацию заимствовала из местной флоры и верований. В формах этих часто много наивного; размещаются они без всякого смысла, – но очень эффектны.