Усадьба Петровского
Шероцкий К.В.
Но больше всего следов великокняжеских сооружений X – XI в. найдено к северу и востоку от Десятинной церкви в усадьбе доктора Петровского (бывшей Муравьева, а потом Черныша), занимающей как раз территорию древнейшаго города, имевшаго обитателей еще в эпоху каменнаго века. Раскопками Хвойка в 1908 г. здесь были обнаружены фундаменты многих зданий, планов которых тоже не удалось определить, так как раскопки велись частично. Здесь были открыты фундаменты четырехугольнаго здания из продольных и поперечных стен краснаго кварцита; над фундаментами были выведены стены из кирпича, ряды коего чредовались с толстыми прокладками цемента; поблизости валялись обломки карнизов и наличников из мрамора, поливные плитки (от облицовок) со знаками св.Владимира, круглые стекла, фрагменты фресок и мозаик; огромное количество перегоревших бревен от потолков указывало, что здание было двухэтажное. В этих остатках Хвойко видел терем Ольги или Владимира, погибший в пожаре 1017 г. вместе с другими зданиями города. (Петров считает эти фундаменты остатками церкви, а дворец помещает в усадьбе Дузинкевича у церкви св.Андрея).
В северо-восточном направлении от Десятинной церкви он тоже нашел кладку из древнего кирпича и гранита с остатками фресок и кирпичами, имеющими знак Владимира; г. Хвойко из этого герба составлял слово Владимир. Хвойко открыл также части другого терема XII в. (уходит под усадьбу Слюсаревскаго) – с богатыми фресковыми украшениями, которые во время раскопок были уничтожены ливнем, но отдельные куски коих (в городском музее) обнаруживают прекрасную придворную живописную манеру. Там же оказалось много более простых жилищ в виде прямоугольных, иногда двухэтажных построек в сруб, большей частью состоящих из сеней и двух помещений с перегородками из вертикальных брусьев и с расписными печами, а также подземная [с.94] деревянная галперея, идущая к спуску под вал на краю горы.
Вал оказался насыпанным в несколько приемов и заключающим в себе деревянные срубы с контрфорсами для поддержки насыпи и для хозяйственных и других надобностей. На валу были стены; он шел от угла Житомирской и Владимирской улиц и, огибая нынешний Десятинный переулок, по откосу Кожемяк, направлялся к соседней с усадьбой Петровскаго усадьбе Слинко (где узорчатый с куполами на крыше огромный дом), а оттуда поворачивал на восток опять к Софийским воротам. Внутри этого вала «на Горе» в отличие от торгового Подола, раскинувшагося внизу, жила киевская аристократия (двор тысяцкаго Чудина и др.) в упомянутых выше исписанных и златоверхих теремах, воспетых былинами и изображенных в памятниках письменности.
Автор XII в. описывает жизнь киевскаго богача : он живет богато, ходит в багрянице и паволоке, имеет тучных коней-иноходцев, с золотой сбруей и позлащенными седлами; ему предшествуют рабы в золотых гривнах – в большом количестве, а сзади идут другие рабы в монистах и обручах; обед ему подают на золоте и серебре; многие повара трудятся над приготовлением пищи, рабы несут блюда, другие «махающе ему с боязнию». Ночью устраиваются пиры с гуслями и свирелями, потом готовят одр из паволочных перин и, когда господин не может уснуть, «друзи ему в нозе гладят, инии по лядвиям тешат его, инии по плечем чищут, инии бают ему и кощунят». Даниил Заточник сообщает о собольих одеялах, червленных сапогах и багряницах на боярских слугах.
Подтверждением этой роскошной жизни являются найденные Хвойком остатки всевозможных художественных ювелирных, керамических, литейных, резных, скульптурных, стекольных, мозаичных, оружейных мастерских и множества предметов, уясняющих процесс работы в этих мастерских (оригинальные untensilia эмаль[с.95]еров, куски эмалей, матрицы) и общее высокое состояние культуры в древней Руси. С богатством этих и подобных им находок, сделанных на территории одного только Киева не могут сравниться находки со всей остальной восточной Европы того времени. Диадемы, цепи, медальоны, гривны, колты с изящною перегородчатою эмалью доказывают степень богатства, прихотливости роскоши и вкуса стараго Киева, этой aemulae Constantinopolis, где жизнь в эпоху князей уже выходила из рамок натуральнаго хозяйства, где потребитель и производитель составляли различные экономические группы. Соседние с городом Владимира Кожемяки и Гончары доказывают существование в Киеве ремесленных кварталов.
Благосостоянию и развитию аристократической части древнего Киева был нанесен ущерб пожаром 1017 г. и вражескими нападениями. Следом одного из таких нападений, может быть Батыя в 1240 г. – является открытая Хвойком в саду Петровскаго у восточной стороны Десятинной усадьбы, братская могила с сотнями костяков мужских, женских и детских. Под трупами был положен на дне редкий по красоте своих пропорций запрестольный крест византийской работы X века (в собрании Ханенка в Киеве) – может быть взятый из Десятинной церкви после того, как она обрушилась, похоронив под собою множество народа, или из первоначальнаго храма св.Феодора (?). Форма креста (с расширяющимися концами) частию та же, что на рассмотренных выше гробницах и в фресках св.Софии; распространенность её объясняется тем, что она воспроизводит крест, который возбуждал особый интерес в христианском обществе – это крест, поставленный на Голгофе св.Константином. Медальон с изображением св.Феодора Тирона в центре креста, действительно, приводит на память существовавший здесь вблизи Феодоровский монастырь, умученнаго язычниками варяга Феодора.
[с.96] Ольга и Владимир со своими боярами и дружиной жили к северу и востоку от Десятинной церкви. Ярослав и преемники его, впоследствии расширив старый «терем на горе», устроили еще на юге новый «великий двор Ярославов» на месте нынешней Трехсвятительской церкви на улице того же названия; вблизи его находился двор Мстиславов – на юго-запад от Десятинного храма; здесь же в неизвестном направлении лежал двор Василька Юрьевича; (дворы других князей были расположены за городом).